проектная работа: "Путешествие по сказам Бажова
проект (подготовительная группа)

Федорова Любовь Никитична

проектная работа подготовительная группа "Путешествие по сказам Бажова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_skazy_p.p._bazhova.docx736.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

Творческий проект:

«Знакомство с творчеством П.П. Бажова»

(подготовительная группа №1)

                                                                 

                                                                                                 Составил: Федорова Л.Н.

                                                                                                          воспитатель, 1 кв.к.

                                                      Красноуфимск, 2023 г

Творческий проект:

«Знакомство с творчеством П.П. Бажова» (подготовительная группа №1)

Актуальность проекта:

        Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема:

     В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя Бажова П.П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос. 

Вид, тип проекта: среднесрочный (2 недели), творческий, информационно-исследовательский.

Цель: познакомить детей с творчеством Уральского писателя П.П. Бажова.

Задачи: 

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя Бажова П.П.

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Формирование представлений о многообразии сказов Бажова П.Г., воспитывать положительное отношение к его сказам;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

Для детей:

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П.П. Бажова

чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;

создание макета «Серебряное копытце»;

расширение кругозора детей;

сплочение детского коллектива;

оформление выставки «Малахитовая шкатулка»;

у детей развиваются коммуникативные навыки;

развивается творческое мышление и воображение;

развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

самореализация, повышение творческого потенциала;

повышение компетентности по использованию;

в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

- повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

- родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный. Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II – этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая).

III – этап рефлексия (итоговый). Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям:

дети

родители

педагог

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы:

Книги писателя П.Бажова;

Картинки и иллюстрации к произведениям П.Бажова;

Видео и аудиозаписи;

Магнитофон;

Компьютер;

Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям П.Бажова

2

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова

Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя

3

Знакомство с творчеством писателя

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края.

4

Изготовление макета по сказу П.Бажова, «Серебряное копытце»

Совершенствовать творческие умения и навыки в создании макета.

5

Оформление выставки «Малахитовая шкатулка»

Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный материал знакомых произведений

6

Чтение произведений П. Бажова

«Хозяйка медной горы», «Золотой волос»

Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности

7

Просмотр видеофильма «Серебряное копытце», «Каменный цветок»

Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес

8

Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова»

Лепка «Олененок»,

Пластилинография «Каменный цветок»

Рисование иллюстраций к сказам «Каменный цветок», «Серебряное копытце», аппликация: «Гора самоцветов»

Учить отображать свои впечатления в рисунках, в аппликации.

9

Проведение викторины по «Сказам Бажова»

Развивать творческую активность детей в творчестве, в процессе придумывания вариантов сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникативные навыки

III – этап рефлексия (итоговый)

11

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели, родители, дети

Анализ: 

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»  

в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

отмечается рост творческой активности детей;

отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Игровая

Совместная

Познавательная

Поисково-исследовательская

Художественно-речевая

Трудовая

Взаимодействие с

родителями

Творческая

Викторина по произведениям П.П. Бажова (с презентацией)

Вопросы викторины «Знатоки творчества П.П. Бажова» предусмотрены для детей и родителей. Ответы можно найти непосредственно в сказах или воспользоваться дополнительной литературой.

Что Вы знаете о детстве П.П. Бажова?

Где учился П.П. Бажов?

Назовите географию сказов Бажова (места на Урале, связанные со сказами).

Где находится Медная гора, и что Вы о ней знаете?

Серебряное копытце – это косуля, олень или козёл?

Из какого сказа Данилушка – Недокормыш?

Как называлась большая змея у кладоискателей, неизменная хранительница золота? В каких сказах она упоминается?

Что дарит Танюшке Медной горы Хозяйка в сказе «Малахитовая шкатулка»?

Назовите родину сказов Бажова

Как звали доброго молодца в сказе «Золотой волос»?

Почему сказку назвали «Золотой волос»?

В каких сказах Бажов встречается Хазяйка Медной горы, Малахитница?

Из какого сказа этот отрывок? «Ну, Данила-мастер, выбирай, как быть? С ней пойдешь все моё забудешь, здесь останешься её и людей забыть надо».

По образцу какого цветка хотел сделать свою чашу Данила-мастер?

Назовите имена детей Степана и Данилы, которые стали персонажами произведений «Малахитовая шкатулка» и «Хрупкая веточка».

Какое наследство осталось после смерти Степана? Кто главная героиня сказки «Малахитовая шкатулка» и чем она занимается?

Из чего был сделан Каменный Цветок, который Даниле так хотелось увидеть?

Почему Хозяйка отпустила Данила на свободу и что она пожелала ему в  сказе «Горный мастер»?

За что Митюха ударил барина в сказке «Хрупкая веточка»?

Кто такая Огневушка-Поскакушка и что она указывает в сказе «Огневушка-Поскакушка»?

В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая, дала внуку последний наказ, чтобы он не допускал «худые думы». Что она имела в виду?

Как звали кошку и внучку деда Коковани в сказе «Серебряное копытце»?

Какие сказы или сказ нравятся Вам больше и почему?

Биография. (презентация)

     Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Участвовал П. П. Бажов в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны опять жил на Урале.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) в Свердловске выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка» - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. За которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939 Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике). На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках – южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Жил и работал П. П. Бажов и в годы Великой Отечественной войны. Он помогал семьям других писателей и поэтов из Москвы, Киева, Ленинграда.

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой. В доме тепло пахло деревом, потому что стены были бревенчатые, неоштукатуренные, пол – дощатый. Богатства, да и маломальского достатка, не водилось, зато подрастали дети и внуки.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там, на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»).

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Приложение:  

Выставка: «Малахитовая шкатулка»

Макет по сказу:

«Серебряное копытце»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Сказы Бажова»

Конспект НОД...

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

 Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необыч...

Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова" для детей старшего дошкольного возраста

Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова" для детей старшего дошкольного возраста Цели:1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.2...

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказ...

Литературная викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗЫ БАЖОВА»

для детей старшего дошкольного возраста...

Проект Сказы Бажова

Проект для детей подготовительной группы детского сада, углубление знаний о культуре и традициях Уральского народа с помощью сказов Бажова...