Доклад "Этапы, формы и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду"
статья

Челбогашева Марина Николаевна

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида»

Доклад

«Этапы, формы и методы

нравственно-патриотического воспитания

детей дошкольного возраста в детском саду»

Подготовила: Челбогашева М.Н.

(воспитатель первой категории)

Кемерово, 2023

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской
Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость».

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей
является одной из основных задач дошкольной образовательной организации.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: 

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
  • когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
  • эмоционально- действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).


Средства патриотического воспитания:

- окружающая мезосреда,
- художественная литература и искусство, фольклор,

- практическая деятельность.

Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с
детьми и их возрасту: повышают познавательную активность,
эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся
у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом
возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и
доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание
условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.


Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной
педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был
в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не
случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую
педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского
сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная
работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его
хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности
или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город...

Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,
что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,
знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей
с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах
из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести дошкольника к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими
городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-
патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от
конкретных условий. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а
иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно
раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их
дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью
одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания
нравственно-патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее
от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть
интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,
гордости за свою страну должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей
создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в
наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском
саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других
национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о
своеобразии природы и климатических условий, от которых, зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с
местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие
принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим
темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную
деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они
живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только
содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и
длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к
конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и
обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли
Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая
тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей
являются тематические занятия.
 Важно, чтобы они повышали детскую
мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в
колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы,
индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно
анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить
найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста
характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание,
утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме
лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению
интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему
занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой,
музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей
Родины — Москва»). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» детям старшего дошкольного возраста предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у старших дошкольников игры в «поездки и путешествия» (по реке Томь, в прошлое города и т.д.).

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены, во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому
необходимо использовать не только художественную литературу,
иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы
(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей дошкольного возраста со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую
вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В заключение позвольте процитировать великого педагога В.А. Сухомлинского:

- «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

Список литературы

  1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А.Алябьева.-М.: 2003.
  2. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести [Текст] /Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова.-М.: ИНТОР,1996.- 160с.
  3. Купина, Н. А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст]: / Н.А.Купина, Н.Е.Богуславская.-М.:1992.-176с.
  4. Курочкина, И. Н. Этикет для взрослых и детей [Текст] : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / И.Н.Курочкина.- М.: Изд.центр «Академия», 2001.-256с.
  5.  Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] : Избранные педагогические произведения/ К.Д.Ушинский.- В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, 229с.
  6.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mdoy.pro/pict/ds_842/docs/Patriot.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Именно в дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие органов и становление фун...

Методическая разработка «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»

Методическая разработка направлена на решение одной из важных задачь детского сада: взаимодействие ДОУ и семьи...

«Живая душа природы» (экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье)

Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержит компле...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...