Программа кружка "Умные пальчики"
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель программы:развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для овладения письмом детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для подготовительной группы66.86 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по подготовке руки к письму

«Умные пальчики»

Уровень: стартовый

Возраст воспитанников: 6-7лет

Срок реализации: 7 месяцев

Составитель:

Каранова Елена Валерьевна

воспитатель

г. Когалым, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………. 3
  2. Учебный план …………………………………………………………………………. 5
  3. Содержание Программы……………………………………………………………… 6
  4. Планируемые (ожидаемые результаты) ……………………………………………. 11
  5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы ………………………….  12
  6. Методические материалы ……………………………………………………………. 13
  7. Организационно-педагогические условия реализации Программы……………….15
  8. Список литературы……………………………………………………………………. 17

Приложение ……………………………………………………………………………18

1. Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачу – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Инструктивно - методическое письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы: состоит в том, что она разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Отличительные особенности программы

 Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа разработана с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.

  • Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
  • Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
  • Принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

В программе учитываются следующие подходы:

  • Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
  • Деятельностный подход предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
  • Системный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Цель программы развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для овладения письмом детей дошкольного возраста. 

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучать правилам письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  • Развивающие:
  • Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
  • Развивать слуховое внимание и графическое воспроизведение.
  • Развивать пространственную ориентацию: умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в верхнем, нижнем углу, посередине в верхней строчке, в нижней строчке).
  • Воспитательные:
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
  • Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Сведения о программе

Адресат Программы

для детей 6-7лет, подготовительной группы

Уровень Программы

«Стартовый уровень» («ознакомительный уровень»).

Объём и срок реализации

Программы

  • общее количество учебных часов - 29
  • количество недель-29
  • количество месяцев- 7месяцев.
  • количество лет – до 1 года.

Формы обучения

очная.

Формы реализации программы

стандартная.

Формы организации детей

групповое, количество детей 15 человек.

Режим занятий

переодичность-1раза в неделю. (четверг)

Продолжительность занятий-30мин.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество занятий

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

1

0,5

0,5

наблюдение

2

Знакомства с правилами письма

1

0,5

0,5

обзорный

3

Работа на листе в клетку

12

2

10

наблюдение, индивидуальный

4

Упражнения на листе в линию

15

2

13

наблюдение, индивидуальный

6

ИТОГО

29

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. 

Вводное занятие. Входная диагностика. (1 занятие) 

проведение мониторинга детей для определения их развития, уровень умения работать карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кисти рук.

РАЗДЕЛ 2.

Знакомство с правилами письма. (1 занятие)

При подготовке обучению письму необходимо соблюдать последовательность в совершенствовании движений. Важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что означает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребёнка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на столе тетрадь, а затем постоянно контролировать за выполнение данных требований.

РАЗДЕЛ 3.

Работа на листе в клетку. (12 занятий)

- обучение умению ставить точку на строке, с которой начинается движение, рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. Закрепление понятий «верх», «низ», «слева», «справа», «сбоку», «веду руку направо» и т. п.

- выполнение заданий со штриховкой (от простого к сложному): вертикальной, горизонтальной, косой, волнообразной, круговой; с разными направлениями движений руки  - слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

- написание графических диктантов. Важно хорошо ориентироваться в направлениях письма на листе в клетку.

РАЗДЕЛ 4.

Работа на листе в линию. (теория 2 занятий)

- Ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.

- освоение написания элементов письменных букв.

- написание отдельных букв и слов «мама», «папа».

 В процессе обучения подчеркиваем правильное и неправильное выполнение каждого элемента.

Правила красивого письма. (практика 13 занятий)

- Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины.

- Элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки.

- Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.

- Прямые линии при письме должны быть ровными.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятий

Тема.

Месяц

              Дата проведения

По плану                   По факту

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

ноябрь

3.11.2022

2

«Будем знакомы – тетрадь!»

Ноябрь

10.11.2022

3

Начертание линии из точки

Ноябрь

17.11.2022

4

Вертикальная штриховка

Ноябрь

24.11.2022

5

Косая штриховка

Декабрь

1.12.2022

6

Горизонтальная штриховка

Декабрь

8.12.2022.

7

Волнообразная штриховка

Декабрь

15.12.2022

8

Кругообразная штриховка

Декабрь

22.12.2022

9

Спиралеобразная штриховка

Январь

12.01.2023

10

Петлеобразная штриховка

Январь

19.01.2023

11

Все виды штриховки - узор

Январь

26.12.2023

12

Короткая и длинная палочка

Февраль

02.02.2023

13

Короткая, с закруглением внизу

Февраль

09.02.2023

14

Длинная, с закруглением внизу

Февраль

16.02.2023

15

Короткая, с закруглением вверху

Февраль

23.02.2023

16

Длинная, с закруглением вверху и внизу

Март

02.03.2023

17

Длинная, с петлёй вверху

Март

09.03.2023

18

Длинная, с петлёй внизу

Март

16.03.2023

19

Полуовалы

Март

23.03.2023

20

Буквы  «О» и «о»

Март

30.03.2023

21

Строчная буква «а»

Апрель

06.04.2023

22

Строчные буквы «и», «ш»

Апрель

13.04.2023

23

Строчные буквы «л», «м»

Апрель

20.04.2023

24

Слово «мама»

Апрель

27.04.2023

25

Строчная буква «п»

Май

04.05.2023

26

Буква «с»

Май

11.05.2023

27

Буква «у», 

18.05.2023

28

Буква «е», словосочетание «ем суп»

25.05.2023

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Программа предусматривает, что по окончании курса воспитанники будут:

знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная,

наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение

 ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на листе бумаги в клетку.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии и показатели мониторинга

Ф. и ребёнка

Гигиена письма

Работа с тетрадью

Ориентировка на листе

Графические навыки

Мелкая моторика

штриховка

срисовывание слов

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует норме;

  1. балла – высокий уровень.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Формы организации занятия:

  • изучение нового материала;
  • закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
  • проверочные занятия (в конце полугодия);
  • комплексные.

Структура занятий

1 часть

Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук.

2 часть

Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка.

3 часть

Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты дорисовка.

Методы обучения:

 игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Методы обучения

Формы реализации программы

Работа по реализации содержания дополнительной образовательной программы «Умные пальчики» осуществляется через интеграцию образовательных областей Основной общеобразовательной программы ДОУ («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое») и предусматривает определенные формы учебной работы.

Групповая работа с детьми:

  • пальчиковая гимнастика;
  • беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

Индивидуальная работа с детьми:

  • индивидуальная помощь при выполнении заданий;
  • диагностика освоения программы.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • тестирование и анкетирование;
  • Дни открытых дверей;
  • родительские пятиминутки;
  • консультации – практикумы;
  • консультационная поддержка;
  • домашние задания по желанию;
  • домашние игротеки.

Взаимодействие с педагогами:

  • выставка занимательного математического материала (дидактические и развивающие игры, методические пособия);
  • проведение мастер-класса «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

03.11.2022 – 25.05.2023

29учебных недель

01.01.22-09.01.23

25. 05.23

Материально-технические условия реализации Программы

Программа реализуется через специально созданные условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из кадрового, информационно-методического, материально-технического и нормативно-правового обеспечения.

  • Кадровое обеспечение. Педагог – воспитатель.
  •  Высшее образование по специальности «Учитель русского языка и литературы, чувашского языка и литературы».
  • Информационно-методическое обеспечение:
  • методическая литература;
  • конспекты занятий;
  • наличие учебно-методической и материальной базы (научно-методическая и научно-популярная литература, пособия, демонстрационный и раздаточный материал и т.п.);
  • обратная связь с воспитанниками и родителями.
  • Материально-техническое обеспечение:

Технические средства обучения:

  • демонстрационная магнитная доска;
  •  презентации;

Иллюстративные средства обучения:

  • разлинованная доска, маркеры,
  • - тетради в крупную клетку,
  • - тетради в косую линию,
  • - авторучки с держателями,
  • - простые карандаши.

Оборудование:

  • помещение для занятий, мебель, соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям.
  • Нормативно-правовое:
  • федеральный уровень:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14ноября 2013 г., № 30384).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  1. Список литературы:
  1. Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Волгоград: издательство «Учитель», 2014 г. -130 стр.
  2. Кувашова Н. Г., Нестерова Е. В. «Методика подготовки детей к школе»  - Волгоград: издательство «Учитель», 2010 г. - 65 стр.
  3. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Кузина А. Ю., Груздова И. В. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников» -Москва: Мозаика-Синтез, 2012 г. – 64 стр.
  4. Лёвина С. А., Тукачёва С. И. «Физкультминутки»  - Волгоград: издательство «Учитель», 2016 г. -67 стр.
  5. Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г. «Пальчиковые игры и упражнения»  - Волгоград: издательство «Учитель», 2017 г. -151 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....