Лепбук
методическая разработка (младшая группа)

Хрычёва Надежда Николаевна

Лепбук в младшем дошкольном возрасте- эффективное средство погружения малыша в мир знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук в младшем дошкольном возрасте – эффективное средство погружения малыша в мир знаний.

   Современные требования «Закона об образовании» и ФГОС ДО к обновлению образовательного процесса стимулируют работников образовательных учреждений к поиску новых способов и средств подачи материала, активному включению ребёнка в процесс познания нового.

   В последнее время всё большую популярность и любовь у воспитателей и учителей школ набирает технология Лэпбук. Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях, идея которой пришла к нам из Америки. В такой книге сконцентрирована информация по определённой теме. Это может быть лексическая тема недели или просто волнующая малыша тема, раскрывающая мир его увлечений.

   Форма и содержание этой самодельной книги могут быть совершенно различны, но объединяет их одно – все они красочны, полифункциональны и интерактивны. Каждый лэпбук – это увлекательное интерактивное путешествие, своеобразный настольный «квест», в котором малыша ждут тайны, загадки и занимательные задания по изучаемой теме. Всё это спрятано в различных потайных кармашках, окошечках и конвертиках, которыми изобилует хороший лэпбук. Такая форма преподнесения знакомого и нового материала интригует ребёнка, ещё больше повышает его активность, желание узнать что-то новое и добросовестно выполнить все задания. Эта особенность лэпбуков и позволяет сделать их эффективным инструментом стимулирования познавательной активности ребёнка, средством глубокого и, самое главное, радостного погружения малыша в мир знаний.

Умелое применение лепбука будет способствовать развитию пытливости и гибкости ума, интереса к явлениям окружающей жизни, художественно-эстетическому, социально- коммуникативному, эмоциональному и творческому развитию. Главное, соблюдать некоторые условия при изготовлении лэпбуков:

Во-первых, лэпбук для малышей должен быть особенно красочным. Ведь непроизвольное внимание в младшем возрасте могут привлечь только яркие, бросающиеся в глаза элементы.

Во-вторых, он должен быть достаточно крепким. Движения младших дошкольников ещё недостаточно точны и скоординированы, а бережному, аккуратному отношению с книгой малыши только учатся, поэтому для изготовления лэпбуков лучше выбирать достаточно толстый и прочный материал.

Третье условие – возможность активного манипулирования его структурными компонентами. По сути, лэпбук для малышей – это своеобразная книжка-игрушка, в которой большинство элементов активно двигаются и дают толчок к возникновению новой занимательной игры.

Четвёртое – доступность содержания. В младшем возрасте малыши любят многократное повторение давно знакомого содержания, поэтому в лэпбук включаем материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей. Не один раз возвращаясь к игровым заданиям, дети прочно закрепят и систематизируют знания по предложенной теме. Но это вовсе не означает, что исключаются задания, где ребёнок должен применить свои знания в новых условиях. Мы не забываем про гибкость и самостоятельность мышления.

Пятое - вариативность. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков может регулярно меняться, дополняться новыми заданиями.

Рассмотрим с вами пример подобного лэпбука по теме «Транспорт». Целью создания лэпбука является обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Данное тематическое пособие в интересной форме знакомит детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный), а также расширит их знания о назначении и особенностях различных дорожных знаков и правил. Задания, собранные в пособии, соответствуют возрасту детей. С помощью дидактических игр у детей развивается логическое мышление, фантазия и воображение, мелкая моторика рук, закрепляется знание основных цветов, размера, формы, количества.

 Лэпбук имеет форму машины.

Одна сторона автомобиля символизирует улицу. По которой едут машины разного цвета. Кармашки, в которых находятся дидактические игры («Лото» и «Гаражи и автомобили») имеют форму домов, различных по цвету и величине.

    C правой стороны находится интерактивный светофор, который пояснит ребенку значение каждого цвета.

Колёса у машины тоже не простые. Они созданы по мотивам знаменитых колец Луллия в виде кругов с вырезанным сегментом. С одной стороны машины можно поиграть в игру «Найди тень от автомобиля», а с другой стороны –игра «Соотнеси транспорт и людей, им управляющих». От ребёнка требуется совместить прорези на колёсах так, чтобы две картинки под ними были связаны по смыслу

   Вторая сторона машины представляет собой открывающиеся двери, в которых находятся дидактические игры «Собери машинку» и «Четвёртый лишний». В капоте машины находятся загадки, а в багажнике - стихи о транспорте.

   Карманы замаскированы под здания разной высоты с разноцветными крышами. Это позволяет закрепить с детьми цвет, понятия «низкий», «высокий», «слева», «справа». Чтобы закрепление проходило в игровой форме, перед зданиями приклеена полоска тротуара и проезжей части, по которой передвигается машина. Она закреплена продетым в прорези шнурком, который надёжно фиксирует машину на проезжей части, позволяет передвигать её к заданному дому и по желанию менять количество и цвет машин на проезжей части. Интерактивный светофор с выдвигающимися окошками, с которым можно играть как одному, так и в паре с взрослым и со сверстником В сам карман можно складывать различные меняющиеся задания.

  Ещё раз хочется подчеркнуть, что использование в работе подобных лэпбуков помогает не только выстроить и упрочить систему знаний в любой области, но и развить разные аспекты личности, заронить зерно исследовательского интереса и внимания к окружающему миру даже у младших дошкольников.

   Работа над лэпбуком позволила мне расширить свои представления о возможности использования пособия в соответствии с  возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Это помогло мне повысить уровень собственной профессиональной компетенции в вопросах создания условий для овладения детьми  культурными средствами деятельности и организации детских видов деятельности, способствующих  развитию   мышления, речи,  общения,  воображения  и   детского   творчества.

   В результате в группе появилось новое пособие и расширились возможности его использования детьми в своей самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепбук по теме "Овощи и фрукты"

Лепбук - это уникальное пособие для закрепления, повторения пройденной темы. При совместном изготовлении лепбука, дети научаются собирать самостоятельно информацию. При работе с лепбуком организо...

Лепбук "ЗИМА"

Лепбук "ЗИМА"...