«Семья и семейные ценности»
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

«Семья и семейные ценности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_semeynye_tsennosti.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Семья и семейные ценности»

      Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

         Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

 О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

           Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

 Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

            Семейные традиции :

- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой    погоде";

- в вашей семье состоится то, что заведено;

- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";

- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

     Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

      Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

      День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения         Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Пусть будет уютно и светло в Вашем доме.

 

                                             

                                          Памятка для родителей

                                            «Семейные традиции»

Семейные традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

1. Семейные трапезы(обеды, ужины, запах пирогов по воскресеньям) –замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

2. Совместный досуг (игры, отдых на природе, отпускные поездки, путешествия, воскресные поездки, просмотр телевизора, совместный труд).

3. Семейные праздники дни рождения, общенародные праздники: Новый год, Рождество, 23 февраля, Пасха, 8 Марта, Масленица, День Победы и др.) В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников.

4. Семейный альбомсемейная родословная. Тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если вы в семье начнете собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколения

5. Сказка на ночь, семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребенка незабываемые впечатления об этих вечерах.

6. Доверие. Сохранить доверие в семье одна из самых важных задач родителей.

7. Повседневные традиции(ритуал встречи и проводов, заботливое отношение к друг другу, умение считаться с желанием каждого).

Традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи.

Традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю.

Традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говориться.

Формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестоких воспитательных рамок.

Памятка для родителей

Что можно сделать, чтобы праздник запомнился Вашему ребенку?

1. Можно с ребенком  приготовить  пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать, можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим).

2. Продумать, как украсить комнату (это создаст праздничное настроение).

3. Продумать сценарий дня рождения:

а) это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы, готовить вместе с ребенком, в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол;

б) игры, прятки, хороводы;

в) срезание игрушек с закрытыми глазами;

г) беспроигрышная лотерея;

д) игра «Ищи подарок» - по запискам.

4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, костюмы в которые могут нарядиться взрослые (заложить в памятку).

6. Вот еще одна из идей, для семейных традиций – смешные колпачки на день рождения. Такая шапочка делается или покупается один раз на первый день рождения ребенка и потом «носится»всю жизнь. Они хранятся в комоде от праздника до праздника и являются «официальными»нарядами для всех дней рождений.

                                                                   

                                                               Консультация для родителей

«Проблемы социокультурной среды»

- В семьях главным стала забота о материальном благополучии семьи, снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.

- стремительный рост новых технологий способствует замене живого общения, культурно-развлекательных походов в кино, театр, музей.

- новая коммуникационная среда современного общества создала свою систему ценностей, выдвинула свои приоритеты. Она расширяет возможности человека и вместе с тем ограничивает проявление его способностей.

- В детской культуре все меньше остается места традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Дети меньше играют в «дочки-матери», а все больше в принцев и принцесс, человека паука и т.д.

- экономическая глобализация влечет за собой глобализацию культурную, ведущую к формированию у детей вненациональных стандартов.

- многие знания современных детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленными личным практическим чувственным опытом, что становится серьезным препятствием для последующего усвоения материала школьных учебников.

- доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.

- из-за существенных изменений в эмоционально-нравственной сфере личности снижается уровень освоения доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми.

- снижение значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.

- многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда понимают «что такое хорошо, а что такое плохо», а если  понимают, то не всегда считают нужным вести себя в соответствии с этим знанием.

- повышенный эгоцентризм дошкольников.

Рекомендации родителям по минимизации влияния проблем современной социокультурной среды.

Семья и семейные ценности

Современная семья должна  быть той средой, где саморазвивается нравственная личность. Ответственность родителей очень важна. Родитель это тот самый важный человек, который старается развить в своем ребенке лучшие качества. Семейные ценности не имеют место быть если сама семья отсутствует. В то же время семья не может существовать без определенных принципов, с помощью которых она будет целостной. Все участники семейных отношений привносят в семью каждый свое и все это образует фундамент семейных отношений, создается атмосфера в которой будут рождаться и развиваться дети.

Для ребенка семья – это среда, в которой он развивается физически, эмоционально, психически и интеллектуально. Поэтому родители должны прививать ребенку любовь к семье. Раньше этому вопросу уделялось мало времени, но сейчас в силу большого количества негативных факторов влияющий на развитие личности ребенка, все больше времени отводят на формирование нравственного воспитания детей, уважения взрослых, ценности семьи и тд. Сейчас родители все больше увлечены материальным достатком и у детей отодвинулись на второй план необходимые составляющие нормальной жизни. В наше время родители всегда куда-то спешат, нет времени на общение с ребенком, нет времени встретиться с родственниками (бабушками, дедушками). А именно старшее поколение может передать нам свой опыт.  Необходимо поддерживать духовные и семейные ценности. Это можно сделать с помощью семейных традиций, устоев.

Семейные традиции – это такая духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки членов семьи. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, позавтракать на скорую руку, убежать на работу и встретиться вечером без расспросов и разговоров. В других же семьях принято всем вместе собраться, поужинать, поговорить о том как прошел день, обсудить какие-то важные дела, выслушать друг друга. От того что мы вложим в ребенка будет зависеть как он будет относиться к окружающим, да и к самим родителям. Будущее твориться воспитанием детей, поэтому сохранение семейных ценностей будет способствовать сотворению будущего. Это созидательный труд на благо поколений.

Маленький ребенок воспринимает мир так, как его научили родители. Мама и папа  формируют детскую картину мира, учат ребенка воспринимать мир таким какой он есть, передают свое отношение ко всему происходящему. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может показаться ему либо сказкой, где происходит что-то невероятное, интересное, а может представиться фильмом ужасов, где вокруг одни чудовища и непосильный труд.

Тот заряд уверенности и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Отношение ребенка к жизни формируется в течение длительного времени, но можно с уверенностью сказать, что чем больше на его пути встречалось положительных примеров, чем больше было радости, любви близких, тем счастливее будет ребенок в будущем.

Начните с малого, проводите с ребенком чуть больше времени, можно взять за привычку чтение на ночь, можно придумать, например, раз в неделю какую-нибудь совместную деятельность (изготовление поделки, поход в театр, музей). Ребенок будет чувствовать что он вам нужен. Можно создать какое-нибудь семейное произведение искусства, семейного творчества. Конечно же вряд ли это будет иметь материальную ценность, зато сам процесс изготовления сделает семью более сплочённой, а результат деятельности будет несомненно радовать глаз.

Семейные традиции:

  • дадут ребенку чувство защищенности;
  • создадут неповторимые детские воспоминания
  • настроят  на положительное отношение к жизни

Создайте несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки!Не забудьте только два главных правила:

  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

Главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не дающие детям «вздохнуть», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада, предсказуемых действий, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала и конца. Семья создает для ребенка такую модель жизни, в которую он включается и в дальнейшем перенесет на свою семью.

С первых дней существования семья, опираясь на все лучшее, унаследованное от родителей, стремиться создать свой, отличный от других стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Консультация для воспитателей

«Поликультурный подход при организации

работы с родителями в дошкольном учреждении»

  Следует отметить, что идея поликультурности  стала предметом научного исследования в начале 20 века. в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур. Поликультурность связана со свободой духовного развития личности народа: человек не может глубоко и осознанно овладеть культурой, если ему навязывают чуждые идеи и взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей.

Поликультурное воспитание является отражением  сущности и подходов интернационального воспитания. В то же время между поликультурным и интернациональным воспитанием есть определенные различия: учет национальных особенностей здесь является более важным, нежели в интернациональном воспитании. Будучи близким идеи гуманного межнационального сосуществования, поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой стороны, содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия  и пересечения нескольких культур.

Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей  различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Задачами поликультурного образования являются следующие:

  • полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
  • формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  • создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
  • формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

В концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июля 1996 г. N 909, отмечается необходимым «обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров». Одной из таких программ является проводимая работа «Новые формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста этики межнационального общения».

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях поликультурной образовательной среды

 Массовая культура внушает людям мысль о первостепенной значимости индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению общественными. В провозглашаемом новом жизненном порядке фактически отрицается сила добра и справедливости, утверждается победа сильнейшего, слабому и беззащитному отводится последнее место в обществе. Молодежь заряжается завистью, корыстью, жаждой легкой наживы. Наиболее ярким проявлением «массовой культуры» считают «кич» («дурной товар» - нем.), «дешевка», «халтура». Он уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитет против разлагающего воздействия  на человека массовой культуры вырабатывает только национальная, подлинно народная культура, которую получают учащиеся через образование и воспитание.

На основе взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур происходит обогащение и развитие общечеловеческой культуры.
Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные этой культуре методы междисциплинарного освоения материала.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить  в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.
1. 
«Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.

2. «Социально-политический блок» включает в себя

знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты. Для его реализации необходимы накопление  и систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники, производства для осуществления социокультурного общения.

3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.

Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования  в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.

Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:

1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов Поволжья).

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но  и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая.

Необходимо целенаправленно использовать возможности  естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.

Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:

  • личности человека как носителя своей национальной культуры;
  • человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Компоненты поликультурной среды 

Личность и общество

Личность и семья

Религия
Этнос
Родной язык
Средства массовой информации
Средства народной педагогики
Методы народной педагогики

Родители
Семейныеобычаи
Обычаи
Традиции
Сказки, детский фольклор
Пример, совет, укор

Личность и общество сверстников

Личность и значимые взрослые

Инициация
Взаимоотношения со сверстниками
Правила поведения детей

Наставник
Воспитатель
Семья, воспитатель

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения  с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семья и семейные ценности

консультация о семейных ценностях...

Сценарий. Семья и семейные ценности.

Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться с взрослыми, воспитывать желание заботиться о них. Формировать у детей представление ...

Мероприятие с родителями"Уроки семьи и семейных ценностей"

31.08.2012г. в рамках муниципального проекта «Родительские университеты» прошла акция «Уроки семьи и семейных ценностей», посвященная возрождению и укреплению семейных ценностей и традиций. Ко...

Консультация для родителей "Семья и семейные ценности. Что такое семья?"

В консультации даны определения что такое семья, семейные традиции...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Консультация для родителей. Тема: «Семья и семейные ценности» Что такое семья?

    Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью....

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы

Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...