МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Бакалюк Анна вячеславовна

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в «путешествие по стране знаний», но увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в отрочестве? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой-нибудь деятельности, мотивации на достижение цели.

Для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.odt16.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в «путешествие по стране знаний», но увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в отрочестве? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой-нибудь деятельности, мотивации на достижение цели.

        Для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно?

        На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов. Рассмотрим наиболее применимые и важные по содержанию методы стимулирования поведения и деятельности, условно разделив их на две группы: методы словесно-эмоционального воздействия и метод наглядно-практического воздействия.

Методы словесно-эмоционального воздействия:

  • Метод разъяснения представляет собой эмоционально-словесное воздействие, ориентированное на данную конкретную группу или отдельную личность. Для детей младшего дошкольного возраста используются элементарные приемы и средства разъяснения типа: «Поступать нужно так», «Все делают так». Этот метод применяется тогда, когда ребенку действительно необходимо что-то объяснить, сообщить, т.е. повлиять на его сознание и чувства. В практике дошкольного образования разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Незаметно проникая в психику, внушение действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, используется для усиления воздействия других методов воспитания.
  • Метод увещевания сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов, Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, создают необходимы предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
  • Метод упражнения – практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном исполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Воспитатель создает такие условия, в которых воспитанник должен действовать и совершать те или иные поступки в соответствии с нормами и правилами поведения. Желаемы тип поедения можно сформировать, только привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.
  • Метод поручений дает хороший результат. С его помощь. Воспитанников приучают к положительным поступкам, развивают у них необходимые качества.  
  • Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрения закрепляют полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанника уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.
  • Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед другими воспитанниками, педагогами и родителями.
  • Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец», «Здорово», «Плохо» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз» и т.д.

В практике воспитания чаще всего употребляются вербальные виды оценки:

  • Прямая оценка – выражается в одобрении или порицании действия либо личностных качеств субъекта и адресуется лично ему;
  • Косвенная оценка – выражается в одобрении или порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через его непрямое соотношение с другим лицом;
  • Опосредованная оценка – выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта;
  • Предвосхищающая оценка – выражается в одобрении предстоящих действий субъекта;
  • Отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую.

Оценку как стимул широко применяю все педагоги («Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить» и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивая, например: «Слава – культурный мальчик, потому что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

        Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

  • Соревнование – один из давнишних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.
  • Метод наглядно-практического воздействия -  кроме вербальных оценок воспитатели в своей деятельности могут использовать наглядные пособия для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования. Например:
  1. Паспорт воспитанника – представляет собой книжку, на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным занятиям ребенка в течении дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание». Анализируя в течении дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (смайлики, наклейки), причем не столько за результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей (данная цифра условна), получает возможность достать сюрприз из «волшебного мешочка» («волшебной коробочки).
  2. «Времена года» - пособие приклеивается на шкафчики детей классифицируется по временам года: осенью – корзина, в которую в виде поощрения кладут овощи, осенние листочки; зимой – елочка, на которую «вешают» (приклеивают) игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – Ежик, на иголки которого в качестве поощрения «нанизывают» (наклеивают) яблочки, Детям остается собрать как можно больше наград. По окончании определенного периода подводятся итоги.

Данный прием помогает приучить детей к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со взрослыми и сверстниками, формирует привычку говорить правду, соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

  1. Оценочные карты – на специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, мытье рук после туалета. Все изображения понятны дошкольникам. Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех кто не умеет читать, представлены эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении конкретных действий.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности дошкольников, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста

об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"...

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Семинар-практикум «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемыстимулирования речевой деятельностиу детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

Консультация для педагогов на тему: "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей дошкольного возраста"

повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольно...