Мастер – класс для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»
учебно-методический материал

Ашимова Гульэра Касымжановна

 

Мастер – класс для воспитателей

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

 через различные виды деятельности»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx98.15 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                

                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Мастер – класс для воспитателей

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

 через различные виды деятельности»

                                                                     Подготовила: Ашимова Г.К.

              «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

 через различные виды деятельности»

Цель: совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи: 

- повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.

- Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию. 

- Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников.

       Познание Родины, родного дома- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

        В детском саду система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

СЕМЬЯ—ДЕТСКИЙ САД—РОДНАЯ УЛИЦА;

РАЙОН—РОДНОЙ ГОРОД—РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;

СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)—ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

Что отличает патриота?

Самое главное: Духовно-нравственные качества человека.

 Духовно-нравственные качества наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее поведение, да и на то, каким человеком он станет. И на эту работу нам отведено около четырёх лет, потом будет поздно. Почему?

Да потому, что в этот период дошкольного детства дети принимают всю информацию безусловно, поглощая, копируя, запоминая звуки, взгляды, жесты, слова, эмоции.

(обращение внимания на магнитную доску)

Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?

Прикрепите лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.

(педагоги прикрепляют лепестки, со словами: добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный. И объясняют их значение)

Спасибо, Вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.

(переворачиваю лепестки и получаются слова: злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный)

Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?

Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека (переворачиваю сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества», там сердце)

Как Вы думаете, какое сердце будет у человека с такими качествами?

Каменное.

Перед Вами каменное сердце, возьмите его. Какое оно?

Тяжёлое, холодное.

Вот Вам сложное задание: представьте, что это ваше сердце, Вам надо освободить своё сердце от камней, только сделайте это осторожно, выкладывая камни, подумайте, что выкладываете из своего сердца: боль, обиды, злость, гнев, страх, зависть, усталость, лень…

Скажите, какое теперь стало ваше сердце?

Пустое, легкое.

Хотите наполнить его духовно-нравственными качествами?

(педагоги наполняют сердца цветными цветами, сердечками, бабочками)

Скажите, теперь какое стало ваше сердце?

Цветное, лёгкое, красивое.

А какое чувство у Вас сейчас?

Давайте постараемся, не только сохранить эти ощущения, как можно дольше, но и передать их своим близким и нашим детям, ведь нам с Вами дана уникальная возможность повлиять на жизнь наших воспитанников.

Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка получить доброе, прекрасное и что вызывает положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формировании личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство воспитателя. Ребенок должен это начать с того, чтобы обернулся лицом к своей семье, интересовался, задумался о своей семье. Почувствовал любовь своей семьи, окружающих и сам также относился всем.

        Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.

К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:

  • социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
  • родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.
  • материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;

Развивающие цели патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
  • улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
  • развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).

Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:

  • навыков сотрудничества, помощи друг другу;
  • любви к родной культуре и родным местам;
  • желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);
  • уважения к культуре и родным местам других людей.

Виды деятельности:

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Для начала, я предлагаю Вам поиграть, подойти к столу и выбрать по одному предмету из предложенного набора картинок, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.

Игра.

Валенки, посуды с росписью гжель или хохлома, сандалии, кроссовки, самовар, вилка, балалайка, матрешка, скрипка, барабан, Барби, робот, лего, гитара, пиала, сковорода, берёза,

 (Педагоги выбирают)

Педагог: поместим их вместе, а ведь такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. (Россияне)

 Считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Педагог: Уважаемые участники, продолжая нашу встречу, я хочу предложить вам ассоциативную игру «Продолжи высказывание».

Перед вами ассоциативные картинки, я предлагаю вам продолжить высказывание «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…» выбрав одну из картинок. Обоснуйте ваш выбор. (Ответы педагогов)

Игра: «Добрые слова»                                                                                                     

 Ведущий достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Игра: «Перепрыгни через лужу»

    Кочки раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одной на другую без помощи. Участникам предлагается пройтись по кочкам. Затем кочки убирается и расстояние становится больше, затем еще одна и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. (Участники должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу).

          - Сложно ли было перешагивать одному, и как когда кто-нибудь пришел помочь? Особое место в развитии каждого человека играет поддержка. Когда вы поддерживаете, помогаете друг другу, вместе легче преодолевать трудности.

       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

       Наиболее эффективными методами и формами являются такие, где дети сами были бы активными участниками, где бы широко применялась наглядность. Поэтому одной из самых интересных форм образовательной деятельности является экскурсия.  

   К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте. Важно заранее создать у ребенка соответствующий настрой.

   Экскурсии вводятся в образовательный процесс со второй младшей группы. В основном это экскурсии внутри детского сада. Это знакомство с профессиями сотрудников детского сада. Со средней группы меняются темы: экскурсии на почту, магазин, в природу, на сельскохозяйственные объекты. Это ознакомление с объектами ближайшего окружения и проводятся за пределами детского сада. В старшей и подготовительной группах темы экскурсий разрабатываются самостоятельно педагогами.

    Экскурсии в музеи и выставки, местные достопримечательности, очень познавательны. Они знакомят детей с подлинными памятниками материальной и духовной культуры нашего поселка: с жизнью и обрядами своих далёких предков, с предметами быта, древними орудиями труда, историей и развитием края, знакомство с архитектурой, планировкой и застройкой города. Решаются задачи воспитания чувства гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

    Главные атрибуты государства - нашей Родины являются Герб, Флаг и Гимн. И к концу нашего мастер-класса мне хотелось бы предложить вам собрать свой герб.   Но сегодня мне бы хотелось, попросить вас собрать не герб нашей и своей семьи страны, и даже не герб нашего поселка. Я сегодня предлагаю Вам собрать свой персональный герб, как вы его себе представляете детям. Я подготовила вот такие щиты разных цветов, силуэты изображений, которые на их щитах могут располагаться. Потому что творчество и фантазия ваша будут только приветствоваться. Пожалуйста, творите, собственный личный персональный герб. (Составляют герб из разных цветов картона и картинок)

Педагог: пожалуйста, кто может прокомментировать свой герб? (участники представляют свои работы). Спасибо большое участникам, посмотрите, какие позитивные гербы у нас получились.  

Надеюсь, что данные методики помогут и Вам в осуществлении благородного дела — воспитания ГРАЖДАН нашей Родины — России!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей. «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами фольклора через игру на народных инструментах – ложках».

Мастер-класс для родителей.«Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами  фольклора через игру на народных инструментах – ложках»....

Мастер-класс для воспитателей по включению экспериментов в другие виды деятельности

Данный материал будет интересен как начинающим, так и опытным педагогам. Он поможет включать эксперименты в процессе всего обазоврательного процесса, во все виды детской деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

       Моя задача как воспитателя – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее, добрее. Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте,...

Мастер-класс для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»

Мастер-класс для родителей«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»...

Самообразование "Патриотическое воспитание через различные виды деятельности"

Перспективное планирование по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021–2022 учебный год разновозрастная группа (4&ndash...

Мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»

        Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об ...

Мастер-класс на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дружеских отношений у дошкольников, посредствам игровой деятельности»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур...