Консультация для педагогов "Адаптация детей раннего возраста"
статья

Консультация для педагогов    " Адаптация детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gul.odt45.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Адаптация

             Адаптация- это процесс   вхождения человека в новую среду и приспособления к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным

(адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом или негативным ( стресс).

                                        Три фазы адаптационного процесса:

      1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям , нарушением сна, снижению аппетита , регресса в психическом развитии ( длится в среднем 1 месяц).

      2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития , особенно психического , по сравнению со средними возрастными нормами ( длится 3-5 месяцев).

      3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети  к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

      Три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного             периода:

      • легкая адаптация - эмоциональное состояние ребенка улучшается в

течение двух-трех недель;

• адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 1-1,5

месяцев;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

            Типичные реакции ребенка на процесс адаптации:

• активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик);

• эмоциональная нестабильность - любой раздражитель может спровоцировать

новый приступ плача;

• отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях ( тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

• ребенок пассивен, не идет на контакт ни со взрослыми, ни с детьми, предпочитает находиться в уединении .

• ребенок временно теряет навыки, особенно вновь приобретенные перед началом посещения детского сада ( есть ложкой, ходить самостоятельно, в туалет).

• могут проявляться агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из

ситуации (двигательный протест, агрессивные действия);

• ребенок теряет аппетит.

                Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

1. Возраст;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режиму к режиму детского сада.

                           Причины тяжелой адаптации к ДОУ:

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек;

3. Неумение занять себя игрушкой;

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

                 Принципы организации работы в адаптационный период

1. Неполное пребывание ребенка в начале адаптационного периода. Начинаем с         2 часов в день.

2. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у ребенка привычек (в том числе и вредных);

3. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка ( заполнение адаптационных листов);

4. Установление тесных доверительных отношений с родителями.

               Принципы работы с детьми в адаптационный период:

  1. Активная работа с родителями по профилактике дезадаптации;

  2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

■ Выстраивание общения с ребенком с учетом индивидуально-психологических особенностей детей раннего возраста;

■ Формирование адекватной предметно-развивающей среды: доступность игр;

разнообразие игровых материалов (форма, текстура, цвет, материал и т.д.);

Периодическая смена игровых материалов; использование природных и

неигровых материалов в игре;

  3. Формирование у ребенка чувство уверенности в окружающем:

■ Знакомство и сближение детей друг с другом;

■ Знакомство с воспитателем, установление открытых, доверительных отношений между воспитателем и детьми;

■ Знакомство с группой;

Для этих целей используется оформление среды группы и развивающие игры.

                 

                                 Что делать, если ребенок капризничает?

                                                     

      Помните, что плач — это естественная реакция на стресс. Плачем, ребенок не только снимает физиологическое возбуждение, но и отреагирует негативные эмоции, связанные  с разлукой с матерью. Для того, чтобы ребенку  быстрее  адаптироваться к ДОУ, ему нужно « проплакать» свое горе. Поэтому в первое время стоит позволить ребенку плакать. Обнимете его, уверьте в своей любви, будьте с ним рядом в этот период. Предложите вместе погрустить , а когда увидите , что плач ребенка сходит на нет отвлеките его игрушкой.  

     Если ребенок не идет на контакт с вами и хочет остаться один, предоставьте ему такую возможность. Сохраняйте спокойствие, не навязывайте общение, но давайте ребенку понять, что вы его видите, слышите и не забываете о нем.

     Постарайтесь поменьше устанавливать запреты. Если в группе детского сада делать что-то нельзя( обрывать цветы, играть с водой в умывальнике и т.д), мягко скажите ребенку « нельзя» предложите другой вид деятельности.

      Постарайтесь как можно больше играть с детьми, так как дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно организовывать свою деятельность.

          Мероприятие помогающие снять эмоциональное  напряжение у

             ребенка и помогающие  смягчить протекание процесса

                                                             адаптации :

1 Двигательные игры на снятие эмоционального напряжения;

2 Релаксационные игры с элементами телесной терапии ( поглаживание , обнимание и т.д).

3 Использование музыкального сопровождения при  занятий и свободной деятельности детей;

4 Игры — ритуалы начинающие новый день ребенка в детском саду.

5 Наличие богатой сенсорно — развивающей среды и разнообразие игр в открытом доступе.

               

                                                  Консультация

« Организация адаптационного периода в группе              

                                    раннего возраста»

     

                                                 Воспитатель: Усмонова Г.А

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: «Агрессия в раннем возрасте».

Консультации предначначена для родителей детей, ведущих себя агрессивно. Раскрываются такие понятия как "агрессивность","агрессия", "агрессивное поведение",причины,профилактика и последствия. Хо...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста

В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...