ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
рабочая программа (подготовительная группа)
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Составил воспитатель: Слизкова Н.В.
г. Бобров, 2020 год.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Новизна
Новизна программы заключается: • в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; • в создании специально организованной предметно-развивающей среды
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи программы:
1.Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других. 2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3.Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память. 4.Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.
Дата | Тема | Цели | Оборудование |
14.01 | «Свет повсюду» | - Сформировать значение понятия «свет»; - Формировать знания о том, что источники света могут быть природные (солнце, луна, звезды, северное сияние, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) - Актуализировать знания о времени суток. | иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. |
21.01 | ««Веселые краски» | Познакомится со свойствами красок. | цветные краски, листы белой бумаги, картинки с изображением красной морковки, черного зайчика, синей елочки с красной ножкой, синие тучи и солнышко, кисточки, баночки с водой, салфетки. |
28.01 | «Воздухоискатели» | - Создание условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. | - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); халаты; миски с водой 2 шт. ; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки. |
04.02 | «Опыты с водой» | Формирование представлений о свойствах воды. | 3 стакана с водой, рас-вор валерьяны, капли духов, ложки, краски, сосуды разной формы, тарелка, соль, сахар, трубочки для коктеля, яйцо,2 воздушных шарика, метал.предметы, флакон от дезодоранта, цветы из бумаги. |
11.02 | «Делаем мыльные пузыри» | Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла. развивать умение обобщать, проводить опыт, сравнивать результат. воспитывать умение сотрудничать в парах. | Жидкое мыло и кусочками, петли с ручками, стаканчики, вода, ложки, тарелки. Рабочие листы «Делаем мыльные пузыри», рисунки – схемы изготовления мыльных пузырей. |
18.02 | «Делаем облака» | Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. - Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. - Воспитывать любовь к природе | Презентация: «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя. Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.
|
25.02 | «Что за чудо эта бумага» | Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, газетная...), сравнить качественные характеристики и свойства. | мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, салфетки. |
03.03 | «Свет и тень» | Вызвать у детей интерес к изучению окружающего мира, к познанию нового. | Коробка с отверстием, фонарик, контуры фигур из картона (круг, квадрат, звезда и др.). |
10.03 | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, газетная...), сравнить качественные характеристики и свойства. Закрепление представлений детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности, предмета; язык – определять на вкус). | Носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д, магнит. контейнеры, манка, скрепки, бабочка с магнитом, стаканчик из прозрачного пластика или стекла,игла ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. |
17.03 | «Путешествие к королеве ложке». | Продолжать знакомить детей со свойствами дерева и металла путем элементарного экспериментирования. | Королева Ложка; красивая коробка с набором предметов из металла и дерева; по 2 ложки (деревянные и металлические); 2 пластины; фланелевые салфетки; тазик с водой; 2 подноса; «волшебный» мешочек. |
24.03 | "Сладкие опыты" | Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности. - Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование. - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. | У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. Ноутбук. |
31.03 | «Магнит волшебник» | Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. | Носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д, магнит. контейнеры, манка, скрепки, бабочка с магнитом, стаканчик из прозрачного пластика или стекла,игла |
07.04 | «Чудесная мука» | Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. | образцы муки, молока, сахара в стеклянных баночках; тазик с водой, салфетки тряпичные; на каждого ребенка: фартук, емкость с мукой, стакан с водой, палочка. Игрушка Бабушка из кукольного театра |
14.04 | «Поможем воде стать чистой» | Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Поможем воде стать чистой». | Вода в тазике с различным мусором (кусочки бумаги, деревянная стружка, фантики от конфет и т. д.). Ёмкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнки. Фильтры (марлевые, матерчатые, ватные, бумажные - сложенные в несколько слоев, на каждом есть обозначение цифрой). Простые карандаши, бумага. |
21.04 | «Свойства дерева и металла» | - Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности. | Демонстрационный: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Раздаточный: гвоздики и деревянные палочки, металлические пластины, деревянные бруски и миска с водой по количеству детей, картинки с изображением предметов сделанных из разных материалов |
28.04 | «Чтобы звезды сияли» | Развивать у детей желание экспериментировать, замещая кисть подручным материалом. | материалы, необходимые для рисования (листы бумаги А4, восковые свечи – каждому ребёнку, акварель и кисточки, бумажные салфетки). |
12.05 | «Да здравствует мыло душистое» | развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом. | интерактивная доска, презентация «Да здравствует мыло душистое!», стаканчики с водой, мыло, терка, мыльная стружка, ложечки, листы белой бумаги, акварельные краски |
19.05 | «Знакомство со свойствами резины» | Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении. - Формировать умение выделять признаки предмета; - Делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности. | : изделия из резины: шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка, ватман, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины. |
26.05 | «Извержение вулкана» | развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования. | Материалы: кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, лимонад, тазик, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота), макеты вулканов, разрезные картинки, материалы для рисования, не раскрашенные рисунки. |
Список используемой литературы
1. Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт Петербург 2007 г 2. Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5.
2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
6. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
7. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. Издательство: Учитель, 2009
8. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические реком
ендации. - Издательство. Аркти, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/05/picture-795709-1465124535.jpg)
Программа кружковой работы "Юный журналист"
Прграмма кружковой работы с детьми 10-16 лет "Юный журналист"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-910237-1491301697.jpg)
Рабочая программа кружковой работы "Юный любители природы"
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-1034599-1524849449.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§ широкое использ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992558-1515443153.jpg)
ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус
Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-1257078-1592999036.jpg)
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Программа кружковой работы «Юные исследователи» в старшей группе
laquo;Прежде чем давать знания, надо научить ...