Семинар-практикум "Играем, экспериментируем, развиваемся"
материал

Шебалина Оксана Владимировна

Семинар-практикум организован в форме КВН, где командам педагогов предлагаются задания на обобщение и практическое применение знаний по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_igraem_eksperimetiruem_razvivaemsya.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание        

  1. Пояснительная записка

В предлагаемой вашему вниманию разработке вы познакомитесь с практическими материалами проведения семинара-практикума по теме «Роль педагога в развитии поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Участниками семинара-практикума являются педагоги ДОУ. Форма проведения: КВН.

Цель: обобщение и систематизация опыта педагогов по развитию экспериментальной деятельности дошкольников.

В содержание включено описание хода семинара, введение в тему, серия конкурсных заданий, оценочный лист жюри.

Семинар-практикум  для воспитателей ДОУ

«Играем, экспериментируем, развиваемся»

Цель: обобщение и систематизация опыта педагогов по развитию экспериментальной деятельности дошкольников.

Форма работы: командная

Содержание:

  1. Разминка «Мысленный эксперимент».
  2. Конкурс «Как дальше?».
  3. Конкурс «Блиц-опрос».  
  4. Конкурс «Подумай-ка
  5. Конкурс «Играй-ка».
  6. Конкурс «Нарисуй-ка».

Ход встречи:

  1. Введение в тему

Ведущий 1: Уважаемые коллеги, в известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. И порой не понятно, кто над кем экспериментирует? Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственных человеческих качествах, раскрыться в них, иногда сформировать их заново. И открыть перед собой мир.

Ведущий 2: Уважаемая коллега, я очень внимательно слушала вас и поняла, что данное высказывание больше касается нас, взрослых, педагогов. Так ли это?

Ведущий 1: Я согласна с вами. Однако особо насыщен разного рода экспериментами тот значительный отрезок жизни, который раньше называли «детство-отрочество-юностью» (правда, сегодня люди экспериментируют и в более зрелом возрасте, меняя профессии, семьи, места проживания, даже пол, но это другая тема). И особое звено этого отрезка, конечно же, - «классическое детство». Оно включает в себя и подготовительную фазу, и первые, но при этом решающие,  «серии» жизненного эксперимента.

Ведущий 2: Мне вспоминаются слова детского психолога Н.Н.Поддъякова, который назвал «детское экспериментирование» ведущей деятельностью дошкольного возраста.  Не в том смысле, что оно сосуществует наряду с игрой, рисованием, лепкой, конструированием и др., а в том, что входит в  состав каждого из них, определяя его своеобразие.

Ведущий 1: Нам, практикам, хорошо известны эксперименты ребенка в дошкольном детстве: пресловутые сломанные игрушки и предметы домашнего обихода, разрисованные обои и ссадины на руках и ногах, а также знаменитые «копатки», «мокрессы», «пескваторы», «почтанники», неологизмы, которые ребенок создает в ходе словесных игр, столь блистательно описанных К.И. Чуковским в книге «От 2 до 5».

Ведущий 2:  И в этом смысле, я имею виду, что в своевременном познавательном развитии ребенка роль взрослого, педагога неоценима и важна. Показать это – задача нашей встречи.

  1.  Разминка «Мысленный эксперимент».

Командам поочередно задаются вопросы:

- Почему колеса делают круглыми, а не квадратными? (для обеспечения плавности хода, отсутствия рывков).

- Врачи рекомендуют перевязывать раны бинтом из  марли. С чем это связано? (марля легко впитывает жидкость, тонкая, обеспечивает легкое поступление кислорода к ране).

- Зачем воздушному змею длинный веревочный хвост? (во время резкого изменения потоков воздуха длинный хвост придает змею устойчивость, не дает переворачиваться в полете).

- Почему звучит толстый веревочный кнут? (звучит воздух, а не кнут. Резкий взмах кнута вызывает колебание воздуха).

- Какая цена бумажных денег? (бумажные деньги не имеют собственной стоимости, а только заменяют в обороте настоящие деньги – золото, серебро).

- Можно ли видеть сквозь непрозрачную бумагу? (да, если капнуть маслом).

 -Почему лед не тонет? (он легче воды).

- Почему человек храпит? (во время сна язычок перекрывает частично дыхательные пути под действием силы тяжести. При вдохе воздух проникает в горло через узкий проход и заставляет вибрировать).

2. Конкурс «Как дальше?».

Продолжите фразу:

Эксперимент бывает…(каким?) (мысленный эксперимент – что можно сделать из листа бумаги? Какой вид транспорта самый быстрый? Отгадывание загадки, решение задачи в уме; с реальными предметами – определить свойства воды, плавучесть предмета и т.д.; с явлениями природы, с миром растений)

Эксперимент пронизывает все сферы детской деятельности. Какие? (сон, игру, прием пищи, занятия, прогулка и др.

3. Конкурс «Блиц-опрос». 

Командам необходимо ответить на вопрос «Какой бывает вода?», «Какой бывает весна?», «Каким бывает зайчик?».

-прозрачная                - жидкая                        - туман, роса

- безвкусная                - бурлящая                        - радуга, иней

- без запаха                        - теплая

- твердая (лед)                - холодная

- кипящая (пар)                - горячая

- растворитель                - бесформенная

- утоляет жажду                - град, снег, лед

Ситуация «Ребенок утверждает, что снег горячий. Как вы ему ответите?»

Рассказать о любой игре, направленной на развитие любознательности, познавательного интереса, памяти, внимания, логического мышления у детей, применяемой в ежедневной практике.

4. Конкурс «Подумай-ка».

  • Как вы считаете, сколько раз в месяц нужно планировать детские эксперименты?
  • Сформулируйте и обозначьте с помощью знаков правила работы с материалами в уголке экспериментирования.
  • С какими природными явлениями воспитатель знакомит детей? (снегопад, ветер, вьюга, дождь, круговорот в природе, движение солнца, листопад, времена года и проч.)
  • Какие вопросы нужно задавать детям в процессе познания? (что, где, когда, зачем, почему, какие).
  • Какие формы работы с семьей можно использовать при организации детского экспериментирования? (наглядные: информационные стенды, папки-передвижки, ширмы, фотовыставка, анкеты; словесные: консультирование и др.)

5. Конкурс «Играй-ка».

Командам предлагаются предметы: камень, коллекция, магнит. Необходимо придумать ситуацию, беседу, вовлекающую детей в эксперимент, стимулирующую желание познавать и исследовать (ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ)

6. Конкурс  «Нарисуй-ка».

Командам предлагается зафиксировать с помощью условных обозначений (знаков, символов)  явления, которые дети отмечают после проведенных опытов:

- камень тяжелее монетки;

- лепить можно из сырого песка;

- растение питается через корни;

- возраст рыбы можно узнать по чешуе;

- деревья загорают зимой;

- звук – это волна.

Приложение

Оценочный лист члена жюри_________________________________________

Название команд

«Приветствие»

3 балла

Разминка «Мысленный эксперимент».

За каждый правильный ответ 1 балл

«Как дальше?»

Конкурс капитанов «Блиц-опрос»

«Подумай-ка»

«Играй-ка»

3 балла

«Нарисуй-ка»

3 балла

Общий балл

1 балл

1 балл

1 балл

3 балла

3 балла

3 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

Консультация для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Консультация для родителей  по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности....

Консультация "Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!"

Консультация "Исследуйте,экспериментируйте, развивайте!"...

Консультация для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и ум...

Консультация для родителей " Исследуйте, экспериментируйте,развивайте"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования...