«Изоэкология» как один из видов детского творчества
статья

Пряхина Анастасия Александровна

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoekologiya.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Изоэкология» как один из видов детского творчества»

   Природа подражает искусству. 
           Она способна продемонстрировать
                            лишь те эффекты, которые нам уже знакомы
    благодаря поэзии или живописи. 
            Вот в чем секрет очарования природы.
К.Д.Ушинский

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры.

Но рисование воздействует сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё Я. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства. Сам он так же бережно относится к этому. А вот в природе чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов вместе с корнем, разрушат грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому необходимо идти от обратного - учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.

Если дошкольнику дать установку нарисовать «красивое», то он обязательно будет рисовать природу, ее явления и объекты. Это говорит о том, что для ребенка природа очень важна и значима.

Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость.

Для того, чтобы соединить два понятия «Красота природы» и «Изобразительное искусство» мы используем один из видов детского творчества - «Изоэкологию».

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность детей и экологическое образование.

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству.

Актуальность данного вида творчества наиболее оптимально решается через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка нетрадиционного художественного творчества.

       Основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством изоэкологии.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Экологические;

2. Изобразительной деятельности;

Работа по изоэкологическому воспитанию состоит из 3-х этапов:

1 этап. Рассматривание фотографий пейзажей и натюрмортов. На этом этапе происходит становление эстетического отношения к окружающему миру.

Рассматривание с детьми сначала более простых, знакомых предметов природы и картин, так же знакомство с более сложными произведениями искусства усиливает восприятие образов природы и настраивает на творческую деятельность.

2 этап. Наблюдение в природе. На этом этапе происходит более углубленное восприятие образов и явлений окружающего мира, дети в целом и детально знакомятся с различными природными объектами, которые можно потрогать, понюхать, попробовать. Осуществлению познавательного процесса на этом этапе помогают игры-путешествия, беседы-рассуждения, создание проблемных ситуаций, видео-экскурсии, экологические игры, викторины, проекты.

В процессе наблюдения в природе у дошкольников происходит развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление экологического и эстетического сознания, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.

3 этап. Развитие творческих способностей детей. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах и явлениях природы. На данном этапе следует уделять внимание на совместную деятельность с детьми – включающим в себя рисование, аппликацию, конструирование из природного материала.

Зачастую недостаточно привычных, традиционных способов и средств рисования, чтобы выразить красоту окружающего мира.

Для более эффективной передачи природного мира в детских работах, из многочисленных техник изобразительного искусства было выбрано одно из направлений -  нетрадиционная техника рисования. 

«Пальчики – палитра». Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Пальчиковый приём помогает органично почувствовать материал, свойства бумаги (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка). Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыши учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

«Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Можно ладошку и обвести. Дети замечают, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что–то знакомое. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок. 

«Оттиск печатками». Это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу. Самые интересные печатки – подарила нам сама природа – колоски, листья, скорлупа ореха и многое другое. Печатая, мы можем получить букет хризантем, одуванчики, ромашки в траве. 

«Рисование с помощью соли». Вид творчества, основанный на способности соли впитывать в себя цветные пигменты. Вначале наносится клей ПВА любыми узорами на листе. Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставляем до полного высыхания. Разводим гуашь в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно. Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".

«Монотипия» Техника, которая тоже основана на оттисках. Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка) для детей младшего возраста, для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере. Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. 

«Набрызг». Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки — быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и все. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее. 

«Пластилинография». Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. 

Работа с детьми дошкольного возраста по изоэкологии позволяет ребенку постигать прекрасное, осваивая цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы при общении детей с миром природы. Природа выступает средством познания, мотивации, развития и восприятия. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, т. е. основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, сможем достичь высоких результатов в развитии творческих способностей детей, в формировании у них изобразительных умений и навыков, а так же способствовать формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллаж - как один из видов детского творчества

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. А формировать личность и художественно – эстетическую культуру – особенно важно в наиболе...

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Коллективная аппликация, как один из видов детского художественного творчества

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми....

«Изоэкология» как один из видов детского творчества»

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность детей и экологическое образование.Ведущую роль в изоэкологии играет формирование...

"Аппликация как один из видов художественного творчества детей"

laquo;Аппликация, как один из видов художественного творчества»    Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанн...

Презентация «Изоэкология» как один из видов детского творчества

Изоэкология- вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения...