Авторская программа " Веселая кисточка"
рабочая программа

Алина Федоровна Головнина
Э. Успенский Искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tnetraditsionnye_metody_risovaniya_1.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №64»

Москва, ул. Партизанская, д.30, кор.2, стр. 2

Тел./факс (8-499) 141 24 07

E-mail:  64@edu.mos.ru

Авторская программа

дополнительного образования

«Веселая кисточка»

(нетрадиционные техники рисования)

Программа ориентирована на детей   4 - 7 лет

срок реализации 1 год

Автор: Головнина А.Ф.

Пояснительная записка

...Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                                      Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                           На бумаге, на асфальте, на стене

                                                 И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются. Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств». Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности. Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и 5 удерживать его на всем протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей.        

         Актуальность.  Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

         Педагогическая целесообразность.  В процессе обучения могут быть решены важные задачи,  самостоятельно творить, переживая радость творчества, использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования, развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру, учится  сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа, проявлять желания участвовать в выставках детских работ.

Цель. Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

        Задачи.

Образовательные:

1.Формирование представлений нетрадиционных техникам рисования.

2.Овладение основами, умениями работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию. 

3.Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.

4.Овладение умениями применять в дальнейшей жизни   полученные знания. 

Развивающие:

1.Повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.

2.Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

3.Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.

4.Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни. 

 

Воспитательные:

 

1.Соблюдение правил техники безопасности. 

2.Стремление к собственному поиску, самостоятельности.

3.Понимание необходимости качественного выполнения образа 

4.Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомером. 

Отличительные особенности. Новизной и отличительной особенностью программы  «Веселая кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисованияНетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.       

  Возраст обучающихся. По данной программе обучаются дети от 5 до 7 лет включительно.

          Срок реализации программы. Продолжительность образовательного процесса рассчитана на один год.

Форма и режим занятий. Форма организации деятельности детей – групповая. В группе может заниматься от 10 до 15 детей. Занятия проходят 1 раз в неделю.  

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

    -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

     -Сформируются навыки трудовой деятельности

     -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

    -умение находить новые способы для художественного изображения;

   -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

 Формы подведения итогов. Для Авторской программы дополнительного образования «Веселая кисточка» основной формой подведения итогов и оценки являются выставки детских работ, диагностические задания. Кроме этого, дети имеют возможность участвовать в конкурсах под руководством педагога.

Первое полугодие 13 часов

П/п

Тема

Кол-во

часов

Материалы, инструменты

1

Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма-новый образ».

1

Трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А4. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз.

2

Бабочки Монотопия. Познакомить детей с техникой монотопии.

1

Плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.

3

Ежики на опушке.

2

Альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

4

Рябина. Рисование пальчиками.

1

Белый плотный лист бумаги (лучше акварельной); акварель, гуашь, две кисточки: пони или белка № 1 и № 2; двойной стакан-непроливайка для воды.

5

Георгины в вазе (с натуры).

1

Краски акварельные, кисти, альбомный лист бумаги.

6

Ковер из осенних листьев.

1

Аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года». Картинки с изображением деревьев, листья с разных деревьев.

7

Роспись дымковской игрушки.

1

Дымковские игрушки (для демонстрации), бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

8

Платье.

1

Листы бумаги А4, простые карандаши, шаблоны, восковые мелки.

9

Кошечка.

1

Белый лист бумаги, трафарет (шаблон), простой карандаш, гуашь, баночка с водой, кисть, салфетка, тычок, набор геометрических фигур на каждого ребенка, иллюстрации, образцы.

10

Городецкие узоры.

1

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски. Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

11

Осенние дары.

1

Лист ватмана с наклеенной вазой для фруктов, фрукты, овощи, ягоды и т. д. или их муляжи, пол-листа формата А4, гуашь, кисти, пробка, печатки из картофеля, мисочки для печати, репродукции натюрмортов, ножницы.

12

По замыслу.

1

Второе полугодие 20 часов

п/п

Тема

Кол-во

часов

Материалы, инструменты

1

Вводное занятие. Порядок работы в студии. Организационное

занятие.

1

2

Снежинки.

2

Мука, ватные палочки, листы бархатной бумаги, гуашь белая, зеркала для каждого ребёнка, баночки с водой, салфетки, кисточки, мешочки с крахмалом, деревянные палочки по 2 штуки на ребёнка, конфетти.

3

"Волшебная птица"

1

Белая бумага, трафареты птиц, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки, тычки маленькие, простые карандаши, обрезки самоклеящиеся бумаги, репродукции картин.

4

"Новый год Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки "

1

Образец рисунка, восковые мелкиакварельные краски, кисти, бумага, простой карандаш, баночка под воду, салфетка.

5

"Любимый узор"

1

Кисти (белка №9, 5), гуашь, палитра, стаканчик с водой.

6

Сова

1

Листы цветной бумаги формата А 3, образец воспитателя, кисти 2-видов (тонкий и толстый ворс, гуашь, салфетки, банки с водой на каждого ребенка, картинки и изображением совы 2-3 шт.

7

Мой друг

1

Бумага для рисования в рамке, восковые мелки, карандаши, фломастеры, репродукции картин известных художников.

8

Комнатное растение

1

Альбомный лист ФА-4, кисти белка №2, №5, гуашь.

9

Подводное царство

2

Восковые мелки, акварель синего и фиолетового цвета, лист бумаги формата А3 или А4 белого цвета, кисть, поролоновая губка, гуашь в баночках, педагогические эскизы, картинки с изображением подводного мира.

10

Полярная ночь

1

Заранее приготовленные детьми пластинки для работы в технике «гратажж», зубочистки, салфетки.

11

Матрешки

1

Изображение матрешки на листе формата А5 по количеству детей, кисточка, клей ПВА, манная крупа: красная, зеленая, желтая, запись песни «Веселые матрешки».

12

Ваза с ветками

1

Листы тонированной бумаги; гуашевые краски;

простой карандаш; ножницы; ватные палочки;

губка; ½ листа белой бумаги; влажные салфетки.

13

"Подарок маме " Портрет любимого друга

1

Листы бумаги формата А4; трафарет тюльпана; гуашь; кисточки; банки с водой; салфетки; клеенки; конверт; кроссворд.

14

Портрет любимого друга

2

Лист А/4, простой карандаш, ластик, кисточки, краски, портреты, шаблон (лицо - овал).

15

Платок для бабушки

1

Краски акварельные, кисти, поролон, стаканчики, листы бумаги.

16

Весенние цветы Акварель + восковой мелок

1

Листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Автопортрет

1

Листы бумаги формата А4, гуашь, палитра, кусочки текстиля, листья пекинской капусты.

Содержание программы

Первый год обучения

  1. Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма - новый образ»: закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма - новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
  2. Бабочки Монотипия: познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
  3. Ежики на опушке: Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
  4. Рябина Рисование пальчиками: закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
  5. Георгины в вазе (с натуры): Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.
  6. Ковер из осенних листьев: познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
  7. Роспись дымковской игрушки Оттиск печатками, рисование пальчиками: закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции.
  8. Платье: закрепить умение украшать платье.
  9. Кошечка Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
  10. Городецкие узоры Различные: закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.
  11. Осенние дары: закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.
  12. По замыслу: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Второй год обучения обучения.  

 Декабрь

  1. Фантазии Кляксография «знакомая форма - новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма - новое содержание». Развивать воображение.
  2. Снежинки :Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
  3. Волшебная птица Продолжать закреплять знания детей о Городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения Городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).
  4. Новый год Рисование пальчиками: акварель + восковые мелки Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

Январь

  1. Любимый узор : Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

18 Сова : Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

  1. Мой друг: Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.
  2. Комнатное растение : Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью.

Февраль

21 .Подводное царство : Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции 22. Полярная ночь : Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах.

Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

  1. Матрешка : Рисование пальчиками Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие.
  2. Ваза с ветками Оттиск печатками Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март

  1. Подарок маме : Печать по трафарету, рисование пальчиками Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по разному.
  2. Портрет любимого друга- Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека.
  3. Платок для бабушки- Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.
  4. Весенние цветы Акварель + восковой мелок Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Апрель

  1. Автопортрет : Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.
  2. Роспись подноса : Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.
  3. Наш детсад : Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции
  4. Цветы Монотипия: Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

Май

  1. Пчелки Восковой мелок+акварель, черный маркера акварель : Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции
  2. Одуванчики Восковой мелок+акварель : обрывание, тычкование Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
  3. Весеннее дерево : Рисование пальчиками, тычками Закрепить умения продумывать

расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки 36 Итоговая выставка рисунков за год.

Литература.

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми старшей группы.

Оттиск поролоном : Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск смятой бумагой : Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель : Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев : Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью : Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация факгурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками : Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой : Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги : Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)

до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном : Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом : Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой: Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель : Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель : Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная: Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист) : Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой: Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение. Набрызг, рисование зубной щёткой.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем

проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.

Отпечатки листьев : Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение: Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж: Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная : Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю - наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой).

В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

«Монотипия» (отпечатка) .: Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение. «Рисование свечой» : Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска, тушь, цветные чернила.

Рисование на мокрой бумаге: Лист смачивается водой, а по том кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Рисунок на мятой бумаге: Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.

«Цветные ниточки» : Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски

(гуашь, кладут на лист бумаги,

прикрывают другим листом и выдергивают нить.

Трафарет.

Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.

Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.

Тампонирование: Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое...

Печатка : Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его

отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное).

«Штриховка» : Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо...

«Рисование солью» : Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для педагога имеется доска для демонстрации репродукций, мольберт для показа приемов и техник, CD проигрыватель для прослушивания сказок и музыкальных произведений, подборка книг с различными иллюстрациями, аудиодиски.

Также для детей имеются клеенки на стол, клеенки для валяния.

Для демонстрации учитель имеет коллекцию репродукций, предметов народных промыслов и учебно-методический наглядный материал приготовленный самим педагогом.

Литература.

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида»

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 80с.

Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. - Мн: ООО «Попурри», 2005. - 256с.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. — Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.— 256с. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 96с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. - М: ACT: Астрель, 2005. - 63с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. - М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. - 63с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа для изостудии "Волшебная кисточка"

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность.В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны , приобретают  практические навыки изобразительного...

Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

Авторская программа "Веселая физкультура"

       Стабилизация стопы и профилактика плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка,...

Авторская программа "Веселые пальчики"

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подг...

Авторская программа "Веселый театр","Күңелле сәхнә".

Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. Хорошее владение татарским языком как средством общения веление сегодняшнего дня: оно необходимо не толь...

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая кисточка"

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печ...