ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
рабочая программа (подготовительная группа)

Cлизкова Наталья Васильевна

Актуальность

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

      Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

    Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_issledovatel.docx54.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«ЮННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Составил воспитатель: Слизкова Н.В.

г. Бобров, 2020 год.

Актуальность

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

      Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

    Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна

Новизна программы заключается: • в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; • в создании специально организованной предметно-развивающей среды

 

 Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

 

Задачи программы:

 1.Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей   действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других. 2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.

 3.Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память. 4.Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.

 

Дата

Тема

Цели

Оборудование

14.01

«Свет повсюду»

- Сформировать значение понятия «свет»;

- Формировать знания о том, что источники света могут быть природные (солнце, луна, звезды, северное сияние, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)

- Актуализировать знания о времени суток.

иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

21.01

««Веселые краски»

 Познакомится со свойствами красок.

цветные краски, листы белой бумаги, картинки с изображением красной морковки, черного зайчика, синей елочки с красной ножкой, синие тучи и солнышко, кисточки, баночки с водой, салфетки.

28.01

«Воздухоискатели»

- Создание условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); халаты; миски с водой 2 шт. ; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.

04.02

«Опыты с водой»

Формирование представлений о свойствах воды.

3 стакана с водой, рас-вор валерьяны, капли духов, ложки, краски, сосуды разной формы, тарелка, соль, сахар, трубочки для коктеля, яйцо,2 воздушных шарика, метал.предметы, флакон от дезодоранта, цветы из бумаги.

11.02

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла.

развивать умение обобщать, проводить опыт, сравнивать результат.

воспитывать умение сотрудничать в парах.

Жидкое мыло и кусочками, петли с ручками, стаканчики, вода, ложки, тарелки.

Рабочие листы «Делаем мыльные пузыри», рисунки – схемы изготовления мыльных

пузырей.

18.02

«Делаем облака»

Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

- Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. 

- Воспитывать любовь к природе

Презентация: «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя. Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

                            

25.02

«Что за чудо эта бумага»

Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, газетная...), сравнить  качественные характеристики и свойства.

мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, салфетки.

03.03

«Свет и тень»

Вызвать у детей интерес к изучению окружающего мира, к познанию нового.

Коробка с отверстием, фонарик, контуры фигур из картона (круг, квадрат, звезда и др.).

10.03

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, газетная...), сравнить  качественные характеристики и свойства. Закрепление представлений детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности, предмета; язык – определять на вкус).

Носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д, магнит. контейнеры, манка, скрепки, бабочка с магнитом, стаканчик из прозрачного пластика или стекла,игла   ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

17.03

«Путешествие к королеве ложке».

Продолжать знакомить детей со свойствами дерева и металла путем элементарного экспериментирования.

 Королева Ложка; красивая коробка с набором предметов из металла и дерева; по 2 ложки (деревянные и металлические); 2 пластины; фланелевые салфетки; тазик с водой; 2 подноса; «волшебный» мешочек. 

24.03

"Сладкие опыты"

Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности. - Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование.

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.  Ноутбук.  

31.03

 «Магнит волшебник»  

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д, магнит. контейнеры, манка, скрепки, бабочка с магнитом, стаканчик из прозрачного пластика или стекла,игла  

07.04

«Чудесная мука»

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

образцы муки, молока, сахара в стеклянных баночках; тазик с водой,

салфетки тряпичные; на каждого ребенка: фартук, емкость с мукой, стакан с

водой, палочка. Игрушка Бабушка из кукольного театра 

14.04

«Поможем воде стать чистой»

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Поможем воде стать чистой».

Вода в тазике с различным мусором (кусочки бумаги, деревянная стружка, фантики от конфет и т. д.).

Ёмкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнки.

Фильтры (марлевые, матерчатые, ватные, бумажные - сложенные в несколько слоев, на каждом есть обозначение цифрой).

Простые карандаши, бумага.

21.04

«Свойства дерева и металла»

- Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности. 

 Демонстрационный: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.

Раздаточный: гвоздики и деревянные палочки, металлические пластины, деревянные бруски и миска с водой по количеству детей, картинки с изображением предметов сделанных из разных материалов

28.04

«Чтобы звезды сияли»

 Развивать у детей желание экспериментировать, замещая кисть подручным материалом.

материалы, необходимые для рисования (листы бумаги А4, восковые свечи – каждому ребёнку, акварель и кисточки, бумажные салфетки).

12.05

«Да здравствует мыло душистое»

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом.

интерактивная доска, презентация «Да здравствует мыло душистое!», стаканчики с водой, мыло, терка, мыльная стружка, ложечки, листы белой бумаги, акварельные краски

19.05

«Знакомство со свойствами резины»

Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми,  о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении.

-  Формировать умение выделять признаки предмета;

-  Делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

: изделия из резины: шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка, ватман, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины.

26.05

«Извержение вулкана»

 развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Материалы: кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, лимонад, тазик, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота), макеты вулканов, разрезные картинки, материалы для рисования, не раскрашенные рисунки.

Список используемой литературы

1. Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт Петербург 2007 г 2. Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5.

2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

 4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008

5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

6.  Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

 7. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность.   Издательство: Учитель, 2009

8. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические реком

ендации. -  Издательство. Аркти, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юный журналист"

Прграмма кружковой работы с детьми 10-16 лет "Юный журналист"...

Рабочая программа кружковой работы "Юный любители природы"

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§  широкое использ...

ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус

Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста

Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....