Проект "Малыш-Крепыш"
проект

Жукова Анастасия Вячеславовна

Проект в разновозрастаной группе тема: "Малыш-Крепыш". Цель: формирование культуры здоровья у детей ; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей к культурно-гигиеническим навыкам и их родителей к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_malysh-krepysh_zhukova.docx54.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Котельники

«Детский сад комбинированного вида «Детство»

Паспорт педагогического проекта

 «Малыши-Крепыши»

в разновозрастной группе №1 «Малыш»

Подготовил: воспитатель Жукова А.В.

Дата проведения: 2021-2022 учебный год

Котельники

2021 год

Подготовительный этап

Наименование проекта

«Малыши-Крепыши»

 Адресация проекта  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Котельники

«Детский сад комбинированного вида «Детство»

Участники проекта  

Воспитатели, воспитанники разновозрастной группы и их родители (законные представители)

Цель проекта  

формирование культуры здоровья у детей ; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей к культурно-гигиеническим навыкам и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи проекта

Для детей:
- дать представление о здоровом образе жизни.
- продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
- развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
- закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
- воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
- воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.

Для родителей:

крепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Для педагогов:

- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми навыков культуры личной гигиены.

- Создать условия для совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

Сроки реализации  

2021-2022 учебный год

Вид проекта  

Информационно – познавательный.

Продукт проекта  

Приобретение навыков самообслуживания и и соблюдение правил личной гигиены у детей.

Итоги проекта

Обогащение знаний детей о пользе культурно-гигиенических процедур.  

Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.

Формирование желания у ребенка выглядеть опрятно.

Формирование желания у родителей приобщать ребенка к здоровому образу жизни, регулярным прогулкам и совместному досугу на свежем воздухе.

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

  • гимнастика после сна (приложение 1)
  • загадки о здоровом образе жизни (приложение 2)
  • слушание сказок о здоровом образе жизни и гигиенических навыках
  • Дидактические игры на закрепление культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
  • сюжетно-ролевые игры
  • беседы о безопасном поведении в группе, о пользе прогулок и о правилах соблюдение гигиенических норм
  • соблюдение правил поведения детей за столом

Родители помогают ребенку в соблюдении режимных моментов, напоминают ребенку о необходимости выполнения гигиенических процедур. Проводят совместные прогулки и досуг с детьми.

Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

Составление рекомендаций для родителей “Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста”, “Современные методы оздоровления детей дома” и т.д. (приложение 3)

Чтение с детьми художественных произведений

Просмотр иллюстраций о здоровом образе жизни, о соблюдении гигиенических норм, о правилах поведения за столом и т.д.

Заключительный: Создание фотоколлажа

Приложение 1

СЕНТЯБРЬ

Карточка №1. «Мы проснулись»

1. «Потягивание»

и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

и.п. – выдох

(4-6 раз)

 2. «Поймай комарика»

и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

вернуться в и.п.

(4-6 раз)

3. «Велосипед»

и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

4. «Музыканты»

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Карточка №2. «Колобок»

1. Разминка в постели, самомассаж

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.

Поворот головы вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

2. «Веселые ножки»

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка:

Стоп, стоп!

ОКТЯБРЬ

Карточка №3.  «В гостях у солнышка»

 (с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)

Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.

Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.

В-ль: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.

А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки.

Закрывайте их.  Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.

(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)

1. «Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный.

Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

2.«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Указание: при повороте руками не помогать.

3.«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;

темп быстрый.

Указание: ноги в коленях не сгибать.

4. «Отдыхаем на солнышке».  И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

 (переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

Карточка №4.  «Просыпающиеся котята»

(с элементами самомассажа)

Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. Витлина, сл. Н. Найденовой.

В-ль. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

В-ль.   Правильно,   киска.  Давайте  поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,          

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.                      Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

 Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки», Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребенку и гладит его. Дети встают, выполняют закаливающие процедуры)

НОЯБРЬ

Карточка №5.  «Веселый зоопарк»

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

В-ль:  Дети,    за    вами    было    интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок . Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

        1.«Звери проснулись».  И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться.  Повторить несколько раз; темп медленный.

В-ль. Отгадайте загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый... (волк)

       2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

       3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

       4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

       5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть  «м-м-м-м-м»,   одновременно   постукивая  пальчиками обеих рук по крыльям носа.

В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. (дети выполняют закаливающие процедуры) 

НОЯБРЬ

Карточка №6.  «Прятки»

(с элементами дыхательной гимнастики)

В-ль:

Птичка села на окошко,

Во дворе мяучит кошка —

Разбудить решили нас.

Все! Окончен тихий час!

Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.

(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка.)

Наши сонные ладошки

Просыпались понемножку,

В прятки весело играли —

Пальцы в кулачок сжимали.

Пальчики на наших ножках                                      

 выполняют движения по тексту

Знают в парке все дорожки.

Проверяют — где там пятки,

И играют с нами в прятки.

Мы почти уже проснулись,

Наши ручки потянулись,

Помахали над простынкой,

Дружно спрятались за спинку.

Сцепим ручки мы в «замочек»

У себя над головой.

Правый, левый локоточек

Мы сведем перед собой.

Не хотят коленки спать,

Им давно пора вставать.

Мы коленки выставляли,

Быстро ножки выпрямляли.

Наши ротики — молчок,

Тренируем язычок:

Его спрячем и покажем.

«Добрый день!» — мы звонко скажем.

Будем глубоко дышать,

С шумом воздух выдувать.

Наши носики проснулись,

Мы друг другу улыбнулись!    

 (встают на коврики рядом с кроваткой)

«Вырастем большими». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки — вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». Повторить четыре-пять раз.

 (идут выполнять закаливающие процедуры)

ДЕКАБРЬ

Карточка №7. «Лисичка»

Разминка в постели

«Вы проснулись?» - «Да»

«Улыбнулись?» - «Да»

Потянулись?» - «Да»

«С боку на бок повернулись» - повороты

«Ножками подвигаем»

вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;

то же с левой ноги;

то же – две ноги вместе.

II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

«Мячики» - и.п. стоя. Прыжки возле кровати.

«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)

ДЕКАБРЬ

Карточка №8. «Часики»

I. Элементы самомассажа

И.п. – сесть, ноги скрестить.

– «Умывание» лица руками;

– руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;

руки на коленях – растирание;

II. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)

III. «Цыплёнок» -  мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.

IV. «Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.

ЯНВАРЬ

Карточка №9.  «Любимые игрушки»

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Звучит музыка

В-ль:  Дети, я знаю, что вы люби играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравится девочкам.

Может, хочешь поиграть

 И меня на руки взять,

На прогулку отвести

 И косички заплести?

Уложи меня в коляску,

Я тогда закрою глазки. (кукла)

      1. «Кукла». И. п. — лежа на спине.

Любим мы играть и даже

Кукол вам сейчас покажем.

Ровно улеглись в постели

И направо посмотрели,

 Тут же глубоко вздохнули

И головки повернули.

А теперь мы выдыхаем,

Смотрим вверх и отдыхаем,

Дышим ровно, не спешим,

То же влево повторим.

Указание: не выполнять резких движений головой.

В-ль: Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится. (машина)

      2. «Заводная машина». И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1—3 — вращательные движения ногами. 4 — вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный.

В-ль: Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Все ж попался... (колобок)

      3. «Колобок». И. п. — сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1—2 — согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

В-ль: Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости (обезьяна)

     4.«Забавная обезьянка». И. п.— лежа на животе. 1 — поворот на спину,  2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

     5.  «Надуем воздушный шарик».  И. п. — сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание  на 1—2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные   трубочкой,   произнося  звук   [у].  

Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох — 6 с (закаливающие процедуры)

Карточка №10.  «Жучки-паучки»

(с элементами корригирующей гимнастики)

Звучит спокойная музыка.

В-ль: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все — природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами — жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.

 

    1.«Потянулись жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.

    2. «Проснулись глазки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.

    3. «Проснулись ушки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.

   

   4. «Проснулись лапки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.

   5. «Жучки греются на солнышке». И. п. — лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 — поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.

   6. «Жучки  готовятся к прогулке».  И. п. — лежа на спине, руки за головой.  Поднять правую  ногу,  согнутую колене.  Опустить.  Поднять левую ногу,  согнутую в колене. Опустить.   Повторить  четыре  раза;  темп  умеренный.

   7. «Веселые жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  1—3 — хлопки руками перед собой. 4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый. (закаливающие процедуры)

ФЕВРАЛЬ

Карточка №11. «Мишка»

1. Разминка в постели. Самомассаж.

Повороты головы, вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

Разведение и сгибание рук.

2. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

3. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.

4. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

Карточка №12. «Насос»

I. 1. «Насос»

И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.

выпрямить руки вперед, вернуться в и.п.

(5 – 6 раз)

2. «Ванька – встанька»

И.п. – лежа, вдоль туловища

постепенное поднятие туловища, вслед за руками.

(4 – 6 раз)

3. «Греем ножки»

И.п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди.

(5 – 6 раз)

II. «Ножки»

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагали наши ножки. (ходьба)

По кочкам, по кочкам (прыжки)

В ямку бух (присели).

Воспитатель: Где мои детки?

(детки встают) – Вот они.

МАРТ

Карточка №13. «Петушок»

1. Петушок у нас горластый

По утрам кричит он «здравствуй»

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

(движения, в соответствии с текстом)

2. Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру

Делали головками: ник – ник – ник.

Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.

Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп

Топали ножками: топ – топ, топ.

Карточка №14. «Потягивание»

I.         1. «Потягивание»

и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

и.п. – выдох

(4-6 раз)

        2. «Поймай комарика»

и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

вернуться в и.п.

(4-6 раз)

3. «Велосипед»

и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

II. «Пингвин» - семенить мелкими шажками, чуть – чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища.

III. «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.

IV. «Дудочка» - сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п –ф – ф – ф»

(4 раза)

АПРЕЛЬ

Карточка №15. «Колобок»

I. 1. «Колобок»

(лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево – вправо)

        2. И.п. – лёжа на спине, поднимание ног.

        Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.

        То же с левой ноги.

        То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу.

(4 – 6 раз)

3. «Кошечка»

И.п. – на четвереньках

«Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять;

«Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.

II. «Зарядка»

Солнце глянуло в кроватку

1,2,3,4,5,

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире

1,2,3,4,5,

Наклониться, 3,4,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

(движения в соответствии с текстом)

Карточка № 16. «Мотаем нитки»

I.1. «Мотаем нитки»

И.п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками.

(3 раза)

2. «Похлопаем коленки»

И.п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед, хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп», вернуться в И.п.

(4 раза)

3. «Велосипед»

Еду, еду

К бабе, к деду

(2 раза)

II. «Лягушки»

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт – привет!

МАЙ

Карточка № 17. «Яблоко»

I. Разминка в постели. Самомассаж.

Повороты головы, вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

3.  «Насос»

И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.

- выпрямить руки вперед, вернуться в и.п.

(5 – 6 раз)

II. «Яблоко»

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руки протяну,

И быстро яблоко сорву.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

(Дети сопровождают текст движениями)

Карточка № 18. «Бегемотики»

I. 1. «Обезьянки рвут бананы»

И.п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.

Поочередное выпрямление рук вперед.

(3 – 4 раза кажд)

2. «Бегемотики греют животики»

И.п. - лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища (греем животик)

Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И.п.

(3 – 4 р)

3. «Жуки»

И.п. – лёжа на спине.

Жук упал и встать не может,

Ждёт он кто ему поможет

(Активные движения руками и ногами)

II. «Птичка»

На березу птичка села (приседание, руки к коленям)

Головою повертела (поворот головы вправо – влево)

Для Федота песню спела

И обратно улетела (встают, машут руками)

На кровати спит Федот (приседание, руки под щеку)

Просыпается, встаёт (потягиваются, выпрямляются)

Встав с утра в своей кроватке,

Приступает он к зарядке

1,2,3,4,5,

Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворот

Наклон назад, наклон вперед.

Приложение 2

Загадки о здоровом образе жизни

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и … (Водой)

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по … (Погоде)

 

Вот и добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его …! (Ценить)

По утрам ты закаляйся,

Водой холодной обливайся.

Тут не нужно лишних слов.

Будешь ты всегда …! (Здоров)

Если будешь унывать,

Плакать, ныть, скучать, страдать,

Можешь даже очень быстро

Ты здоровье … (Потерять)

Громко стонет бегемотик:

«Ой-ой-ой! Болит животик!

Зря я не послушал маму –

Съел конфет два …!» (килограмма)

Песни кто всегда поёт

И с улыбочкой живёт,

Ничего тому не страшно –

Много лет он … (Проживет)

Я шагаю по квартире,

Приседаю: три-четыре.

И уверен твёрдо я,

С нею ждёт успех меня! (Зарядка)

Чтобы сил тебе хватало

Бегать,прыгать и играть,

В самый полдень на кроватку

Нужно лечь и отдыхать.

Это значит, что у нас

По режиму… (Тихий час)

Я повсюду, где бываю,

Всё на свете успеваю,

Потому что у меня

Строгий… (распорядок дня)

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день… (Зарядку)

Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье… (спорт)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять. (Градусник)

Хоть ранку щиплет он и жжёт

Отлично лечит — рыжий… (йод)

Для царапинок Алёнки

Полный есть флакон…(зеленки)

Спала чтоб температура

Вот вам жидкая… (микстура)

Приложение 3

Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образажизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.

Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?


 

Приём пищи.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.

Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.

Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.

Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

-всегда мыть руки перед едой;

-правильно держать столовые приборы;

-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;

-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;

- выходить из-за стола, полностью прожевав еду;

-не разговаривать с набитым ртом;

-пользоваться салфеткой;

-благодарить за еду взрослых.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

* * *

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот –еда,

не осталось и следа.

* * *

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

* * *


 

Одевание и раздевание.

С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?

Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.

Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.

Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке ».

Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.

Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.

* * *

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

* * *

Научу обуваться и братца. (Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они — сапожки.

Этот - с левой ножки.

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!


 

Мытьё рук и умывание.

Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:

-засучить рукава;

- аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой. Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания настраивает взрослый.

- взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;

-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.

-промыть руки под водой;

-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;

-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.

-выключить воду;

-вытереть руки полотенцем досуха.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

* * *

Водичка, водичка,

умой моё личико!

Чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

* * *

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

* * *

Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.

Использование носового платка.

Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.

Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

Нужно воспитывать желание опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка.

 

* * *

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

 

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.

Консультация для родителей «Нужен ли ребенку дневной сон»

Некоторые дети с удовольствием спят днём, другие же наоборот начинают саботировать процесс буквально в полтора — два года. Конечно же многих родителей это вполне устраивает, ведь в таком случае малыши обычно дольше спят по ночам, давая своим мамам и папам возможность крепко и беззаботно выспаться ночью.

Давайте представим, что малыш, который только научился ходить, сам решает, в чем выйти на улицу? Без шапки зимой – почему нет, ребенок чувствует, как ему удобнее. Он определял свой режим питания «по требованию» в первые месяцы жизни, почему бы не дать ему свободу определить и режим собственных снов. Звучит абсурдно.

Так нужно ли детям спать днём? Как организовать дневной сон?

Дневной сон ребенка – это не только прекрасная возможность для родителей передохнуть от занятий и игр с крохой, но жизненная необходимость для правильного развития малыша и процесса познания.

Ни для кого не секрет, что дневной сон оказывает позитивное влияние на многие факторы развития малыша. Современные исследования доказали: что помимо восстановления сил, сон имеет и другое, очень важное значение. При этом важен не только факт сна, но и его качество и количество. У тех из нас, кто спит регулярно, правильно и сколько требуется организму, лучше иммунитет, интеллект, память, когнитивные (познавательные) способности, лучше настроение, более оптимистичный взгляд на жизнь, кроме того, они развиваются быстрее сверстников.

Для детей сон ещё важнее, чем для взрослых, ведь именно во время медленной фазы сна высвобождается гормон роста, благодаря которому малыши растут.

Еще одна важная задача дневного сна – это защита нервной системы ребенка.

Которой необходим перерыв и ограничение потока входящей информации, а также возможность ее переработать. Известно, что впечатления и новая информация структурируются и формируются в памяти именно во сне. У детей таких впечатлений огромное количество. Именно дневной сон позволяет мозгу усвоить все полезное, что произошло в первой половине дня, избавиться от ненужной информации и освободить в памяти емкость для следующих знаний. Таким образом, способность к восприятию во второй половине дня после сна существенно возрастает.

Не стоит надеяться, что не спавший днем ребенок легче уснет с вечера и дольше поспит ночью. Скорее наоборот: перевозбудившийся малыш долго не может уснуть, а потом беспокойно спит, что является следствием переутомления нервных клеток.

Кроме того, сегодня доказана прямая взаимосвязь между сном и активностью малыша. Да и каждый родитель знает, что, если ребенок не получает необходимых часов сна, он становится нервным и раздражительным, а иногда даже неуправляемым и агрессивным.

Как приучить ребенка спать днем?

Нередки случаи, когда родители жалуются на отказ ребенка от дневного сна. Такая физиологическая особенность – это, скорее, исключение из нормы и характерно только для гиперактивных детей.

В подавляющем большинстве случаев отказ ребенка от дневного сна является результатом некорректного воспитания и отсутствия правильно составленного режима. Чтобы у ребенка присутствовал дневной сон, необходимо соблюдать определенный режим. Подъем малыша должен быть не позднее 8 часов утра, тогда к обеду он успеет устать и с удовольствием заснет. Но в этом случае кроха должен ложиться спать вечером в 9 часов.

Как правило, дети быстро привыкают к режиму, и уже через несколько дней у родителей не возникает трудностей с дневным засыпанием. Кроме того, очень важно обеспечить малышу спокойный сон, поэтому в это время в доме не должны работать бытовые приборы и присутствовать посторонний шум. Включите тихую спокойную музыку, прочитайте сказку, сделайте легкий расслабляющий массаж. Все это поможет вашему ребенку быстро заснуть и хорошо отдохнуть.

Как помочь при нарушениях дневного сна.

Проблема первая: ребёнок не спит днём.

Первая помощь при любых нарушениях дневного сна — чёткий и неукоснительно соблюдаемый режим. Многие родители, дети которых не спят дома, удивляются тому, что в детском саду чада пусть и без особого удовольствия, но всё же безоговорочно отправляются в положенное время в спальню, где быстро засыпают и сладко спят весь «тихий час». И дело не только в воздействии коллектива, но ещё и в раз и навсегда заведённом режиме. Дети, единожды «встав на рельсы», подчиняются режиму в том числе в вопросах сна.

Поэтому родителям важно продумать оптимальный для ребёнка режим и требовать его обязательного соблюдения.

Обязательными элементами режима дня должны стать:

Достаточно продолжительная прогулка перед дневным сном. Ребёнок должен подышать свежим воздухом, побегать и попрыгать, чтобы сбросить накопившуюся энергию, «нагулять» аппетит и хорошенько устать.

Плотный обед после прогулки.

Гигиенические процедуры (посещение туалета, умывание, возможно, душ).

Кроме того, в расписании дня ребёнка обязательно должны быть активные игры, занятия, гимнастика.

Покормив малыша и проследив, чтобы он сходил в туалет, задёрните в комнате шторы и попросите кроху «немного полежать», чтобы отдохнуть, почитайте ему книжку или спойте колыбельную. Долгая прогулка, плотный обед, привычные, повторяющиеся изо дня в день действия, приготавливающие ребёнка ко сну, обязательно сделают своё дело, и малыш будет засыпать, не успев устать от отдыха.

Проблем вторая: долгий дневной сон.

Как и при первой проблеме, прежде всего, необходимо наладить режим. Изо дня в день, из недели в неделю необходимо придерживаться одного и того же графика.

Оптимальное время для дневного сна (в случае если ребёнок не посещает детский сад) — 13 — 14 часов. Не позволяйте ребёнку спать «сколько влезет». Проснувшись в 16 часов или даже чуть позже, малыш успеет устать до ночного сна.

Когда малыш проспит необходимое количество часов (не дольше трёх), начинайте его мягко и ласково будить:

  • откройте дверь,
  • включите негромкую приятную музыку,
  • заведите любимую музыкальную или двигающуюся игрушку ребёнка,
  • начните разговаривать с членами семьи в полный голос. Если на улице уже сумеречно или даже темно, включите неяркий свет,

Начните готовить любимое блюдо ребёнка, пусть его будят возбуждающие аппетит и улучшающие настроение ароматы.

Всё это поможет ребёнку пробудиться без стресса, в хорошем настроении и не слишком поздно.

Чтобы дети, в распорядок дня которых входит обязательный дневной сон, хорошо и без капризов засыпали вечером, сомнологи рекомендуют исключить просмотр телевизора после 19.00, а вместо этого перед сном играть с детьми в спокойные игры и обязательно придерживаться ритуала отхода ко сну. При этом они обращают внимание на то, что этот ритуал должен быть простым и выполнимым в любых условиях: на даче, в гостях у бабушки, в дороге, во время отдыха в санатории и т.д. Ведь сложный замысловатый ритуал способен усложнить жизнь семьи за пределами родного дома. Привыкнув, например, к разглядыванию звёзд перед сном в телескоп, установленный на балконе квартиры, ребёнок во время путешествия может испытывать проблемы с отходом ко сну, поскольку важный элемент привычного.

Консультация для родителей:

«Современные методы оздоровления детей дома»

« Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                   В. АСухомлинский.

     

Актуальность. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать в мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве». (п. 1 ст. 18  Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровыми – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

                              Организация развивающей среды.

     Развивающая двигательно – оздоровительная среда в нашей группе создана из различного оборудования: ростомер, мячи разного размера, скакалки, обручи, кольцебросы, цели для метания, пособия для развития дыхания (снежинки, ленточки, платочки, вертушки), мешочки с песком, кегли, модули и др.

   

Технологии оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

                                       Физкультурные занятия.

    НОД проводится в соответствии с программой. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение. На физкультурном занятии знакомим детей с различными способами выполнения основных видов движений. Развиваем пространственные ориентировки. Воспитываем интерес к активной двигательной деятельности.

                               Пальчиковая гимнастика.

    «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» (Джордано Бруно). Именно развитие тонкой моторики стало  стимулом, который способствовал совершенствованию деятельности человеческого мозга.

    В педагогическом процессе мы используем игры, которые являются синтезом  поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слова и движения. Здесь движение   конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. Тексты упражнений по своей сути – это рифмованные подсказки к заданным движениям.

      С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики мы выполняем следующие виды деятельности:

          - завязывание и развязывание узелков;

          - застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;

          - комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

          - лепка из пластилина;

          - нанизывание бус, колец;

          - складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.;

          - складывание мозаики;

          - собирание пирамидок;

          - узнавание предметов на ощупь (игры типа «Чудесный мешочек»);

          - игры с вкладышами.

     Так же мы не забываем, что наша повседневная жизнь является хорошей школой для развития кистевой моторики ребенка. Умение держать ложку, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, использование предметов для самообслуживания – все это хорошие упражнения для развития мелкой моторики ребенка.

                                Дыхательная гимнастика.

   Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития.

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний. Следующим этапом должно стать развитие произвольной регуляции дыхания: предложить подуть на цветок сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и медленно выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора – два раза дольше.

                                      Динамические паузы.

      Физиологическая сущность динамической паузы – активный отдых (по В. Колбанову).

      Потребность дошкольников в игре и двигательной активности  является естественной и гармоничной. Систематическое применение двигательных игр – разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Продолжительность игры – разминки – 3-7 минут, в зависимости от возраста.

                                   

                                    

                                           Бодрящая гимнастика.

       Ее цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.

       Одной из  главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое, что обусловлено несформированностью нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна необходимо провести с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов – классиков, а также музыку, имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают ее, затем выполняют упражнения в постели, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в хорошо проветренную комнату. Далее под бодрую музыку выполняют упражнения ритмической гимнастики.  

                                          Музыкотерапия.

       Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Ее  восприятие не требует дополнительной подготовки, при условии, что музыкальный язык и образы соответствует возрасту детей. Музыка воздействует через звук и ритмическую организацию, поэтому в данном случае она выступает регулятором жизненных ритмов (пульса, дыхания, моторики).  У нас в группе имеется фонотека с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки.

       В работе с дошкольниками мы используем активные и пассивные формы музыкотерапии. Пассивные формы помогают установить контакт с детьми (коммуникативная музыкотерапия), снять мышечное и эмоциональное напряжение. Для этого мы включаем классическую или релаксационную музыку на фоне звуков природы перед сном или во время пробуждения, приема пищи и игровой деятельности.

       К активным формам музыкотерапии относятся - двигательная музыкотерапия (музыкальное сопровождение утренней и бодрящей гимнастики, музыкальные динамические паузы, танцевальные движения ) и вокалотерапия (совместное пение). Пение оказывает всестороннее воздействие на организм:

      - развивает и укрепляет дыхательную систему;

      - естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

      - расширяет звуковой диапазон голоса, улучшает тембр, влияет на интонационную выразительность.

       Поэтому в нашей группе есть альбомы из цикла «Мы играем и поем», с текстами песен, хороводов и игр, соответствующих возрасту детей.

                                          Подвижные игры.

     Большая ценность этих игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии.

     Все подвижные игры направлены на развитие моторной ловкости детей, на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима для развития навыков самообслуживания, для выполнения небольших трудовых поручений.

      В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями, с использованием разнообразных атрибутов и элементов театральных костюмов. Детей 2 -3 лет в подвижных играх привлекает преимущественно сам  процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать, что – то искать. Результат этих игровых действий для них не имеет значения.

     В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие движения, а дети подражают ему. Движения должны быть четкими. Речь – эмоционально насыщенной, интонационно выразительной.

     Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям.

                              Оздоровление  воздушной среды.

     Комнатные растения являются хорошим резервом для оздоровления окружающей среды. В ДОУ фитодизайн помогает сохранить здоровье дошкольников. Фитодизайн – научно обоснованное введение растений в интерьеры с учетом их биологической совместимости с условиями среды и положительного влияния на здоровье людей. Исследования НАСА доказали, что комнатные растения способны активно удалять из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения, вредные для человека – формальдегид, бензол, трихлорэтилен. Кроме того, растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона.

      В качестве живого фильтра мы используем в группе следующие растения: хлорофитум, фикус, нефролепис, герань, фиалка, сингониум, бегония.

      Для оздоровления воздушной среды используем также ежедневное многоразовое проветривание помещения, кварцевание в период эпидемий.

                                 Создание микроклимата.

    Создание комфортного психологического микроклимата  является одним из главных направлений в работе с детьми. Мы используем в своей работе забавные стихи, приговорки, пальчиковые игры для создания игровых ситуаций при проведении режимных процессов.  

     Одна из форм работы по психологической коррекции – театротерапия. Театр является самой древней и мудрой  школой жизни, нравственного  воспитания. В дошкольном возрасте ценность детского театрального творчества следует видеть нет в результате, а в самом процессе работы. Главным в деятельности педагога всегда должно быть благополучие ребенка, а не абстрактные художественные ценности. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, помогают приобретать навыки общения, пробуждают активность и находчивость. С помощью кукол, игрушек можно проиграть любые бытовые ситуации. Обыгрывание нехороших поступков позволяет пережить их с позиций не себя лично, а со стороны постороннего человека (игрушки, куклы), не испытывая на себе неприязни сверстников.

     «Формирование навыков самообслуживания»

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

А.С.Макаренко

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.

Формирование полезных привычек - это кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная адаптация (сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное благополучия взрослых.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

УЧИМСЯ УМЫВАТЬСЯ

  • Завернуть рукава одежды
  • Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
  • Смыть мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ

Предложить ребенку

  • Снять полотенце с крючка
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ

  • Знать назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту носового платка

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕСКОЙ

  • Знать свою расческу и место, где она лежит
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
  • Исключить возможность пользования чужой расческой

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕРКАЛОМ

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
  • подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.

К методам формирования навыков самообслуживания можно отнести:

Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур;

Пример взрослого (нужно постоянно помнить о том, что дети раннего возраста  очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));

Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

Показ и объяснение (показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);

Упражнение и контроль (упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы; контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);

Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки»);

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок(все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык);

!!!Важно!!! чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания давала в спокойном тоне, вызывающее у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.