«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»
статья (старшая группа)

Агаркова Ирина Николаевна

«Методика организации и проведения занятий по аппликации

в старшей группе детского сада»

 

1. Организация занятий с учетом возрастных особенностей

детей старшей группы

   Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте дети не только приобретают разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. У детей появляется больше возможности использовать не только плоскостную, но и полуобъемную (рельефную) аппликацию, выполнение которой требует от них умения использовать различные приемы сложения бумаги.

Широкое применение природного и бросового материала позволяет не только разнообразить аппликацию, внося в нее индивидуальность, но и создать дополнительный эффект фактурности, объема, что выделяет образ.

 Аппликация старших дошкольников представляет собой некий синтез различных материалов, техник, видов изобразительной деятельности. В аппликации допускается использование элементов рисования (например, для создания фона), лепки (для выполнения мелких, объемных деталей), конструирования (для придания образу основательности и фундаментальности можно внести элементы бумагопластики).

 Коллаж как одна из техник аппликации наиболее широко используется именно в старшем возрасте, поскольку требует от детей не только большой наблюдательности и развитого образного видения, но и технических умений (например, умение соединить разные по фактуре детали аппликации), знаний композиционных закономерностей (равновесие, симметрия, перспектива, пропорции, масштаб и т.д.).

Проведение занятий по предметному изображению

В начале года основное содержание работ: по принципу плоскостного конструирования (способы вырезывания: по прямой, по кривой, по косой, округлых форм), закрепление приемов, освоенных в средней группе, но с большим количеством деталей, а затем с более мелкими деталями.

 Овощи, фрукты, ягоды. Вырезание округлых форм. Изображение реальной формы овощей и фруктов:  

1.близкая к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива ягоды черники, смородины, винограда, рябина)

2.близкая к реальной форме, с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла)

Создание композиций, натюрмортов (в корзинах, тарелке), сопоставляя по величине, форме, окраске (заготовки разного размера и цвета): «Осенний натюрморт», «Урожай».

Транспорт. Изображают разные виды грузовых машин, автобуса (троллейбус, трамвай), легковых – изменяя строение корпуса, окон, кабины.

Здания. Дома разного типа (сельские + веранда, крыльцо, ворота, наличники на окна) и городские

Коллективная аппликация: «Улицы нашего города»

Птицы. Разные варианты изображения: 1. из прямоугольной заготовки – одну сторону заостряют, другую закругляют; отдельно: крылья, хвост, клюв, глаза.

2. голова – круг, тело – овал и т.д.

Коллективные аппликации по сезонам: «Зимующие птицы», «Птицы на ветках», «Птичий двор».

 Дополнительные элементы: цветы, жуки, бабочки, солнышко, облака.

 Проведение занятий по декоративному изображению

В декоративном изображении кроме геометрических элементов используются растительные элементы – листья, ягоды, цветы, которые дети клеят на разных геометрических формах (квадрат, полоса, круг, розетта + многоугольник (6-, 8-) + треугольник, + овал, + ромб, а также силуэты одежды, посуды, народных игрушек

 Как усложнение, в старшей группе дети начинают делать композиции по мотивам народных росписей: Городецкая, Гжель, Хохлома.

                           Новые технические приемы вырезания.

1.Симметричное вырезание (зеркальное) - путем сложения листа бумаги пополам, где вырезывается только одна половина образа.

Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины.

Этапы знакомства с приемом:

1.-дать детям понятие, что такое симметричное строение, для этого закрыть предмет наполовину листом бумаги.

2.-подвести детей к выводу о том, что если сложить листок бумаги пополам нужно будет вырезать только 1 половину

3.-при вырезывании держать за линию сгиба (книжечка)

Рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

 Сначала вырезают простые формы с одной осью симметрии (листья, вазы). Усложнение: заостренность, зубчатость.  Затем фигура человека (положение фас), животных, бабочки.

Цветы (в зависимости от видов) вырезаются из разных форм: квадрат, прямоугольник – складывание пополам или путем складывания квадрата по диагонали. Похожая форма: тюльпаны, колокольчики, ландыши.

 2. Для большого количества деталей в декоративной и предметной аппликации используется техника ленточного вырезания (из бумаги сложенной гармошкой). Педагог раздает полоски бумаги, дети делают гармошку и вырезают.

Этим же приемом можно создавать гирлянды.  Сгибов должно быть столько, сколько требуется форм.  На местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезают изображения половины предмета.

3.Вырезание «из бумаги, сложенной в несколько раз» (центрально-лучевая симметрия, т.е. путем сложения лист бумаги в направлениях от центра). 

Изготовление цветов, звезды, снежинок.

Выразительные средства аппликации:

-закрепление обрывной техники

-закрепление объемной техники (мятая бумага)

-знакомство с новыми техниками: кант, раздвижка, мозаика, многослойность

-использование природного и бросового материала (из соломки)

-использование элементов рисования (фон), лепки (мелкие объемные детали), конструирования (оригами, бумагопластика)

-новый способ крепления – пришивание к ткани; два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата)

-полуобъемное (рельефное) путем частичного наклеивания деталей (только серединка цветка, листьев, бабочки)

Проведение занятий по сюжетному изображению

  Сюжетные аппликации - многослойные, пейзажи многоплановые. В отличии от рисунка, в аппликации необходимо соблюдать строго определенную последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, вода, небо), затем выкладываются и наклеиваются предметы заднего плана, затем среднего и переднего.  Можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы или выложить на фланелеграфе.

 

Примеры сюжетов для аппликации в старшей группе

•        «Овощи на тарелке»;

•        «Весёлые портреты»;

•        «Цветные ладошки»;

•        «Автобус»;

•        «Дома на нашей улице» (городской пейзаж);

•        «Золотые берёзы» (пейзаж);

•        «Цветные зонтики»;

•        «Члены моей семьи»;

•        «Снеговик»;

•        «Зимушка-зима» (пейзаж);   

•        «Пароход» (морской пейзаж);

•        «Ракеты»;

•        «Цветы луговые» (пейзаж);

•        «Нарядные бабочки».

По собственному замыслу - «Моя любимая сказка (эпизод)

2. Методические приемы обучения

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. 

Вне занятий:

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы (специфика: справа налево) и отмечая соотношения их друг с другом.

Приемы: обследование предметов, рассматривание иллюстрированного материала, наблюдение окружающего мира, беседавопросычтение художественной литературы, дидактические игры.

 

На занятиях:

Наглядные методические приемы.

Дети самостоятельно анализируют предметы без наводящих вопросов (можно предложить план анализа или спросить других детей, что упущено в процессе анализа).

  Образцы используются, когда дошкольники впервые изображают предмет или нужно показать конечный результат новой, сложной работы. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. (Например, образцы с изображением ваз: внимание обращается на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, отражается как в зеркале)

 Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).  Рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. (например: можно показать прием симметричного вырезания, а украсить – должны самостоятельно, без показа)

Показ приема вырезания на каждом занятии не демонстрируются, можно привлечь детей к показу, к объяснению.

Наиболее сложно для детей этого возраста прием симметричного вырезания. Поэтому при первом ознакомлении детей с этим приемом рекомендуется вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге, затем они смогут вырезать на глаз.

Показ новой техники демонстрируются тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций, например - метод обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая - большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии.

В дальнейшем педагог только напоминает о специфике того или иного приема или техники, не проводя детального, подробного показа его выполнения.

Привлечение детей к показу (совместный показ) моментов работы

 Словесные методические приемы.

Вопросы (косвенные), указания, напоминания. Для декоративной аппликации: советы по подбору бумаги подходящего цвета, элементы для украшения, как их вырезать и расположить. Особенно - в индивидуальной работе (показ на своем листочке)

В старшей группе некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

 Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

 Участие воспитателя. В процессе выполнения коллективных аппликаций воспитатель следит за тем, чтобы дети сопоставляли свои вырезки с работами товарищей по величине, окраске. Они вместе располагают фигуры на листе, обсуждают приемы их объединения, придают разную позу персонажам, дополняют композицию другими предметами, декоративными элементами, усиливая выразительность всей аппликации.       

  Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, активизирует их самостоятельность и творчество, добивается аккуратности, поддерживает и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности.

В старшей группе индивидуализация обычно опирается на уровень владения ножницами. Если ребёнок уверенно вырезает, соблюдает контуры элементов, то ему доступны и силуэтная, и симметричная аппликации, и из ватных дисков, и тканевая. Если же у малыша есть сложности с этим умением, то задача педагога оказать помощь, например, помочь вырезать мелкие детали силуэта, но оставить за воспитанником крупные.

Если работа идёт в малых группах, то задача воспитателя — помочь правильно распределить фронт работ. При этом важно, чтобы дети, неуверенно владеющие ножницами, получали дополнительные задания по вырезанию вне (!) занятия аппликацией.

  Анализ. Анализ аппликаций проводится при ак­тивном участии детей. Самоанализ (критически оценивать свою работу), взаимоанализ (сравнивать с другими). Дети должны самостоятельно подводить итог занятия. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, выделяются те работы, кто правильнее сложил, наклеил.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика организации и проведения занятий по аппликации

в старшей группе детского сада»

 

1. Организация занятий с учетом возрастных особенностей

детей старшей группы

   Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте дети не только приобретают разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. У детей появляется больше возможности использовать не только плоскостную, но и полуобъемную (рельефную) аппликацию, выполнение которой требует от них умения использовать различные приемы сложения бумаги.

Широкое применение природного и бросового материала позволяет не только разнообразить аппликацию, внося в нее индивидуальность, но и создать дополнительный эффект фактурности, объема, что выделяет образ.

 Аппликация старших дошкольников представляет собой некий синтез различных материалов, техник, видов изобразительной деятельности. В аппликации допускается использование элементов рисования (например, для создания фона), лепки (для выполнения мелких, объемных деталей), конструирования (для придания образу основательности и фундаментальности можно внести элементы бумагопластики).

 Коллаж как одна из техник аппликации наиболее широко используется именно в старшем возрасте, поскольку требует от детей не только большой наблюдательности и развитого образного видения, но и технических умений (например, умение соединить разные по фактуре детали аппликации), знаний композиционных закономерностей (равновесие, симметрия, перспектива, пропорции, масштаб и т.д.).

Проведение занятий по предметному изображению

В начале года основное содержание работ: по принципу плоскостного конструирования (способы вырезывания: по прямой, по кривой, по косой, округлых форм), закрепление приемов, освоенных в средней группе, но с большим количеством деталей, а затем с более мелкими деталями.

 Овощи, фрукты, ягоды. Вырезание округлых форм. Изображение реальной формы овощей и фруктов:  

1.близкая к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива ягоды черники, смородины, винограда, рябина)

2.близкая к реальной форме, с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла)

Создание композиций, натюрмортов (в корзинах, тарелке), сопоставляя по величине, форме, окраске (заготовки разного размера и цвета): «Осенний натюрморт», «Урожай».

Транспорт. Изображают разные виды грузовых машин, автобуса (троллейбус, трамвай), легковых – изменяя строение корпуса, окон, кабины.

Здания. Дома разного типа (сельские + веранда, крыльцо, ворота, наличники на окна) и городские

Коллективная аппликация: «Улицы нашего города»

Птицы. Разные варианты изображения: 1. из прямоугольной заготовки – одну сторону заостряют, другую закругляют; отдельно: крылья, хвост, клюв, глаза.

2. голова – круг, тело – овал и т.д.

Коллективные аппликации по сезонам: «Зимующие птицы», «Птицы на ветках», «Птичий двор».

 Дополнительные элементы: цветы, жуки, бабочки, солнышко, облака.

 Проведение занятий по декоративному изображению

В декоративном изображении кроме геометрических элементов используются растительные элементы – листья, ягоды, цветы, которые дети клеят на разных геометрических формах (квадрат, полоса, круг, розетта + многоугольник (6-, 8-) + треугольник, + овал, + ромб, а также силуэты одежды, посуды, народных игрушек

 Как усложнение, в старшей группе дети начинают делать композиции по мотивам народных росписей: Городецкая, Гжель, Хохлома.

                           Новые технические приемы вырезания.

1.Симметричное вырезание (зеркальное) - путем сложения листа бумаги пополам, где вырезывается только одна половина образа.

Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины.

Этапы знакомства с приемом:

1.-дать детям понятие, что такое симметричное строение, для этого закрыть предмет наполовину листом бумаги.

2.-подвести детей к выводу о том, что если сложить листок бумаги пополам нужно будет вырезать только 1 половину

3.-при вырезывании держать за линию сгиба (книжечка)

Рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

 Сначала вырезают простые формы с одной осью симметрии (листья, вазы). Усложнение: заостренность, зубчатость.  Затем фигура человека (положение фас), животных, бабочки.

Цветы (в зависимости от видов) вырезаются из разных форм: квадрат, прямоугольник – складывание пополам или путем складывания квадрата по диагонали. Похожая форма: тюльпаны, колокольчики, ландыши.

 2. Для большого количества деталей в декоративной и предметной аппликации используется техника ленточного вырезания (из бумаги сложенной гармошкой). Педагог раздает полоски бумаги, дети делают гармошку и вырезают.

Этим же приемом можно создавать гирлянды.  Сгибов должно быть столько, сколько требуется форм.  На местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезают изображения половины предмета.

3.Вырезание «из бумаги, сложенной в несколько раз» (центрально-лучевая симметрия, т.е. путем сложения лист бумаги в направлениях от центра). 

Изготовление цветов, звезды, снежинок.

Выразительные средства аппликации:

-закрепление обрывной техники

-закрепление объемной техники (мятая бумага)

-знакомство с новыми техниками: кант, раздвижка, мозаика, многослойность

-использование природного и бросового материала (из соломки)

-использование элементов рисования (фон), лепки (мелкие объемные детали), конструирования (оригами, бумагопластика)

-новый способ крепления – пришивание к ткани; два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата)

-полуобъемное (рельефное) путем частичного наклеивания деталей (только серединка цветка, листьев, бабочки)

Проведение занятий по сюжетному изображению

  Сюжетные аппликации - многослойные, пейзажи многоплановые. В отличии от рисунка, в аппликации необходимо соблюдать строго определенную последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, вода, небо), затем выкладываются и наклеиваются предметы заднего плана, затем среднего и переднего.  Можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы или выложить на фланелеграфе.

 

Примеры сюжетов для аппликации в старшей группе

•        «Овощи на тарелке»;

•        «Весёлые портреты»;

•        «Цветные ладошки»;

•        «Автобус»;

•        «Дома на нашей улице» (городской пейзаж);

•        «Золотые берёзы» (пейзаж);

•        «Цветные зонтики»;

•        «Члены моей семьи»;

•        «Снеговик»;

•        «Зимушка-зима» (пейзаж);   

•        «Пароход» (морской пейзаж);

•        «Ракеты»;

•        «Цветы луговые» (пейзаж);

•        «Нарядные бабочки».

По собственному замыслу - «Моя любимая сказка (эпизод)

2. Методические приемы обучения

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. 

Вне занятий:

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы (специфика: справа налево) и отмечая соотношения их друг с другом.

Приемы: обследование предметов, рассматривание иллюстрированного материала, наблюдение окружающего мира, беседавопросычтение художественной литературы, дидактические игры.

 

На занятиях:

Наглядные методические приемы.

Дети самостоятельно анализируют предметы без наводящих вопросов (можно предложить план анализа или спросить других детей, что упущено в процессе анализа).

  Образцы используются, когда дошкольники впервые изображают предмет или нужно показать конечный результат новой, сложной работы. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. (Например, образцы с изображением ваз: внимание обращается на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, отражается как в зеркале)

 Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).  Рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. (например: можно показать прием симметричного вырезания, а украсить – должны самостоятельно, без показа)

Показ приема вырезания на каждом занятии не демонстрируются, можно привлечь детей к показу, к объяснению.

Наиболее сложно для детей этого возраста прием симметричного вырезания. Поэтому при первом ознакомлении детей с этим приемом рекомендуется вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге, затем они смогут вырезать на глаз.

Показ новой техники демонстрируются тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций, например - метод обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая - большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии.

В дальнейшем педагог только напоминает о специфике того или иного приема или техники, не проводя детального, подробного показа его выполнения.

Привлечение детей к показу (совместный показ) моментов работы

 Словесные методические приемы.

Вопросы (косвенные), указания, напоминания. Для декоративной аппликации: советы по подбору бумаги подходящего цвета, элементы для украшения, как их вырезать и расположить. Особенно - в индивидуальной работе (показ на своем листочке)

В старшей группе некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

 Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

 Участие воспитателя. В процессе выполнения коллективных аппликаций воспитатель следит за тем, чтобы дети сопоставляли свои вырезки с работами товарищей по величине, окраске. Они вместе располагают фигуры на листе, обсуждают приемы их объединения, придают разную позу персонажам, дополняют композицию другими предметами, декоративными элементами, усиливая выразительность всей аппликации.       

  Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, активизирует их самостоятельность и творчество, добивается аккуратности, поддерживает и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности.

В старшей группе индивидуализация обычно опирается на уровень владения ножницами. Если ребёнок уверенно вырезает, соблюдает контуры элементов, то ему доступны и силуэтная, и симметричная аппликации, и из ватных дисков, и тканевая. Если же у малыша есть сложности с этим умением, то задача педагога оказать помощь, например, помочь вырезать мелкие детали силуэта, но оставить за воспитанником крупные.

Если работа идёт в малых группах, то задача воспитателя — помочь правильно распределить фронт работ. При этом важно, чтобы дети, неуверенно владеющие ножницами, получали дополнительные задания по вырезанию вне (!) занятия аппликацией.

  Анализ. Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Самоанализ (критически оценивать свою работу), взаимоанализ (сравнивать с другими). Дети должны самостоятельно подводить итог занятия. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, выделяются те работы, кто правильнее сложил, наклеил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада...

Конспект Организации и проведения ручного труда в старшей группе детского сада

КонспектОрганизации и проведения ручного трудав старшей группе детского сада...

Статья для воспитателей "Методика составления и проведения занятий по театрализованной деятельности в детском саду" 5.04.2022 г

Статья  "Методика составления и проведения занятий по театрализованной деятельности в детском саду"...

«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»

В старшем дошкольном возрасте дети не только приобретают разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетел...

Организация и проведение игр во второй младшей группе детского сада

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому ор...

Организация и проведение игр во второй младшей группе детского сада

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому ор...

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада

Методика проведения занятий лепкой в младших группах детского сада...