Беседа с детьми в подготовительной к школе группе: «Мой дом – моя крепость»
план-конспект занятия

Алмиярова Ирина Сергеевна

Образовательная: расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях.

Коррекционная: развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Воспитательная: формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитание чувство гордости за свой род.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_i_konspekty_po_planu_samoobrazovaniya_2.docx83.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Беседа с детьми в подготовительной к школе группе: «Мой дом – моя крепость»

                                                                      Воспитатель: Алмиярова И.С.

Образовательная: расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях.

Коррекционная: развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Воспитательная: формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитание чувство гордости за свой род.

Оборудование: компьютер, конверты с заданиями.

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой.

- Я рада вас видеть. Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

- А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

  1. Работа с темой.

- Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:

Мы о самом-самом главном 

Поведем сейчас рассказ.

Стены, крыша, окна в нём –

Перед нами прочный дом.

В доме кто встаёт так рано?

Обо всех в заботах? – Мама!

Кто ещё живет в домишке?

Папа, дочь, сынишка.

Отвечайте мне друзья –

Вместе кто они? – Семья!

- Итак, какова же тема нашего занятия?

- Верно, сегодня наше занятие посвящёно самому дорогому, что есть на земле – семье.

- Что же такое семья?

- Для чего нам нужно поговорить на эту тему?

- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

- А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

- Подумайте, может ли человек жить без семьи?

- Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?

- Как вы понимаете выражение «Мой дом - моя крепость»? Что значит крепость?

Дом как известно всем давно,-
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом -
Это не дом.

Дом- это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, грустным
Добрым, злым
Еле живым.
Дом- это там, где вас поймут.
Там, где надеются и ждут,
Где забываешь о плохом-
Это твой дом!

- Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?

- Как вы считаете, что такое семейное счастье? Приведите пример из жизни. Вспомните самые счастливые события в вашей семье и расскажите нам о них.

- Как относятся члены семьи друг к другу в счастливой семье?

- Хотите ли вы создать счастливую семью?

- От кого зависит семейное счастье?

3. Работа в группах.

Задание 1 Какие ассоциации вызывает у вас слово семья?

- Слово «Семья» понятно всем так же, как слова «хлеб», «вода». Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.

- Мне хочется узнать, что вы понимаете под этим словом, что оно для вас обозначает.

- Сейчас я предлагаю составить «кластер». Слово «кластер» обозначает в переводе – пучок, созвездие. Ключевым словом является слово «семья», от него отходят лучики, на концах которых мы запишем все то, что вы вкладываете в это слово. У вас на столах листочки, посовещайтесь и запишите составляющие этого слова.

- Прочитаем. Молодцы, ребята!

Задание 2 «ЛАДОШКИ»

- В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить свою единственную и неповторимую половинку и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Давайте попробуем составить перечень качеств, которые необходимы человеку для создания хорошей семьи.

«Ладошки»

- На «ладошке» из цветной бумаги надо написать на самой ладошке те качества, которые необходимы для создания хорошего психологического климата в семье. А на пальцах – те качества, которые затрудняют семейные отношения. (оформленные ладошки прикрепляются на доску вокруг символического дома)

Задание: Выберите качества, которые необходимы человеку для создания психологического климата в семье и те, которые затрудняют


1. Понимание

12. Вспыльчивость

2. Злость

13. Доброта

3. Безразличие

14. Доверчивость

4. Бережливость

15. Жадность

5. Отзывчивость

16. Заботливость

6. Болтливость

17. Капризность

7. Вежливость

18. Конфликтность

8. Верность

19. Лживость

9. Веселость

20. Мудрость

10. Внимательность

11. Любовь

21. Нежность

22. Терпение

- Молодцы, ребята! А сейчас мы внимательно посмотрим сценку и поговорим о поведении главного героя.

Сценка «В семье бездельник».

Петя: чем же заняться, спать не хочется, хотя уже целый час прошел, как проснулся. Уроки учить? Там думать надо. Вечером выучу, на понедельник немного задают. Во дворе с ребятами в футбол поиграть? Бегать неохота, на физкультуре надоело. Поесть? (гладит живот) Жевать устал.

Мама: Петя, сбегай, пожалуйста, в магазин, купи хлеба и молока
Петя: Так я же, мамочка, на прошлой неделе бегал за молоком и хлебом.
Мама: Как тебе не стыдно! Ведь ешь ты каждый день! 
Петя: Я могу без хлеба и молока на одних сосисках и пряниках!
Вера: Давай, мама я сбегаю.
Мама: Но ты ведь читаешь?
Вера: Я сделаю перерыв. ( Берет сумку и уходит)
Мама: Петя, пора бы обувь почистить! На неё страшно смотреть.
Петя: Мама, а если я её почищу. Ты мне футбольный мяч купишь?
Мама: Но это же твоя обувь!
Петя: И мяч будет мой!
Мама: Ну и лодырь же ты, Петя!
Появляется дедушка: Внучек, собрался я на рыбалку. Может, со мной пойдёшь? 
Петя: Далеко до речки топать.
Дедушка: Тогда накопал бы мне червей!
Петя: А я их боюсь.
Дедушка: Они же полезные!
Петя: Тогда зачем полезными червями рыб кормить? Нехорошо, дедуся!
Дедушка: Да, с тобой не договоришься. Не хочешь, как хочешь!
Петя: Ладно уж, накопаю! Только ты, дедуля, мои ботинки почистишь? Маме на них смотреть страшно.
Дедушка: Нет, пойду сам я червей копать, от тебя, лентяя, подальше. 
Появляется бабушка: Милый, сходи мне в аптеку за горчичниками, видно простудилась я.
Петя: Это где киоск « Мороженое»
Бабушка: Там, внучек, там беги скорее!
Петя: А на мороженое дашь?
Бабушка: (вздыхая) Дам.
Петя: На три порции: пломбир, эскимо и фруктовое!
Бабушка: Пойду-ка, Веру попрошу. Она без эскимо всё сделает.
Петя: Вот ведь все какие! Им все сделай, а мне ничего!
Появляется папа, в руках у него коробка.
Папа:
 Петя, ты не забыл, о чем я тебя просил час назад?
Петя: О чём, Папочка, ты меня просил?
Появляется Вера
Папа: Я просил тебя принести газеты из почтового ящика. Тебе это трудно сделать?
Вера: Не сердись, папа газеты уже давно на журнальном столике лежат.
Петя папе: Вот видишь, а ты меня ругаешь. 
Папа: Вижу, я все вижу.
Петя папе: А что у тебя в коробке?
Папа: Подарок.
Петя: Мне?
Папа: Нет, Вере!
Вера: Спасибо, (открывает коробку) Какая красивая кукла! Пойду всем нашим покажу. 
Петя (обиженно) Все Верке! Почему ей? Она же никогда ничего не просит. А я прошу, прошу, стараюсь, стараюсь. И все бесполезно!
Вопросы: 
- Почему подарок получила Вера?

- О чем мечтал Петя?

- Смог ли он найти себе занятие по душе? Почему?
- Чтобы вы сказали Пете?

Задание 3 «Обязанности и права в семье».

- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Как они называются? (Права и обязанности).

- Это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.

- Итак, ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

- Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Перед вами карточки, вы их прочтете, выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации.

1). С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это (разрешается), (запрещается).

  • Мы считаем, что это - право ребенка

…………………………….................................................................... .

2). Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

Это (разрешается), (запрещается).

  • Мы решили, что это право ребенка ……………………………………………………………………………… .


3). Подарить ребенку жизнь

Маме с папой (разрешается), (запрещается).

  • Мы считаем, что это право ребенка на ................................... .

4). Вот в углу стоит мальчишка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (разрешается), (запрещается).

  • Мы думаем, что это право ребенка на …………………………………………………………………………..

5). Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать.

Это (разрешается), (запрещается).

  • Мы считаем, что это право на …………………………………………. .

(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, дети выбирают подходящие к своим заданиям).

Права ребенка в семье

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия

- Молодцы, все права подобрали верно.

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

- А сейчас мы посмотрим одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно.

Ситуация

«К остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, отвернулась и ничего не сказала».

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях). В крепкой дружной семье каждый берет на себя какие - то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь к другому.

- А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять?

Обязанности ребенка в семье

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших

- Ребята, как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

Права, обязанности надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Жить в семье и не тужить.

Задание 4 «Доскажи пословицу»

- Семья - самое дорогое в жизни человека. Эту простую истину знали даже древние. Семье посвящено много песен и пословиц, литературных произведений. В каждой из них – народная мудрость, которая складывалась веками. Вспомним сейчас пословицы о семье, доме, родителях, об отношениях в семье. Перед вами начало пословицы, вы должны её продолжить.

При солнышке тепло, … (а при матери добро). Птица радуется весне, … (а младенец матери). В гостях хорошо, … (а дома лучше). Не нужен клад, … (когда в семье лад). У детины заболит пальчик. … (а у матери сердце). Нет лучше дружка, … (чем родная матушка).

Когда все вместе, то … (и душа на месте);

Вместе тесно, а… ( врозь скучно).

Дома и … (стены помогают).

- Как вы их понимаете?

- Ну а сейчас давайте с вами пофантазируем и представим, какой будет ваша семья.

Задание 5 “Какая будет ваша семья?”

- Перед вами первые буквы слова семья. Подберите к каждой букве признаки – какая ваша семья?

С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная и т.д.

Е – единственная, единая

М – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная

Я – яркая, ясная

Зачитывают.

- Ребята, Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции.

Скажите, какие традиции есть в вашей семье? Как вы проводите время?

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;

•  Собирать и хранить семейные фотографии.

Гостеприимство, угощение.

- У нас есть ещё одна традиция – в конце ноября поздравлять мам с праздником.

Нет ничего святее слова «мама». Мама – первый учитель и друг, самый близкий и верный. Послушаем стихотворение о маме.

С кем пеpвым мы встpечаемся,

Пpидя на белый свет, -

Так это наша мамочка,

Ее милее нет.

Вся жизнь вокpyг нее вpащается,

Весь миp наш ею обогpет,

Весь век она стаpается

Hас yбеpечь от бед.

Она - опоpа в доме,

Хлопочет каждый час.

И никого нет кpоме,

Кто так любил бы нас.

Так счастья ей побольше,

И жизни лет подольше,

И pадость ей в yдел,

И меньше гpyстных дел!

3. Рефлексия

- Итак, ребята, удалось ли нам раскрыть основные вопросы данной темы?

- Какой мы можем подвести итог?

- Так что же следует помнить, чтобы сохранить семью?

- Про что всегда должны помнить?

- Назовите свои обязанности в семье?

- Что вы сделаете сегодня, когда придёте домой?

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

1.Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

2. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером.

3. Малыш для старших, как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа- друг, кормилец,

А мама ближе всех , родней.

4. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

- Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.

- Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время.

- Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Нетрадиционная техника рисования в    подготовительной к школе группе:                      «Русские березы»

                                                                          Воспитатель: Алмиярова И.С.

Цель: познакомить детей с техниками нетрадиционного рисования – рисование солью.

Задачи:  закрепить представления о березе, ее значении для русского народа;   продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования, развивать образное мышление;                                                                           воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в картинах русских художников, поэзии, музыке;                                                         развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание.

Материалы: картон голубого цвета, простой карандаш, цветные карандаши (черный,коричневый), кисть, клей ПВА, соль крупного помола,блестки.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

1.Социально-коммуникативное. 2. Познавательное.    3. Художественно-эстетическое

-Художественное творчество.                                                                                   - Чтение художественной литературы.                                                                                              -Музыка.                                                                                                                                                  -Знакомство с искусством.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:1.Обогащать словарный запас детей.( красавица, белоствольная, стройная, чечевички и т. д.)                                                     ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:                                                                        1.Знакомство с берёзой.                                                                                                              2 .Экскурсия.                                                                                                                       3.Хоровод: «Берёзка»                                                                                                                  4. Знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан.                                      5.Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.                                        6.Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?»                    7. Презентация «Берёза»                                                                                  8.Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:*лист тонированный*восковые мелки ( черный )*клей ПВА*картины с изображением берёзы.*презентация*видеофильм.

Дети под музыку входят в зал ( «Березка-краса» )

Воспитатель:  «Люблю березку русскую …»  Сегодня мы будем говорить о березе, мы знаем много интересного о ней. Разве можно представить наши леса без берёз? Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями.                                                                                                                            -Ребята! А вы что знаете о берёзе?

Игра-размышление «Четыре дела».

Презентация «Береза-дерево четырех дел»

- А сейчас мы с вами поиграем, в игру

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать                                           Начинаем:

- Кто природу обожает, весной деревца сажает?                                                                      - Кто любитель отдыхать и поляну засорять?                                                                        - Кто желает помогать, деревца весной сажать?                                                                 - Кто желает помогать, деревца, кусты ломать?                                                                      - Кто в любую непогоду любит матушку – природу?                                                                     - Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? ( Это не я!)

Воспитатель:

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши художники.

Воспитатель: Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее.

Просмотр презентации «Береза на картинах»

Воспитатель: 

Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картины мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами ,сочиняя красивые стихи, песни ,музыку...

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Ребёнок. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Е.Трутнева)
Дети:(Осенью)


Ребёнок: Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С.Есенин)
(Летом)

Воспитатель:  Сейчас мы с вами окажемся в зимней сказке…

Презентация «Белая береза»(без звука)

Воспитатель: послушайте, как русский поэт, который очень любил природу и русские березы, рассказал о красоте .

Ребенок :С. Есенин
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

(открывает изображение зимней березы)
- Что это за серебро, которым принакрылась березка?
Дети: березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель:  Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?
Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Показ приемов работы

Попробуем нарисовать такую же картину? Тогда давайте подготовим пальчики

ФИЗМИНУТКА «Выросли березки в поле»

Руки наши готовы, займите свои места.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Возьмите лист бумаги, положите вертикально и возьмите мелок. 
Рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.
Около ствола ветки утолщаем.
Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.

Затем ветки дерева покрываем клеем ПВА.(тычок полусухой кистью)

Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.
Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».
Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА. 
На клей сыпем соль.
Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».

Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.

- А теперь закройте глаза: представьте, что вы художники и увидели на заре
заснеженную березу. Солнечные лучи сверкают, блестят разными огнями в
снежном убранстве березы. От солнечного света и тепла просыпается
природа от долгой зимней спячки.

Представили? А теперь открывайте глаза и начинайте рисовать.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Анализ детских работ.

- Ребята у нас получилась целая березовая роща..

Найдите, у кого получилась старая береза? У кого на рисунке молоденькие березки? Посмотрите, а есть ли на рисунках красиво расположенные березки -группками. Нет ни одной одинаковой березы, у каждого получилась своя, неповторимо-прекрасная береза.

«Наши подарки березке»

-Вот тебе березонька, солнышко, оно согреет тебя.

- Вот тебе березонька, тучка, она польет тебя.

-Вот тебе, березонька, птица, она спасет тебя от вредителей.

-Вот тебе, березонька, особый знак, он защитит тебя от злых людей (Знак с зачеркнутым топором).

Расти, березонька, и радуй нас.

Воспитатель:

Все, что надо знать о березе,
Как любить ее и беречь –
Обо всем вы сегодня сказали…
До свидания, до новых встреч!

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Беседа  в подготовительной к школе группе:                      «Село, в котором мы живем»

                                                                     

                                                                           Воспитатель: Алмиярова И.С.

Цель: пополнять знания о родном селе, его достопримечательностях, о названиях улиц;

-формировать представление о том, что Родина для человека - это место, где о родился;

помочь детям понять, для чего нужно знать свой адрес;

учить находить правильный выход из сложившейся ситуации;

вызывать у детей желание помогать другим в трудных ситуациях;

продолжать совершенствовать речь детей;

активизировать мышление, развивать воображение;

продолжать развивать конструктивные навыки;

закрепить знания о днях недели;

Словарь: адрес, Родина.                                                                                       Оборудование: куклы Оля и ее мама, набор строительный, загадка о доме, иллюстрации, открытки с видами родного села.

Предварительная работа: беседа с детьми об адресе, его значении в жизни человека.      Экскурсии по селу.

Ход занятия:                                                                                                        Рассказ воспитателя о Родине

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть родители, самые родные люди. У каждого человека есть место, где он родился. У кого-то это село, у кого-то город. Где вы родились?

Ответы детей.

Место, где человек родился, называют его Родиной. Сегодня я расскажу вам о Родине. Послушайте внимательно, как я произношу эти слова: родные, родители, родственники, Родина. Как они похожи! Произнесите и вы эти слова.

«Экскурсия» по селу

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная экскурсия. Давайте представим, что мы гуляем по улицам нашего села. (Ходят по группе, рассматривают расставленные открытки, иллюстрации). Вот мы идем по главной улице Ленина. Дети рассматривают открытки с видами своего села. Если узнают объект, место, самостоятельно называют его, если нет - помогает воспитатель.

Случай с Олей

Воспитатель: Ребята, посмотрите, идет маленькая девочка. Она ходит одна. Давайте спросим, как ее зовут.

Девочка: Меня зовут Оля.

Дети спрашивают, почему она одна, где она живет, где ее родители. Девочка говорит, что была с мамой в хлебном магазине и ушла сама погулять по городу. А теперь не может найти дорогу домой.

Воспитатель: Ребята, куда пошли мама с Олей? Как называется магазин? (хлебный, «Хлеб»), Какой первый звук в этом названии? Найдите букву, обозначающую этот звук.                                                                                                  Работа детей.

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что же произошло с Олей.

Правильно ли Оля поступила, когда ушла от мамы?

Если ей очень захотелось погулять, что она должна была сделать?

Как чувствовала себя мама, когда обнаружила, что дочки нет рядом?

Если ребенок потерялся, как ему надо себя вести?

Случались ли с вами такие ситуации? Как вы себя вели?

Если вы потеряетесь, к кому из взрослых вы обратитесь за помощью?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот видите, сколько ошибок сделала Оля. Давайте пригласим Олю к нам на необычную экскурсию, а мама обязательно ее найдет.

Игровое упражнение «Где я живу»

Дети называют адрес, что находится около дома (магазин, театр...)

Физкультминутка

Вокруг домика хожу

И в окошко я гляжу.

Я к окошку подойду

И в окошко постучу.

Тук-тук. Кто там?

Анечка, бежим с тобой наперегонки.

Дети, выбирая пару, бегают по кругу.

Все дети идут по кругу, исполняя песню о маме.

Солнышко лучистое

Улыбнулось весело,

Потому что мамочке

Мы запели песенку...

Конструирование из кубиков

Воспитатель:

В каждом доме есть детишки.

Все сплошные шалунишки.

Отгадайте, дети, загадку.

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

В этой башне мы живем,

И она зовется... (дом).

Сейчас каждый из вас будет строить свой дом.

Предлагаются каждому кубики. Дети строят дома, объединяют, получается поселок. Дети рассматривают свои постройки.

Работа в тетрадях «Мой дом»

Дети рисуют свой дом на листках А4.Из рисунков собираем композицию,

поселок в котором я живу.

Появляется Олина мама, благодарит ребят, что были с Олечкой. Учит Олю, как называется поселок, улица, дом, квартира. Оля повторяет. Ребята поясняют Оле, для чего и как важно знать свой адрес.

Воспитатель: Правильно, нужно знать город, в котором ты живешь, название улицы, номер дома и номер квартиры. А еще хорошо, если знаете номер своего телефона. Кто из вас может все это назвать?

Итог занятия. Ответы на вопросы

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Нетрадиционная техника рисования в    подготовительной к школе группе:                      «Родная моя улица»

                                                                          Воспитатель: Алмиярова И.С.

Цель: создать условия для совершенствования навыка изображения высотных домов, различных видов транспорта

Задачи:

Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы.                                                                                                Закреплять технические навыки и умения.                                                                          Упражнять в умении самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания.

Учить красиво, подбирать (сочетать) цветовую палитру при закрашивании.

Учить располагать изображение по всей поверхности листа, определяя место отдельных предметов.

Материалы для ООД:

1. Плотные листы бумаги для рисования формата А4.

2. Восковые мелки.

3. Фломастеры.

4. Цветные карандаши.

5. Фотографии с изображением улицы села Мишкино и основных достопримечательностей.

Интеграция ; Коммуникация; Труд; Здоровье; Музыка.

Ход ООД

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать. Скажите, а на чём можно отправиться в путешествие? Из предложенных карточек выберите любую, которая представляет вид транспорта. Покажите её и назовите.

Дети (показывают карточки, изображающие транспорт): На самолёте, на поезде, на машине, на велосипеде, на пароходе и т. д.

Воспитатель: Правильно, ну а мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. Закройте глаза, и представьте себе голубое небо и наш воздушный шар. Какой он? Называйте слова, описывающие наш воздушный шар.

Дети: Большой, красивый, имеет круглую форму, есть корзинка для пассажиров, разноцветный, яркий, легкий и т. д.

Воспитатель: А что внутри воздушного шара?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Молодцы! Давайте мы купол нашего воздушного шара наполним воздухом. (Дети выполняют дыхательные упражнения). А попасть в корзину не так-то просто. Зайди тот, кто назовет свой адрес. Открывайте глаза и называйте свой адрес.

(Дети называют свой адрес и проходят через обруч).

Воспитатель: Ну, вот все готово к путешествию. А давайте перед дальней дорогой подружимся еще крепче. Встаньте в круг.

Упражнение-разминка Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Наше село небольшое, (сжать кулачки)

Село мое  надёжное, (сомкнуть пальцы в «замок»)

Село молодое, (ладони сложить «домиком»)

Мишкино - лесное. (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Не Печорский,и не Камский, (руки перед собой, пальцы растопырить

А родной, Мишкинский . (сомкнуть пальцы в замок)

Пусть Руси ты не известен, (щелчки каждым из пальцев поочередно)

Хоть немног и невелик, (обнять себя руками)

Но в моей душе уместен (широко развести руки в стороны)

Твой мишкинский  лик. (ладони сомкнуть одна поперек другой)

Основная часть.

воспитатель: Ну, теперь отправляемся в путешествие по улицам нашего села, который как называется?

Дети:  Мишкино  Воспитатель: Наше село небольшое, но красивое; есть много улиц, интересных мест и зданий. Каждый из нас живет на своей улице.Расскажите о ней: как она называется, какая она, что есть на твоей улице(рассказы детей).Примерный вариант рассказа: Я живу на улице Молодёжная. Моя улица очень красивая, длинная, любимая. Воспитатель проводит игру «Путешествие по селу», где берет на себя роль экскурсовода. Воспитатель-экскурсовод объявляет посадку, а дети рассматривают фотографию села и составляют рассказ об этом месте.Примерный вариант рассказа: воспитатель - Наш воздушный шар приземлился на улице Дружбы . Что здесь находится?

Ребенок отвечает

Путешествие продолжается дальше.

Воспитатель: Что общего у всех зданий?

Дети: В каждом здании есть окна, двери, стены, крыша.

Воспитатель: Кто мне скажет, чем эти здания отличаются друг от друга?

Дети: Здания отличаются друг то друга высотой, цветом стен, украшениями и т. д.

Воспитатель: А чем ещё могут отличаться друг от друга здания?

Выслушать все варианты детей.

Воспитатель: Ещё здания могут отличаться друг от друга тем, из какого материала их построили.

Воспитатель: Показывает картинки с изображением домов, построенных из разных материалов. Из чего построен этот дом?

Дети: Этот дом построен из кирпича.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Кирпичный.

Воспитатель: А этот дом из чего построен?

Дети: Этот дом построен из камня. Он каменный.

Воспитатель: Дом, построенный из панелей, он какой?

Дети: Дом из панелей – панельный.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать улицу нашего города.

Воспитатель: Ребята, а что обычно есть на каждой улице(Здания, дома).

Воспитатель: Правильно, на ней есть разные дома. Кто мне скажет, как нарисовать дом?

Выслушать варианты детей.

Воспитатель: Обратите внимание на изображение центральной улицы села. А на какие части делится дорога? (На проезжую часть и тротуар).

Воспитатель: А для чего нужен тротуар? (Чтобы по нему могли безопасно ходить люди, пешеходы).

Воспитатель: А для чего служит проезжая часть? (Для машин, транспорта).

Воспитатель: Какие виды транспорта вы знаете, ребята? (Пассажирский, грузовой, специальный).

Воспитатель: Вы знаете, что главным условием на любой улице села является безопасность и для пешеходов и для водителей, поэтому большинство улиц разделено на полосы для движения транспорта. Посередине улицы проходит полоса, справа и слева от нее машины движутся в разные стороны.Воспитатель: С чего мы начинаем рисовать? Что первое нам необходимо определить?

Воспитатель: Показ. Рисовать мы начинаем, с выделения линии горизонта.

Воспитатель: Какими, нам кажутся предметы дальние по сравнению с ближними?Воспитатель: Дальние предметы гораздо меньше, чем ближние.

Воспитатель: Как мы будем рисовать дома, которые находятся вдали? Такими же большими, как и те, что находятся на ближнем плане?

Воспитатель: Обратите внимание на дорогу и тротуар, как она изображена?

Воспитатель: Правильно, чем дальше от нас, тем она становится тоньше. Напоминает длинный треугольник.

Воспитатель: После того как мы определили линию горизонта и линии дороги, немного отступаем от края листа, чтобы осталось место для улицы. Сначала мы рисуем несколько прямоугольников разных по высоте, ширине – это крыша и стены.Воспитатель: Все это, ребята, нужно отразить в ваших рисунках.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.

Физминутка.

Вы достать хотите крышу?                                                                                              Потянитесь вверх повыше -                                                                                             Вы достать хотите крышу. (Потягивания - руки вверх.)                                                       Раз, два, три,               Корпус влево поверни.                                                         И руками помогай,                                                                                                        Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)                                                             Руки в стороны потянем (Потягивания - руки в стороны.)                                                                    И на место снова сядем. (Дети садятся).

Практическая часть.

Самостоятельное выполнение задания детьми. Дети рисуют улицу села.

Воспитатель: При подведении итогов НОД дети рассказывают о своих рисунках.

Воспитатель: Вот мы и облетели наше село, посетили все знакомые улицы и рассказали о них, было очень интересно и увлекательно. Нам пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия

Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали?

- Что мы интересного увидели и узнали?

-Какие еще интересные места есть в нашем селе?

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Беседа  в подготовительной к школе группе:                      «Профессии наших мам»

                                                                     

                                                                           Воспитатель: Алмиярова И.С.

Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.

Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названиях и назначении профессий; формировать понимание значения труда людей разных профессий и ценить результаты труда; закреплять знания о профессиях мам; обогащать словарный запас,развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, и сказать о чём оно.

Нужно сшить – зови портного,                                                                               Модельера пригласи.                                                                                                     Хочешь есть – поможет повар,                                                                                              Блюдо у него проси.                                                                                                                  Если хочешь быть красивым,                                                                                                  К парикмахеру иди.                                                                                                        Украшение на праздник                                                                                                    Ювелиру закажи.                                                                                                                   Туфли подобьёт сапожник,                                                                                           Разрисует всё художник.                                                                                                      И цветочница цветы                                                                                                             Срежет вам для красоты.                                                                                        Часовщик часы починит,                                                                                                 Массажист усталость снимет,                                                                                Врач больного исцелит,                                                                                                     Словно доктор «Айболит».                                                                                                          Тренер сильным стать поможет,                                                                                           Вас заснять фотограф может.                                                                                                     А кондитер вкусный торт                                                                                                        К дню рожденья испечёт.                                                                                                          Почту вовремя доставит                                                                                                         Самый быстрый почтальон.                                                                                                        И таксист домчит вас быстро,                                                                                       Все дороги знает он.                                                                                                   Чтобы людям всем помочь,                                                                                                                 Трудятся они и день и ночь.                                                                                     Все профессии важны,                                                                                      Все профессии нужны.

Дети отвечают, о чем это стихотворение (о профессиях).

– Знаете ли вы, что такое профессияПрофессия — это труд,

которому человек посвящает свою жизнь. У ваших мам разные профессии. Давайте расскажем, друг другу о том кем работают ваши мамы. Но не забывайте,что отвечать нужно полным предложением«моя мама работает…»

Дети по очереди рассказывают о профессиях своих мам. При необходимости воспитатель помогает ребенку с ответом.

– Молодцы. Давайте сейчас немного поиграем. Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит предложение.

Врач людей… (лечит).

Учитель детей… (учит).

Пожарный пожар… (тушит).

Повар обед… (варит, готовит).

Парикмахер волосы… (стрижет, укладывает, причёсывает).

Полицейский за порядком… (следит).

Портниха одежду… (шьет, чинит).

Пекарь хлеб… (печет).

Писатель книги… (пишет, сочиняет).

Доярка коров… (доит, кормит).

Фотограф людей… (фотографирует).

Продавец в магазине… (продает).

– Очень хорошо вы поиграли и правильно отвечали.

А давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?»

Молоток – (у столяра)

Кисть – (у маляра, у художника)

Шприц – (у медсестры, ветеринара)

Рубанок – (у плотника)

Мел – (у учителя)

Ножницы – (у парикмахера, у портного)

Расческа – (у парикмахера)

Иголка – (у портного)

Палитра – (у художника)

Указка – (у учителя)

(лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь поваром ты быть, то делай так…

Если нравится тебе, то и других ты научи,

Если нравится тебе, то делай так…

3. Если хочешь стать спортсменом, делай так.

Если хочешь быть артистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

- Следующая игра «Кто так говорит?»

Кому добавки? (Повар)

Вам посылка. Распишитесь. (Почтальон)

Большое спасибо за покупку. (Продавец)

Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)

Как вас постричь? (Парикмахер)

Приятного полета! (Стюардесса)

Урок окончен. (Учитель)

- А сейчас я вам загадаю загадки о людях разных профессий.

Причесываю, стригу,                       Модную прическу сделать могу.(Парикмахер.)

Целый день кручу баранку,                           Чтоб людей всех развезти.                   Нужно их доставить быстро,              Адрес правильно найти.(Таксист.)

Веду отважно самолёт.                         Людей и груз беру на борт.(Пилот.)

На границе я служу.                             Службой очень дорожу.(Пограничник.)

Вам продам любой товар,                  Упакую в целлофан.                         О товаре расскажу,                                    Что купить вам предложу. (Продавец.)

Шить умею и кроить                                    И заплатку прикрепить.(Портной.)

Я работаю в саду, но не где деревья.Я всему детей учу. Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)

Почему меня боятся Взрослые и дети?Ведь жужжащая машина Людям зубы лечит!(Стоматолог.)

Учу я детишек читать и писать,                                                                                     Природу любить, стариков уважать.

(Учитель.)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота –                                                                    Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель.)                                                                                                                              С огнем бороться мы должны –                                                                                                С водою мы напарники.                                                                                                                 В беде мы людям всем нужны.                                                                                                         Так кто же мы?(Пожарные.)                                                                                           

Скажи-ка, кто так вкусно                                                                                                 Готовит щи капустные,                                                                                   Пахучие котлеты, салаты, винегреты,                                                                                        Все завтраки обеды?(Повар.)

- Ребята, а теперь, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, какая профессия самая важная(Ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что все профессии важны – все профессии нужны.

- Ребята, а вы уже решили, кем вы хотите быть, когда вырастите. Ответы детей (Я хочу быть)

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Беседа  в подготовительной к школе группе:                      «Богатыри земли русской»

                                                                     

                                                                         

                                                                                Воспитатель: Алмиярова И.С.

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

  • Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны.
  • Развивать интерес к героическому прошлому русского народа, её великих, могучих богатырях – защитниках земли Русской.
  • Познакомить с  понятием «богатырь», какими качествами  они обладали.
  • Познакомить  детей  одеждой (доспехами) и  оружием богатырей.
  • Формировать  коммуникативные навыки детей, умение поддерживать беседу. Совершенствовать  диалогическую речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

   Словарь: Богатырь, кольчуга, шлем, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава - палица, копьё, топор,  лук и стрелы, ножи, кинжал.

Материалы:  Песни про богатырей, раскраски «Богатыри», карта России, мультимедиа, презентация  «Богатыри земли Русской», книга с былинами.

        Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Звучит музыка русская народная.)

       -Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живём. Как можно одним словом назвать всех людей живущих в России? (подходят к карте России).

       -Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как отец и мать.

       -Посмотрите, какая она, Родина  Россия? (Наводящие вопросы (в случае затруднения)).  

       -Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым,  голубым?

Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.

      - Но когда-то, давным  -  давно она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.  

       -Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

    - Кто защитит народ от врага лютого? Кто сохранит Русь  великую?

     - Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.. Жили среди  русичей  богатыри - защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, прословляющие  удаль и силу богатырскую.  Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится  о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

    -  Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

     - В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

   - Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

        - Кто же такие богатыри? Мы  с вами узнаем, только для этого нужно попасть в прошлое, а поможет нам волшебный экран. Усаживайтесь поудобнее.

Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю,
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!

С кем только не приходилось сражаться богатырям русским.  С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, с татарами.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Кто же они, герои народных былин?

Интересная на нем одежда, и незнакома нам.  Вот посмотрите это кольчуга . Это железная одежда из металлических колец в бою надежно защищает от копья. Шлем  (железная шапка)служит для того что бы оберегать голову то ран в бою. А это древние русские щиты. Щиты делали круглые из железа .Это колючее оружие называется сулица. Это  кистень -он очень прост металлическая гирька на цепи которая наматывается на руку или крепится на палке .Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

-  Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву.

       -  В древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

Физминутка:

1,2,3 – Мы теперь богатыри

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем       

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо .

Ни в морях,   

 Ни в небесах  

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу   

Пусть уходит враг с дороги…

Вот и познакомились мы с русскими богатырями.  

Понравился вам рассказ о богатырях?

Какие были русские богатыри?

Кого мы можем назвать богатырём?

Ребята, а как вы думаете, в наше время  существуют богатыри?

Что необходимо делать для того чтобы стать богатырём?

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Беседа  в подготовительной к школе группе:                      «Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек»

                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                Воспитатель: Алмиярова И.С.


Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.

Цель: Формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей. Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Задачи: Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества. Способствовать сплочению детей в коллективе. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Оборудование и материалы: колокольчик, платки или шарфы по количеству игроков, наперсток,

1. Вступительное слово

Кто не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые – виртуальные.

Мальчишки и девчонки, я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Познакомиться с играми которые стали народными.

2. Основная часть      «Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?

Бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем.А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посудки тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.

В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.                                                                                                    А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное»«Испорченный телефон» или «Глухие телефончики»«Дочки-матери» – в эти игры мы играли с вами на улице и в группе. А ещё играли в «Цепи кованные»«Классики»«Лапту»«Пароль» («Казаки-разбойники»«Прыгалки» и многие другие интересные игры. Но есть и такие игры с которыми мы с вами не знакомы или игры в которые мы с вами не играем так как мы про них забыли. Поэтому я предлагаю вам вспомнить правила этих игр и немного поиграть со мной в них.

Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем?

Кто будет играть в интересную игру?                                                                                    А в какую - не скажу!  А потом не примем, за уши поднимем.                                 Уши будут красные, до того прекрасные.                                                                         Тай-тай, налетай, в интересную игру.                                                                   Всех принимаем и не обижаем.                                                                                                          А кто опоздает - в небо улетает.

Игра «Звонарь»

Очень весёлая и интересна тем, что одному игроку «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря»«Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком.Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.

Игра «Михасик»

Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Дети ставят по кругу свою обувь (на одну пару обуви меньше чем игроков). Все игроки движутся по кругу.После произнесенных слов«Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай! Раз, два, три», останавливаются и каждый игрок старается обуть обувь. Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Игра «Путаница»

Эта игра могла встречаться и по-другому, например, «Мама, ниточку распутай». Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески "запутаться", при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать "путаницу".

Игра «Хали-хало»

Играть может любое количество человек. Выбирают ведущего. У него мяч. Все располагаются вокруг него или просто на лавочках. Ведущий загадывает слово.Например: «Это фрукт на «а» начинается, на «с» заканчивается». Можно загадывать фильмы, имена и т. д. Усложнять задания в зависимости от возрастной группы. Кто-то быстро называет ответ. Ведущий бросает мяч о землю,кричит«хали-хало» и убегает. Человек, который угадал слово, должен поймать мяч и, поймав, сказать «стоп» ведущему. Затем, сделав пять шагов, он бросает мяч в ведущего. Если попал, начинает водить сам, если нет, водящий остается.

Игра«Дедушка Мазай»

Выбирают водящего - «дедушку Мазая», остальные - «зайцы»«Дедушка Мазай» находится на одной стороне площадки на скамейке, у стены, у дерева и т. п. Это его «дом»«Зайцы» размещаются на противоположной стороне площадки в своем «доме», ограниченном чертой. Там они сговариваются по поводу того, что будут представлять перед «дедушкой Мазаем», (например, «собирать грибы в лесу»«купаться», изображать оркестр). Затем идут к «дедушке Мазаю»и хором говорят«Здравствуй, дедушка МазайТот отвечает«Здравствуйте, зайчатки! Где вы были, что делали?»Все хором отвечают«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!» И начинают движениями и мимикой изображать задуманное. «Дедушка Мазай» старается отгадать, что они показывают, и сообщает (громко) об этом. Если отгадает,то все кричат«Да!» - и убегают к себе в «дом»«Дедушка» ловит их. Если не угадает,все кричат«Нет!» - и продолжают изображать задуманное. Когда «дедушка» угадает, все кричать «Правильно!» - и убегают к себе. Кого «дедушка» поймает, тот идет к нему в «дом». Играют 2-3 раза, после чего выбирают нового «дедушку». И так несколько раз. В заключение отмечаются ни разу не попавшиеся «зайцы».

3. Заключительное слово

Вот и подошёл к концу наш праздник игр. Давайте будем беречь традиции русского народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры играли они? И мы с вами будем играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли игры в своем детстве?.»

Анализ мероприятия:

Я считаю, цели, поставленные в начале мероприятия, были достигнуты. Дети познакомились с различными народными играми. Народные игры интересны современным мальчишкам и девчонкам. Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дают положительные результаты, исполняют своё главное назначение – доставляют детям удовольствие и радость. Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение       детский сад №3 «Ласточка» с. Мишкино муниципального района                                     Мишкинский район Республики Башкортостан

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности в    подготовительной к школе группе:                     «Русский народный сарафан»

                                                                     

                                                                               Воспитатель: Алмиярова И.С.

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи: 

  1. Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений).
  2.  Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме.
  3. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.
  4. Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, предки, лапти.

Материал: 

Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  

Куклы в русском национальном костюме, карточки с символическими значениями вышивки, бумажные силуэты кукол в сарафане, графические материалы,  русская народная музыка, тихая спокойная музыка.

Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.

Ход: 

Дети свободно играют, общаются. Воспитатель обращает внимание детей, загадывает загадку. На столе стоит глобус.

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать загадку вам, внимательно послушайте!

На нём уместилась,
Вся наша Земля: 
Моря, океаны, 
Леса и поля. 
И северный полюс,
Там тоже найдёшь, 
А если захочешь — 
В руках унесёшь.

Дети: Это глобус!

Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим глобус. Что обозначено на глобусе голубым цветом, а зеленым?

(Ответы детей)

Воспитатель: На глобусе показаны не только моря, но и страны. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Да, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Какая наша страна по величине?

Дети: Большая, огромная?

Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди разной национальности: русские, украинцы, татары, армяне, казахи.

Ребенок:

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих огней!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называю

Одним широким слово Русь!

С. Васильев

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались. Кто такие предки?

Дети: Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.

Воспитатель: Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, музеев.

Воспитатель:  А сегодня я вам предлагаю побывать в нашем музее «Сказок».

Оформлен зал «Сказок». На стенде иллюстрации к русским народным сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель:  И вот в сказках мы рассмотрим русский национальный костюм. Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Обратите внимание, как одета баба?

Дети: Сарафан, сорочка, платок, лапти.

Воспитатель: На какой иллюстрации одежда рабочая и повседневная?

Дети: Курочка Ряба, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Крошечка-Хаврошечка».

Воспитатель: На иллюстрации, к какой сказке, одежда нарядная, праздничная?

Дети: Царевна-лягушка.

Воспитатель: Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная?

Дети: Одежда украшена вышивкой, есть кокошник.

Воспитатель: Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная?

Дети: Простой сарафан, платок, рубашка, лапти.

Воспитатель: Вам понравилось в музее «Сказок»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте чуть-чуть отдохнем, про лапти споём и дальше пойдем.

Физкультминутка (звучит аудиозапись «Эх, лапти, да лапти»)

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сошьёт.

Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку

Хлопок в ладоши, наклон вниз

Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп

Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

Воспитатель: А сейчас мы пойдем в музей  «Кукол».

Посмотрите сколько здесь красивых кукол. Все они одеты в русский национальный костюм.  Посмотрите, во что одеты куклы?

Дети: Сарафан, рубаха, кокошник.

Воспитатель:   Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка ( показ динамической таблицы). 

 Давайте  посмотрим презентацию про русский сарафан. (Дети садятся на стулья).

     1 СЛАЙД

2 СЛАЙД

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет сарафана что-  то означал:

3 СЛАЙД

Красный – цвет огня, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

4 СЛАЙД

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

5 СЛАЙД

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

6 СЛАЙД

Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.

7 СЛАЙД

Белый цвет сарафана  – чистота, честность, преданность.

Воспитатель: В старину  люди украшали свои изделия разнообразными узорами, Он называется орнамент – это чередование повторяющихся элементов. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

8 СЛАЙД

Крестик – огонь

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

Волнистая линия - вода

Цветок - радость

Круг - солнце

Воспитатель: - На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

На этом наша экскурсия в музей закончилась. И вас ребята ждет волшебный сундучок.

Дети проходят к сундуку.

Воспитатель:

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут

Наша женская судьба в нем свое добро нашла.

В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодиться.

Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своём храню.

Воспитатель достает силуэты кукол в русском костюме.

Воспитатель: Наверно, давно лежали куклы в сундуке, все цвета сарафана выцвели, цвет потеряли. Давайте поможем куклам вернуть красивый наряд! Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов.

(Включается русская народная музыка. Дети приступают  к раскрашиванию силуэтов кукол)

Воспитатель: ( После выполнения детьми задания) 

                     Куклы к празднику готовы,

                     Посмотрите на обновы –

А теперь ребята, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а теперь кто считает, что справился с сегодняшним заданием, и понравилось наше занятие  - похлопайте в ладоши, кто считает, что ему не хватило времени или что-то не получилось, пусть скажет себе: «не буду огорчаться, в следующий раз обязательно успею».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ РОДИНА - РОССИЯ (беседа на патриотическую тему с детьми в подготовительной к школе группе)

Беседа носит обзорный характер. Дети в доступной и понятной форме знакомятся с такими понятиями, как "Родина,Россия". Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой ст...

Конспект беседы по безопасности в подготовительной к школе группе Тема: «Если ты один дома».

Конспект беседы по безопасности в подготовительной к школе группеТема: «Если ты один дома»....

Беседа о театре в подготовительной к школе группе

laquo;Беседа о театре».Конспект занятия-беседы в подготовительной группе Задачи: Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре оперы и балета, драматическом театре; о круп...

Конспект беседы с детьми в подготовительной к школе группы на тему «Безграничные возможности»

Данный конспект рассчитан  детей подготовительной к школе группы и будет интересен воспитателям дошкольным учреждений и учителям начальной школы.Ссылка на презентацию по теме беседы: https://clou...

Конспект беседы с детьми в подготовительной к школе группе на тему "Всемирный день птиц"

Методическая разработка конспекта беседы с воспитанниками подготовительной группы на тему "Птицы разних стран"...

Беседа по теме «Покров Пресвятой Богородицы» с детьми в подготовительной к школе группе

Знакомство с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы....

Беседа по теме «Покров Пресвятой Богородицы» с детьми в подготовительной к школе группе

Приобщение детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями....