план по самообразованию на 2022-2023 уч.год
материал (подготовительная группа)

Пикула Анастасия Олеговна

материалы по плану самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx355.75 КБ

Предварительный просмотр:

        САМООБРАЗОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ:

Тема:« Художественно - речевое развитие детей через совместную театрализацию деятельности детей и родителей»

НА 2022-2023 УЧ. ГОД

для детей подготовительной группы (6-7года)

          Воспитатель: Пикула Анастасия Олеговна

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/29/s_5baf62eadfbc0/959464_1.png

План самообразования

На 2022-2023 гг.

Фамилия Имя Отчество: Пикула Анастасия Олеговна 

Образование: Высшее

Тема самообразования: « Художественно - речевое развитие детей через совместную театрализацию деятельности детей и родителей»

Возрастная группа: подготовительная группа

Работа начата: 2022г.

Предполагается закончить:  2023 г.

Пояснительная записка.

     

  Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь  поможет оказать театрализованная  деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

 Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель работы по самообразованию:

Задачи:

1.Воспитывать творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

2.Совершенствовавать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

3.Формировать игровые навыки и творческую самостоятельность детей и взрослых через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; развивать творческие способности родителей.

4.Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять их знания по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.

Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: 

  • анализ программно-методических материалов по исследуемой теме;
  • самоанализ и самооценка НОД;
  • проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, родителей;
  • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей;
  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии детей с раннего возраста средствами театрализованной деятельности;
  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
  • обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;
  • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Актуальность.

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания, каждый сказочный персонаж сопровождается своей музыкой, которая помогает выразительного исполнения образа.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре - знакомятся с устройством театра, с профессиями театра.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.

Проводится индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями. ФГОС ДО в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.

В процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли, «делиться» ролями с родителями. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в творческих постановках, помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Предполагаемый результат:

  • повышение качества собственной профессиональной, научнопрактической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
  • пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
  • приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
  • обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей с раннего возраста;
  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение уровня знаний родителей по теме.

Форма самообразования: 

  • индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
  • групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет, участие в курсах повышения квалификации.

Ожидаемый результат.

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Тематические консультации
  • Нетрадиционные формы родительских собраний;
  • Выставки;
  • Индивидуальные беседы;
  • Наглядно – информационные.
  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация        творческих        способностей        детей        на        праздниках, утренниках, тематических вечерах.
  • Практический выход:
  • Участие в праздниках и развлечениях
  • Творческий        отчет        по        театрализованной        в        форме        презентации        на педагогическом совете.

С детьми:

По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.»;

Показ инсценировок и драматизаций сказок.

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

1.​ Чтение и совместный анализ сказок.

2.​ Проигрывание отрывка из сказок.

3.​ Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

4.​ Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5.​ Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6.​ Словесные, настольные и подвижные игры.

7.​ Пантомимические этюды и упражнения.

8.​ Дыхательная гимнастика.

9.​ Артикуляционная гимнастика.

10.​ Пальчиковые игры со словами.

11.​ Разучивание чистоговорок.

12. Посещение спектаклей в театрах города.

Этапы работы:

Раздел плана

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1 этап

1.Изучение методической литературы по данной проблеме:

2..Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 198 с. 3.

3..Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 125.с

4.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 6-8.

5.Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация. // Воспитание детей в игре. – М., 1994. – 167 с.

6.Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – С.17-20.

7. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с. 19.

7.Игры-драматизации. // Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 114 с. 20.

8.Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей. // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М., 1998. – 243 с

9.Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008

10.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение намеченной работы

Обогащение и систематизация знаний

2 этап

1.Изучение опыта педагогов ДОУ.

2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Оборудование театрального уголка, который содержит различные виды театров.

В течение продолжительности работы по теме.

Разработка собственного опыта. Совершенствование собственных умений. Повысился собственный уровень знаний.

1.«Пальчиковый театр», «Театр ложек», «Театр живой руки», «Театр масок», «Театр картинок», « Театр на фартуке», «Театр на магнитах»,«Перчаточный театр» и др. 2.Для драматизации игр и театральных постановок имеются элементы костюмов, маски с изображением героев сказок, декорации.

Улучшена предметно – развивающая среда группы.

1)Приобретение игр и пособий: «Найди сказку», «Назови сказку». 2) Пополнение книжного уголка художественной литературой. 3.Изготовление фотоальбома «Театр и дети », лепбук «Театр»

В течение продолжительности работы по теме.

Создана система условий для позитивной социализации и индивидуализации детей.

Работа с детьми

Разработка перспективного планирования по теме

1.Конспекты занятий.

2.Картотека игр.

3.Сценарий развлечения.

4. Картотека этюдов и упражнений.

5. Подобраны игры для развития у детей связной речи. «Начни, а он продолжит», «Что будет, если? », «Угадай героя сказки», «Волшебный сундучок» и др.

6 Создана картотека стихов – диалогов о животных.

7. Создать альбомы «Наши любимые сказки». 8.Театральные постановки: «Рукавичка», «У Лисички День рождения», «Теремок» с использованием театра кукол «Живая рука» и театра би – ба – бо.

9. Фотовыставка «Наши театральные постановки».

Сентябрь-Август

Дети владеют навыками выразительной речи;

• умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявляют интерес, желание к театральному искусству;

 • передают образы сказочных персонажей характерными движениями;

• у детей развито умение взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность, умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• Дети выразительно читают стихотворный текст;

• умеют владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Работа с родителями

Разработка перспективного плана работы с родителями.

Проведение круглого стола по проблеме. Сценарии развлечений.

В течение продолжительности работы по теме.

Собственный план работы с родителями. Повысился собственный уровень умений работы с родителями в данной области.

1.Предоставление родителям педагогической информации по данной теме. 2)Индивидуальные беседы «Что читать детям», «Воспитание сказкой». 3)Консультации: «Приобщение дошкольников к художественной литературе», «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности», «Дарите детям радость», «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

4)Практические рекомендации: «Игры, развивающие воображение», «Воспитание вежливости у дошкольников», «Уроки добра».

5) Мастер – классы «Театр дома», «Театр ложек», «Игрушки - говорушки».

1.Характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей приобрел личностно – развивающий характер.

2. Родители – активные участники в образовательной деятельности.

3. Созданы условия для поддержки родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 4. Предоставлена консультативная помощь родителям по вопросам образования и охраны здоровья детей.

5. Оказаны необходимая информация и помощь родителям с целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к деятельности группы.

1) Картотека бесед.

2)Тесты.

3)Анкетирование: «Определение уровня сформированности представлений дошкольников о театре».

4) Семейные чтения (родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения).

5) Родительское собрание. «Учите детей чувствовать», «Путешествие по страницам книг».

6) Проведение конкурса «Книжка – самоделка».

В течение продолжительности работы по теме.

Организация выставки совместных рисунков, поделок, самодельных книг. Рисунки на тему: «Моя любимая сказка», «Добрые и злые герои» и др.

В течение продолжительности работы по теме.

Привлечение родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм.

В течение продолжительности работы по теме.

Родители – активные участники в образовательной деятельности.

Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.

Комплекс консультаций на тему.

Папки - раскладушки: «Мы читающая семья», «Детская дружба», «Игры-драматизации, как средство приобщения детей к семейным ценностям». Памятки для родителей по обучению связной речи. Информационные листовки, буклеты по теме.

Сентябрь-Февраль

Перспективный план:

Сентябрь

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы»,

оформление театрального уголка

Беседа «Здравствуй, театр!» «Театральные профессии».

Мимика – «Подбери маску».

Игра «Угадай сказочного персонажа», «Назови автора»

Анкетирование «Играете ли вы с ребенком в театр»

Консультация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей ТНР»

Октябрь

Доклад на родительском собрании «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Создание библиотеки «Сказки народов мира»

Стихи – диалоги,

Игры с предметами - заменителями «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже»

Поход в драматический театр

Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду»

Ноябрь

Подбор пальчиковых игр, чистоговорок, скороговорок, предметных, сюжетных картинок Экспозиция «Все сказки в гости к нам»

Игры - этюды на развитие эмоций

Драматизация русской народной сказки - театр Би-Ба-Бо.

Мастер – класс для родителей «Театр своими руками».

Квест игра «Сказка ложь, да в ней намек»

Декабрь

Создание стенгазеты совместного творчества детей и родителей «Зимняя сказка»

Пополнение театрализованного уголка новыми сказочными персонажами, атрибутами

Моделирование сказки «Три медведя»

Д/и «Из какого театра куклы», «Назови одним словом»

Совместная деятельность – создание рисунков для стенгазеты «Зимняя сказка»

Практикум для родителей группы «Игровая терапия –искусство отношений».

Январь

Подбор репродукции картин известных художниковдля оформления группового познавательногостенда

Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра

Игра-пантомима «Поиграем-угадаем»

Информационный стенд «Как можно сделать кукольный театр своими руками».

Выставка совместных поделок «Театр своими руками с детьми дома».

Февраль

Создание альбома по теме «Театр»

Пополнение театрального уголка атрибутамидля организации театрализованных игр

Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Подготовка детей к мероприятию «Пушкинские чтения»

Открытое мероприятие «Пушкинские чтения» с участием детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя.

Март

Подбор пословиц и поговорок по темам: «Сказка», «Родина», «Слово», «Мудрость»

Подготовка к утреннику8 Марта

Народные игры со словами Хороводы: «Земелюшка-чернозём» «Где мы были, мы не скажем»

Спортивно – музыкальное мероприятие «Из старины далекой»

Памятка «Формы и методы работы с детьми по развитию диалогической и монологической речи».

Апрель

Оформление фотоальбома о проведенных мероприятиях, создание презентации «Мы и театр»

Жесты – этюды на выразительность жестов.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем»

«День открытых дверей»

Консультация «Играйте вместе с детьми»

Май

Аналитическая справка по результатам анкетирования

Инсценировка сказки «Муха – цокотуха»

Рисование «Вспоминая театр»

Памятка для родителей «Использование сказкотерапии в развитии речи».

Заключение:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Я, со своей стороны, стараюсь больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности. Подвожу детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по – разному, используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику. Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа

Список литературы.

1.Алябьева. Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 160с. (Программа развития) 2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 198 с. 3.

3.Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 125 с

4.Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1978. 112с.с.ил.

5.Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных. учреждениях» /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984 -240с.

6.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 6-8.

7.Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация. // Воспитание детей в игре. – М., 1994. – 167 с.

8.Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду

9.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр — Творчество — Дети»2004Москва

10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2022 - 2023 год по теме «Формирование дружеских отношений в детском коллективе».

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”

Цель:  Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятель...

План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ"

План по самообразованию составлен по актуальной теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ", будет интересен учителям-логопедам, которые следят за инновационными технол...

план по самообразованию на 2022 - 2023 год

Актуальность  Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного обра...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год

Обучение детей дошкольного возраста английскому языку ...

План по самообразованию на 2022 -2023 учебный год музыкального руководителя Прошиной Нины Петровны. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников в музыкальной деятельности»

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативномразвитии. Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности дете...