Мини лекция для педагогов "Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей без потерь. Готовый алгоритм"
консультация

Елена Сергеевна Еременко

Конфликты родителей за годы пандемии почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги модерируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтрольны и даже становились темой негативной новостной повестки. В консультации – алгоритм, как не допустить неконтролируемые конфликты и выйти из них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc55.5 КБ
Файл skhema_poryadok_dejjstvijj_pri_konfliktakh_v_chatakh.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 101»

Мини – лекция для педагогов

 на тему: «Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей без потерь. Готовый алгоритм»

                                                                  Подготовила: педагог-психолог

                                                                               Еременко Е.С.

Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей без потерь. Готовый алгоритм

Если есть на свете ад, это родительский чат. Там правда все так плохо? Почему участники сходят с ума? Как не довести ссору в WhatsApp до массовой драки родителей со стрельбой (да, такое было) .

Педагоги модерируют те чаты, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтрольны и даже становились темой негативной новостной повестки.  Как вы помните,  после неосторожных реплик в переписке был избит волгоградец Роман Гребенюк, в одиночку воспитывавший ребенка. Он умер в реанимации, школьница осталась сиротой. В Петербурге произошла массовая драка родителей со стрельбой.

Почему родители «звереют»

— Одной причины, по которой родители в чатах сходят с ума, нет. Это слоеный пирог, если хотите, эмоциональный коктейль.

Порой люди очень остро реагируют, когда им предлагают создать чат, говорят: «Ой, нет, у меня их и так много». Среднестатистический родитель с одним ребенком состоит как минимум в двух-трех чатах — это не считая личных и рабочих. Помимо этого, он сидит в соцсетях. Получается насыщенная онлайн-жизнь, от которой человек не отдыхает. Нет информационной гигиены. От этого нарастает напряжение

Это напряжение показывает невротизацию общества. В таком состоянии конфликты вспыхивают как спичка. Все усугубляется тем, что интернет обезличивает: мы не видим эмоции собеседника и часто вкладываем в его сообщение свое состояние. Нам может просто показаться: «Не точку поставили, а многоточие. И смайлик грубый — ничего себе!». Такие недопонимания возникают еще и потому, что нет общепринятого интернет-этикета.

Плюс на все это накладываются личные проблемы людей на работе, в семье. Если собеседник на взводе, он легко реагирует на мелочи.

У чатов есть свой биоритм. Сезонное обострение «решить здесь и сейчас» происходит перед выпускными, Новым годом, 23 февраля, 8 Марта и в начале учебного года. Все это важно учитывать и не принимать близко к сердцу.

И до создания чатов, конечно, возникали конфликты. Но их было легче пережить: ребенок рассказал, родитель себе накрутил, но, прежде чем встретиться и поговорить с обидчиком, у него было время подумать и остыть.

А в онлайне мы сами все время себя подогреваем перечитыванием диалогов. Прежде чем встретиться, успеем оскорбиться на всю жизнь.

Должен ли воспитетель находиться в чате?

— Воспитатели  и так перегружены работой. Плюс каждое слово, сказанное ими в публичном пространстве, может использоваться против них, дать повод для жалоб. Чаще не из-за того, что воспитатель  что-то не то сказал, а из-за неадекватности слышащего.

Собрать чат общих вопросов, где воспитатель  может сразу всех обо всем информировать, полезно. Это поможет сэкономить время. А чат для организации праздников, ремонта и выбора подарков ему не нужен. Этим должны заниматься родители.

В таких чатах необходима психогигиена. Это как убрать сорняк — вырвать, чтобы он не распространился на грядке. Если люди видят безнаказанное поведение, они начинают считать, что так и нужно, и срываются.

Лучшее решение — назначить модератора, который будет иметь право делать замечания и временно удалять нарушителей.

Выбирать модератора нужно внимательно и осторожно. Важно, чтобы это был негласный авторитет. Бывают такие  ситуации, когда «лидер», организовавший чат, сам оказался эмоционально неуравновешенным человеком. Во время обсуждения ремонта он удалил чат, потому что его предложение не поддержали единогласно.

Это смешная ситуация. А вот когда конфликты не кончаются, удалить чат — действительно хороший способ прервать ссоры и начать все с чистого листа. Главное, создав новую беседу, сразу обозначить правила.

Какие рамки нужны

— Модератор или воспитатель должен сразу ввести правила. Определить и озвучить цель чата, попросить отвечать только по существу и не заваливать всех открытками и посторонними вопросами. Будут разногласия  или нет, также во многом зависит от правильной постановки вопроса. К примеру, нужно писать не «все ли придут сегодня?», а «отпишитесь только те, кто не придет».

Можно предложить еще такие правила:

  • Не отправлять сообщения раньше 7:00 и позже 22:00.
  • Соблюдать гигиену общения — нет неуважению, переходу на личности.
  • Не отправлять каждое слово отдельным сообщением.
  • Внимательно читать чат и избегать повтора вопросов.
  • Нет голосовым сообщениям — не всем удобно слушать, а еще, когда мы их проигрываем, можем заражаться настроением говорящего. Это никому не нужно.
  • Писать грамотно — ошибки могут раздражать и возмущать.

Важно, чтобы родители  писали по делу и без эмоций. 

Можно напомнить родителям, что ответственность за неадекватное поведение в чатах никто не отменял.

Статья 5.61 КоАП РФ: оскорбление, выраженное в неприличной форме, влечет штраф от 3 до 5 тыс. рублей.

Статья 282 УК РФ: наказываются действия и насильственные угрозы, возбуждающие ненависть, вражду и унижение достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии и принадлежности к социальной группе. Они влекут штраф от 300 до 600 тыс. рублей или принудительные работы от 2 до 5 лет. Или даже лишение свободы от 3 до 6 лет.

Если конфликт случился, есть готовый алгоритм.

Готовый алгоритм 

Получите контроль. Приложите усилия, чтобы временной отрезок, в котором конфликт развивается стихийно, без вашего контроля, сократился. Если есть родительский комитет, заранее обговорите с его членами вопрос о том, что нужно сразу информировать воспитателей  о сложных ситуациях в чате. Если комитета нет, проведите  доверительную беседу с лидерами родительской группы – активными мамами, которые быстро обрастают дружескими связями.

Договоритесь с психологом.  Педагогам  необходимо  сразу рассказывать педагогу психологу  о конфликтах, причем, независимо от того, на чьей стороне будут их личные симпатии. На этом этапе психологу важно владеть информацией, чтобы у него  была возможность вмешаться. Психолог  всегда должен вмешиваться, если конфликт возник в связи с ребенком. Если конфликт не связан с ребенком, психолог вмешивается  в случае, если он вышел за пределы чата или если в него начинают вовлекаться родители массово.

Остановите активный конфликт. Отдельно поговорите с каждой стороной, чтобы определить, какой характер у проблемы взаимоотношений – она патологическая или эмоциональная, ситуативная. На этом этапе главная задача – успокоить обе стороны, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Найдите лидера. Если одна из конфликтующих сторон – не один родитель, а группа, определите в ней лидера и говорите с ним. Определите, кто в группе наиболее активный родитель. Часто лидер – это председатель или член родительского комитета. Работайте с группой через этого человека и других активистов, двух-трех родителей, которые часто берут на себя организационные вопросы и открыты в общении.

Выберите форму общения. Предпочтительнее очный разговор. Но  в большинстве случаев воспитатель будет говорить с родителями по телефону. В процессе беседы узнайте мнение каждой стороны о ситуации. Если по разговору становится ясно, что есть вероятность реальной угрозы детям или другим родителям, немедленно сообщите педагогу психологу и заведующему.

Соблюдайте субординацию. Если оба родителя эмоционально уравновешены, то в большинстве случаев сам факт того, что их конфликт вышел на уровень руководства, повлияет на их поведение. Со своей стороны, если будет уместно, расскажите родителям о том, как дети воспринимают конфликты своих мам и как эскалация конфликта может отразиться на взаимоотношениях в группе. Если в процессе разговора видно, что родитель не в состоянии взаимодействовать, дезориентирован, выходом может быть решение изолировать его от группы для комфорта всех ее участников.

Проведите общее мероприятие. Позовите родителей группы, в которой произошел конфликт, на встречу: мастер-классы, соревнования, совместные с детьми развлечения, объединяющие родителей.. Если стороны конфликта лояльны, дайте им совместное задание – например, сделать совместные постройки, вместе сделать поделку. Чтобы подогреть интерес, используйте необычные задания.

 Первое время после конфликта педагогам нужно стремиться наладить отношения между сторонами с помощью мелких поручений и похвалы. Педагогам нельзя высказывать отрицательного мнения о сложных родителей. Несмотря на личные симпатии, вы обязаны держать нейтралитет. Наблюдайте за группой, как проявляют себя участники конфликта.

                                     Памятка для родителей

«Как осторожно указать, что ваши личные границы нарушают, и не влезть в конфликт»

          Главное — не вовлекаться в конфликт. Если ссоры как таковой нет, но вы чувствуете нарушение личных границ, можно ответить так: «Я сделаю вид, что этого не читала. Пожалуйста, удалите сообщение, потому что у нас так не принято общаться». Важно подчеркнуть, что это именно общие правила, а не «Да как ты смеешь со мной так разговаривать?!».

Также не стоит играть в воспитателя  и писать: «Не матерись». Нужно не поучать, а быть дипломатичным: «У нас так не принято общаться», «Давайте не применять ненормативную лексику».

Чтобы не вовлекать в конфликт все больше и больше людей, нужно перенести беседу в личные сообщения. Написать: «Мне были неприятны ваши слова. Давайте решим это, и не будем втягивать других. Можете лично сказать, что вам не нравится, чтобы никому не мешать».

К общению в личных сообщениях может побуждать модератор, предложить одной и другой стороне встретиться и решить вопрос вместе с воспитателем.

Вот еще несколько советов, которые помогут не раздражаться и не входить в конфликт:

  • Просматривайте чат, когда у вас есть на это время и только когда вы отдохнувшие, в добром расположении духа.
  • Отключите уведомления и автоматическую загрузку файлов, чтобы они вам не мешали.
  • Если вы прочитали сообщение, которое вас задело, не отвечайте сразу. Отложите телефон, отвлекитесь, а потом перечитайте и сформулируйте короткий ответ.
  • Прежде чем вступать в конфликт или мирить кого-либо, спросите себя, зачем вам это нужно. Чего вы добьетесь?

Помните, для чего вы пришли в чат, — выступать в интересах своего ребенка. Важно спросить себя, что вы хотите для него. Конфликт точно не улучшит ничьи отношения.

Мне грубят или угрожают в родительском чате — что делать?

     Если все совсем плохо, нужно помнить, что вы вообще не обязаны быть частью какого-то чата. Всегда можно выйти из него и быть в курсе всего самого важного. У воспитателя есть номер вашего телефона — без связи не останетесь.

Агрессивные люди неизбежно встречаются. Просто нужно следить за своими реакциями. Важно понимать, что их поведение не имеет к вам отношения. Если человек так бурно реагирует, значит, у него есть проблемы в жизни и он их не выдерживает.

Если вам угрожают, напишите провокатору развернутое личное сообщение, используя его фразы: «Я правильно понимаю, что вы хотели сказать то-то». Не вступайте в конфликт.

Если вы не будете подливать масла в огонь, человек на своей энергии долго не продержится, потому что в конфликте не бывает одного участника.



Предварительный просмотр:

                                       Схема для педагогов

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ КОНФЛИКТАХ В ЧАТАХ

Члены родительского комитета сразу информируют воспитателей о конфликте

Воспитатель немедленно информирует о конфликте педагога-психолога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Решаем конфликты или кто в семье главный"

Консультация для родителей "Решаем конфликты или кто в семье главный"...

консультация для родителей "Умеем ли мы решать конфликты"

РЕШЕНИЕ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ.Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: н...

Консультация для родителей по противодействию терроризму "Давайте жить дружно. Учимся решать конфликты".

Терроризм - это тяжкое преступление. Появилось понятие терроризм в 18 веке....

Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей в чате без потерь

Конфликты родителей почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги моделируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтрольны и даже становились тем...

Как решить конфликт родителей без потерь

Конфликты родителей почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги моделируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтрольны и даже стано...