Семинар-практикум "Играем, экспериментируем, развиваемся"
материал
Семинар-практикум организован в форме КВН, где командам педагогов предлагаются задания на обобщение и практическое применение знаний по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
В предлагаемой вашему вниманию разработке вы познакомитесь с практическими материалами проведения семинара-практикума по теме «Роль педагога в развитии поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Участниками семинара-практикума являются педагоги ДОУ. Форма проведения: КВН.
Цель: обобщение и систематизация опыта педагогов по развитию экспериментальной деятельности дошкольников.
В содержание включено описание хода семинара, введение в тему, серия конкурсных заданий, оценочный лист жюри.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Играем, экспериментируем, развиваемся»
Цель: обобщение и систематизация опыта педагогов по развитию экспериментальной деятельности дошкольников.
Форма работы: командная
Содержание:
- Разминка «Мысленный эксперимент».
- Конкурс «Как дальше?».
- Конкурс «Блиц-опрос».
- Конкурс «Подумай-ка
- Конкурс «Играй-ка».
- Конкурс «Нарисуй-ка».
Ход встречи:
- Введение в тему
Ведущий 1: Уважаемые коллеги, в известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. И порой не понятно, кто над кем экспериментирует? Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственных человеческих качествах, раскрыться в них, иногда сформировать их заново. И открыть перед собой мир.
Ведущий 2: Уважаемая коллега, я очень внимательно слушала вас и поняла, что данное высказывание больше касается нас, взрослых, педагогов. Так ли это?
Ведущий 1: Я согласна с вами. Однако особо насыщен разного рода экспериментами тот значительный отрезок жизни, который раньше называли «детство-отрочество-юностью» (правда, сегодня люди экспериментируют и в более зрелом возрасте, меняя профессии, семьи, места проживания, даже пол, но это другая тема). И особое звено этого отрезка, конечно же, - «классическое детство». Оно включает в себя и подготовительную фазу, и первые, но при этом решающие, «серии» жизненного эксперимента.
Ведущий 2: Мне вспоминаются слова детского психолога Н.Н.Поддъякова, который назвал «детское экспериментирование» ведущей деятельностью дошкольного возраста. Не в том смысле, что оно сосуществует наряду с игрой, рисованием, лепкой, конструированием и др., а в том, что входит в состав каждого из них, определяя его своеобразие.
Ведущий 1: Нам, практикам, хорошо известны эксперименты ребенка в дошкольном детстве: пресловутые сломанные игрушки и предметы домашнего обихода, разрисованные обои и ссадины на руках и ногах, а также знаменитые «копатки», «мокрессы», «пескваторы», «почтанники», неологизмы, которые ребенок создает в ходе словесных игр, столь блистательно описанных К.И. Чуковским в книге «От 2 до 5».
Ведущий 2: И в этом смысле, я имею виду, что в своевременном познавательном развитии ребенка роль взрослого, педагога неоценима и важна. Показать это – задача нашей встречи.
- Разминка «Мысленный эксперимент».
Командам поочередно задаются вопросы:
- Почему колеса делают круглыми, а не квадратными? (для обеспечения плавности хода, отсутствия рывков).
- Врачи рекомендуют перевязывать раны бинтом из марли. С чем это связано? (марля легко впитывает жидкость, тонкая, обеспечивает легкое поступление кислорода к ране).
- Зачем воздушному змею длинный веревочный хвост? (во время резкого изменения потоков воздуха длинный хвост придает змею устойчивость, не дает переворачиваться в полете).
- Почему звучит толстый веревочный кнут? (звучит воздух, а не кнут. Резкий взмах кнута вызывает колебание воздуха).
- Какая цена бумажных денег? (бумажные деньги не имеют собственной стоимости, а только заменяют в обороте настоящие деньги – золото, серебро).
- Можно ли видеть сквозь непрозрачную бумагу? (да, если капнуть маслом).
-Почему лед не тонет? (он легче воды).
- Почему человек храпит? (во время сна язычок перекрывает частично дыхательные пути под действием силы тяжести. При вдохе воздух проникает в горло через узкий проход и заставляет вибрировать).
2. Конкурс «Как дальше?».
Продолжите фразу:
Эксперимент бывает…(каким?) (мысленный эксперимент – что можно сделать из листа бумаги? Какой вид транспорта самый быстрый? Отгадывание загадки, решение задачи в уме; с реальными предметами – определить свойства воды, плавучесть предмета и т.д.; с явлениями природы, с миром растений)
Эксперимент пронизывает все сферы детской деятельности. Какие? (сон, игру, прием пищи, занятия, прогулка и др.
3. Конкурс «Блиц-опрос».
Командам необходимо ответить на вопрос «Какой бывает вода?», «Какой бывает весна?», «Каким бывает зайчик?».
-прозрачная - жидкая - туман, роса
- безвкусная - бурлящая - радуга, иней
- без запаха - теплая
- твердая (лед) - холодная
- кипящая (пар) - горячая
- растворитель - бесформенная
- утоляет жажду - град, снег, лед
Ситуация «Ребенок утверждает, что снег горячий. Как вы ему ответите?»
Рассказать о любой игре, направленной на развитие любознательности, познавательного интереса, памяти, внимания, логического мышления у детей, применяемой в ежедневной практике.
4. Конкурс «Подумай-ка».
- Как вы считаете, сколько раз в месяц нужно планировать детские эксперименты?
- Сформулируйте и обозначьте с помощью знаков правила работы с материалами в уголке экспериментирования.
- С какими природными явлениями воспитатель знакомит детей? (снегопад, ветер, вьюга, дождь, круговорот в природе, движение солнца, листопад, времена года и проч.)
- Какие вопросы нужно задавать детям в процессе познания? (что, где, когда, зачем, почему, какие).
- Какие формы работы с семьей можно использовать при организации детского экспериментирования? (наглядные: информационные стенды, папки-передвижки, ширмы, фотовыставка, анкеты; словесные: консультирование и др.)
5. Конкурс «Играй-ка».
Командам предлагаются предметы: камень, коллекция, магнит. Необходимо придумать ситуацию, беседу, вовлекающую детей в эксперимент, стимулирующую желание познавать и исследовать (ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ)
6. Конкурс «Нарисуй-ка».
Командам предлагается зафиксировать с помощью условных обозначений (знаков, символов) явления, которые дети отмечают после проведенных опытов:
- камень тяжелее монетки;
- лепить можно из сырого песка;
- растение питается через корни;
- возраст рыбы можно узнать по чешуе;
- деревья загорают зимой;
- звук – это волна.
Приложение
Оценочный лист члена жюри_________________________________________
Название команд | «Приветствие» 3 балла | Разминка «Мысленный эксперимент». За каждый правильный ответ 1 балл | «Как дальше?» | Конкурс капитанов «Блиц-опрос» | «Подумай-ка» | «Играй-ка» 3 балла | «Нарисуй-ка» 3 балла | Общий балл | ||||
1 балл | 1 балл | 1 балл | 3 балла | 3 балла | 3 балла | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»
Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-855166-1509282657.jpg)
Консультация для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»
Консультация для родителей по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/03/picture-571093-1533306970.jpg)
Консультация "Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!"
Консультация "Исследуйте,экспериментируйте, развивайте!"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711003-1447773588.jpg)
Консультация для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и ум...
Консультация для родителей " Исследуйте, экспериментируйте,развивайте"
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования...