Семинар-практикум «Механизмы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»
методическая разработка

Перевозкина Алёна Валерьевна

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

(МАДОУ «ДС «РАДУГА»)

Семинар-практикум

«Механизмы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»

        подготовил:

ст.воспитатель

Перевозкина А.В.

г. Новый Уренгой

2023г.

Цель: повышение  уровня  профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать, надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ.

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:

«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1.

«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п.3.2.1).

Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка.

Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей.

Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей.

Для начала выделим основные типы родителей, по отношению к детскому саду:

Пассивные  родители  постоянно  заняты  служебными  делами  и  поэтому  перепоручают  своих  детей  заботам  профессионалов:  «Вы  воспитатели,  вот  и  следите  за  ребенком,  это  ваша  работа».

Избегающие  проблем  родители  словно  ставят  перед  собой  цель  убедить  всех  (и  себя  в  том  числе),  что  у  них  все  в  порядке,  даже  в  том  случае,  когда  специалисты  (логопед,  воспитатель,  медицинский  работник)  советуют  обратиться  по  поводу  состояния  их  ребенка  в  специальное  учреждение.  Для  таких  родителей  характерно  утаивание  медицинской  информации  от  специалистов,  которые  могут  и  должны  помочь  детям.  Они  не  считаются  с  результатами  тестирований  и  обследований,  панически  боятся  разглашения  медицинского  диагноза,  поставленного  их  ребенку,  и  могут  сказать: «Тесты  у  вас  неправильные,  вы  ошибаетесь,  у  нас  нет  никаких  проблем!».  Сотрудникам  дошкольного учреждения  необходимо установить  с такими  родителями  особо  доверительные  отношения,  чтобы  они  поверили  в  необходимость  и  безопасность  работы  специалистов  с  их  детьми.

Агрессивно  недовольные – родители,  постоянно  критикующие  действия  воспитателей,  часто  требуют  разбирательства  их  претензий  в  вышестоящих  инстанциях,  хотя  дело  можно  решить  в  режиме  конструктивного  общения  с работниками  детского  сада. Это  может  негативно  сказаться  на  взаимоотношениях  их  детей  с  педагогами,  которые  стараются  любыми  путями  избежать  конфликта.

Надменные  интеллектуалы  считают  свое  мнение  единственно  верным,  особенно  если  информация о  ребенке  требует  пересмотра  их  роли  в  воспитательном  процессе. Они  могут  перебить  воспитателя,  пойти  на  открытый  конфликт,  не  выполнить  необходимых  рекомендаций,  если  им  покажется,  что  специалист  недостаточно  авторитетен.  

       За  всеми  этими  типами  поведения  скрывается  уязвимость взрослых,  нередко  холодность  по  отношению  к  детям,  непонимание  их  проблем,  растерянность,  боязнь  показать  истинные  чувства,  разрушить  стереотип  своего  поведения.  К  сожалению,  от  этого  в  первую  очередь  страдают  дети,  не  имеющие  возможности  получить  адекватную  помощь  педагогов  и специалистов  до  тех  пор,  пока  родители  не  изменят  своего  отношения  к  их  проблемам.    

Со  стороны  педагогов  сегодня  также  встречается  не  совсем  правильная  позиция:  игнорирование  мнение  родителей,  незнание  условий  семейного  воспитания,  превознесение  собственных  успехов  и  заслуг,  навешивание  ярлыков  («Яблоко  от  яблони…»,  «У  таких  родителей  такой  ребенок,  ничего  удивительного!») – все  это  позволяет  говорить  о  разных  типах  поведения  воспитателей.

Воспитатель  родителей – считают,  что  мамам  и  папам  (как  и  детям)  требуется  все  объяснить,  так  как  они  менее  компетентны,  чем  специалисты,  которые  занимаются  с  детьми  каждый  день.  Такие воспитатели  обычно  не  учитывают  особенности  семьи  конкретного  ребенка,  считают  свое  мнение  единственно  правильным.  Как  ни  странно,  этот  стиль  отношений  часто  проявляется  не  только  у  опытных  воспитателей,  но  и  у  молодых  специалистов.

Закрытые  воспитатели  стараются  не  привлекать  внимание  к  своей  работе,  не  любят  делиться  своими  профессиональными  трудностями,  так  как  опасаются  критики  со  стороны  коллег,  родителей,  руководства.  Скованные  и  немногословные  со  взрослыми,  они  сосредоточенны  на  своей  работе,  исполнительны  и  комфортно  чувствуют  себя  только  среди  детей.  С  родителями  не  всегда  делятся  информацией  об  их  детях.

Интеллектуалы – воспитатели,  которые  игнорируют  коммуникативную  деятельность  дошкольников,  не  учитывают  эмоциональную  мотивацию  их  поведения.  В  своей  работе  они  уделяют  больше  внимания  занятиям,  а  не  игре  и  общению  детей  друг  с  другом.

Ранимые – неуверенные  в  своей  правоте,  переживают  из-за  каждого  конфликта,  неласкового  слова,  взгляда.  Им  порой  трудно  требовать  от  детей  дисциплины,  трудно  наказать,  заставить  ребенка  что-то  делать, поговорить  с  родителем.  Им  бывают  невыносимы  претензии  родителей  или  администрации,  замечания  к  их  работе.  Они стараются  быть  особенно любезными,  чтобы  не вызвать  гнев  у  окружающих.

Воспитатели - педанты  требуют  четкого  выполнения режима,  правил  поведения,  соблюдения  тишины  и  порядка.  Любое  бурное  проявление  индивидуальности  ребенка  рассматривается  ими  как  нарушение.  В  результате  тихие  и  послушные  дети  становятся  любимчиками,  а  активные  и  подвижные  часто  наказываются  как  возмутители  спокойствия.  Информация,  которую  получают  родители  от таких  педагогов,  касается  в  основном  вопросов  дисциплины  и  поведения  ребенка.

Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или родителя очень узнаваемы. Так как же наладить мостик понимания между семьей и детским садом? Попробуем на практике проработать наиболее часто возникающие ситуации недопонимания и поделиться опытом в решении таких ситуаций.

Практическая часть:

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями. Проверить ваши установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

  1. Тест на эффективность общения.

I.

А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

II.

А) меня должны уважать.

Б) я должна завоевать уважение.

III.

А) я должна быть в центре внимания.

Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

IV.

А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов (правильные ответы): 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения

2. «Правило трех плюсов»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».

+ Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

3. Упражнение «Вопрос – ответ».

  • Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье).
  • Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс).
  • В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.).
  • Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.).
  • Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

4. Игра «Подбери словечко»

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что к основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО». Предлагаю вам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. (Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный).

5. Обсуждение конфликтных ситуаций.

Описание конфликтной ситуации для первой подгруппы педагогов: Мама привела ребёнка в детский сад с насморком, поставила в кабинку спрей для носа, таблетки противовирусные и микстуру от кашля, и, ничего не сказав мне, ушла. Дети стали играть в «больницу» и ребёнок принёс лекарственные препараты из кабинки в группу. Мне он сказал при этом, что мама дала ему бутылочки для игры. Я обратила внимание на то, что один из флаконов из стекла и во избежание травм я попросила отдать этот бутылёк мне. Когда ребёнок с неохотой подал мне флакон, я обнаружила, что он не пустой. Мне пришлось «конфисковать» «игрушки». Вечером, когда мама пришла за ребёнком, я пригласила её выйти в коридор, где нас никто не смог услышать и рассказала о случившемся, попросив пояснить, для чего она принесла лекарства в детский сад. В ответ мама накинулась на меня с претензиями: «А что Вы хотите? Я целыми днями на работе! Мне же как-то нужно лечить моего ребёнка! Я дала ему лекарства и всё объяснила, что и когда ему нужно принять! Он уже взрослый мальчик и вполне самостоятельный! А Вы могли бы и сами дать ему лекарства, ничего бы не случилось! Дети с Вами находятся целыми днями, и Вы обязаны следить за здоровьем детей!».

Описание конфликтной ситуации для второй подгруппы педагогов: Вечером, во время ухода ребёнка домой, педагог в общении с мамой девочки 5 лет говорит о том, что ребёнок не умеет самостоятельно кушать, отказываясь даже брать ложку в руки. В данном возрасте дети должны уметь обращаться со столовыми приборами и кушать самостоятельно. На что мама девочки отвечает: «Мне некогда сейчас об этом разговаривать!». Тогда я предложила ей подойти на следующий день и пообщаться на данную тему. Перед предстоящей беседой я сделала упражнение «Перед сложным разговором». Вечером, когда мама пришла за дочерью, я вышла поговорить с ней, на что женщина начала возмущаться: «Вот я Вам привела в сад ребёнка, Вы и научите! А мне некогда, я работаю! Это ваши обязанности учить всему!».

В завершении нашего семинара хочется процитировать японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

Давайте же воспитывать достойное поколение.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  • Не выносите суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  • Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  • Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  • Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  • Не разглашайте «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  • Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителям.

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача...

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ  с родителями воспитанников»...

Семинар-практикум на тему: "ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ"

Российская Федерация Министерство просвещенияУправление образования городского округа КрасногорскМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4143408 Московская область, г. Красногорс...