Рабочая программа по сенсорике в младшей группе
рабочая программа (младшая группа)

Кудрявцева Ирина Борисовна

Рабочая программа по сенсорике поможет в проведении кружка по развитию сенсорных способностей у младшх дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_sensorike.docx254.55 КБ

Предварительный просмотр:

                             

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2122» (ГБОУ Школа № 2122 )

142172, г. Москва, г. Щербинка, ул. Авиаторов, д. 9 Тел/факс 8(495)849–06–31, e - mail:2122@edu.mos.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ее величество Сенсорика»

Направленность программы: познавательная

Уровень программы – ознакомительный

Возраст обучающихся 3-4 года,

Срок реализации — 1 год

Автор-составитель программы:

Кудрявцева Ирина Борисовна,

педагог дополнительного образования

Москва, 2018

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ:

Программа реализуется с 2018 года

По программе работают педагоги:

  1. Кудрявцева И.Б.

Содержание:

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность
  2. Цели и задачи программы
  3. Отличительные особенности программы
  4. Категория  обучающихся по программе
  5. Срок реализации программы
  6. Формы и режим занятий
  7. Прогнозируемые результаты программы
  8. Формы подведения итогов реализации программы
  9. Календарно-тематическое  планирование
  10. Содержание учебно-тематического плана
  11. Организационно-методические условия реализации программы
  1. Методическое обеспечение программы
  2. Методические особенности реализации программы
  3. Материально-техническое обеспечение программы
  1. Список литературы

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста по сенсорике.

Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

Задачи программы:

1.Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей.

2.  Развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт детей

3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

В основе программы лежат следующие принципы: 

 Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

 Принцип системности коррекционных и развивающих задач.  Принцип единства диагностики и коррекции.

 Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

 Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Категория обучающихся по программе: программа рассчитана для занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Срок реализации программы – 1 год.

Программа реализуется через занятия, которые проводятся в режиме 1 раз в неделю во второй половине дня. Количество занятий в год - 32

Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приемы:

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры

             

Ожидаемые результаты:

  • развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов восприятия, обогащение их чувственного опыта;
  • расширение кругозора  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • создание условий  для развития самостоятельной познавательной активности.
  • успешное освоение сенсорных эталонов;
  • развитие осязательного восприятия, а именно тактильных и кинестетических ощущений.
  • повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  • повышение своего уровня компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Средства для решения задач:

  • Научно-методическая литература
  • Изучение передового опыта
  • Диагностика
  • Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
  • Фронтальные и подгрупповые занятия
  • Создание развивающей среды
  • Работа с родителями

Формы работы с родителями по сенсорному воспитанию детей:

-консультации,  

-информационные листы,  

-дни открытых дверей.

Формы работы с детьми по сенсорному воспитанию:

  • создание сенсорного уголка в группе;
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • фронтальные и подгрупповые занятия;
  • развлечения

 

Календарно-тематическое планирование работы кружка  

«Ее величество Сенсорика»

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

Наглядный материал

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

2-я неделя

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

3-я неделя

НОД «Радуга»

Продолжать знакомить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письмо,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

4-я неделя

«Найди куклу по цвету»

Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

2-я неделя

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя

«Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

4-я неделя

«Геометрическое лото»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Разложи в коробки»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

2-я неделя

«Помоги шоферу»

Познакомить с длиной предметов

Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика»  разной длины.

3-я неделя

«Куклы собираются в гости»

Продолжать знакомить с длинной предметов.

Кукла, ленты разной длинны.

4-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Закреплять знания о величине предметов (длина)

Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета

Шнуры для изображения рек.

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя

«Спрячь грибок за елкой»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Угости кукол конфеткой»

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

2-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя

«Дальше-ближе»

Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

4-я неделя

«Найди Котенка»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Котенок, вся группа.

МАРТ

1-я неделя

«Кисло, сладко…»

Упражнять в развитии  эталонов вкуса

Яблоко, лимон, виноград, банан.

2-я неделя

«Узнай на вкус»

Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

3-я неделя

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя

НОД «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Научи зайца строить забор»

Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.

2-я неделя

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»

Деревья разные по-высоте, толщине.

3-я неделя

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя

«В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов.Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

МАЙ

1-я неделя

Опыт «Прозрачность воды».

Познакомить со свойствами воды.

Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.

2-я неделя

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя

«Теплый – холодный»

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя

«Спрячь мышку»

Программные  задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.

Листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три  домика   и шесть дверец на каждого ребенка.

Список литературы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева. Москва, 2017.
  2. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Т.П. Высокова. Волгоград.
  3. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А.Янушко. Москва, 2017.
  4. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2013.

Приложение 1

КОНСПЕКТ НОД

«В ГОСТИ К МИШКЕ»

Программные задачи: 

1.Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы.

2.Обучение выделению параметров величины предметов.

3. Воспитывать желание заниматься

Материал. Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

Ход: В. Какое время года? (весна). А я знаю стихотворение про весну, вот послушайте:

«Апрель, апрель, на дворе звенит капель,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник, стали птицы песни петь и расцвел подснежник».

(Влетает звуковое письмо).

В.Это что еще за шутки,

Что за мусор к нам летит

Подойдем сюда поближе

И посмотрим, что лежит.

В. Это письмо от Мишки.  (На магнитофоне).

В.Пойдем к Мишке на День Рождение?

А как пойдем без подарков? А где их купить? Вот и магазин.  Я буду продавцом, а вы покупателями.  Вот эти фигуры будут у нас денежками. Возьмите  по одной фигуре.

В. У тебя как называется? И т.д.

В. Найдите предмет или игрушку такой же формы, что и ваша фигура.

В. А теперь подходите ко мне я вам буду продавать.

В. Теперь все с подарками, можно идти в гости к Мишке, а дорогу укажут нам шишки.

(Взять  поднос.  « Музыка леса», идем.  Собираем шишки).

В. Посмотрите, снег растаял, и образовалась река, что нам делать? (перейти по мостику).

В. Мостик высокий или низкий? (низкий)

В. Трудно нам было идти? (легко)

В. Пойдем дальше, а вот и еще река и мостик через нее.

В. Мостик высокий или низкий? (высокий)

В. Идем осторожно, чтобы не упасть и не промочить ноги.

В. Трудно было идти?

В. Вот и Мишка. Здравствуй, Мишка. С Днем  Рождения.( Поздравляют ребята и дарят подарки).

Медведь. Спасибо, а как вы ко мне шли? Трудно  вам было  идти или легко?

Мы шли, собирали шишки, и нам встретился сначала низкий мостик  - мы по нему легко перешли. Затем встретился высокий мостик, по  нему было трудно идти.

Медведь. Хоть и трудно вам было идти через высокий мостик, но вы не побоялись. Спасибо, что пришли ко мне на День Рождение.

Игра «Каравай»

Медведь. Я вас всех приглашаю попить чаю с конфетами.

В. Нам пора домой, до свидания Машенька спасибо за чай.

КОНСПЕКТ  НОД

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Программные  задачи. 

Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.

Материал. Демонстрационный:  листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три  домика   и шесть дверец на каждого ребенка.

 

Ход. Воспитатель говорит детям, что они будут играть «Спрячь мышку»:Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня домики  мышек  (расставляет домики на фланелеграфе, рядом кладет шесть квадратов всех цветов) Видите, в  окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди шесть детей и предлагает им  «закрыть окошко» .(прикладывает булавками цветные квадраты), выясняя все ли окошки правильно закрыты. Если кто – либо допустил ошибку,  вызывает ребенка для ее исправления. Достает спрятанную кошку, которая идет  « ловить мышей»:  «Дети вы не видели мышек?». Кошка уходит не найдя мышек.

Детям раздается по три домика и по шесть квадратиков всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов квадрат такого же цвета, как и домик, закройте им домик. Когда все дети выполнят задание, кошка снова  «идет на охоту». Тем детям, которые ошиблись дать возможность исправить ошибки, пока кошка не приблизилась к ним. В конце игры дети играют с кошечкой и поют песенку: « Серенькая кошечка, села на окошечко. Хвостиком махала, деток поджидала. Где ж  мои ребятки, серые котятки. Спать пора ребяткам сереньким котяткам».

При повторном занятии детям раздается  больше  домиков ( для более сильных детей шесть домиков).

КОНСПЕКТ  НОД

АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»

Программные  задачи. Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

Ход. Стук в дверь пришло письмо от  Незнайки. Он спрашивает, что такое «радуга». Воспитатель спрашивает, кто из вас видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги».

                Краски сегодня ужасно устали:

                Радугу в небе они рисовали.

                Долго трудились над радугой краски,

                Радуга вышла красивой, как в сказке.

                Вся разноцветная – вот красота!

                Ты полюбуйся, какие цвета:

                КРАСНЫЙ

                Красная редиска выросла на грядке,

                Рядом помидоры – красные ребятки.

                Красные тюльпаны на окне стоят,

                Красные знамена за окном горят.

                ОРАНЖЕВЫЙ.

                Оранжевой лисицы  

Всю ночь морковка снится –                                                                                                                                         На лисий хвост похожа:                                                                                                                       Оранжевая тоже.

ЖЕЛТЫЙ.

Желтое солнце на землю глядит.

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

ЗЕЛЕНЫЙ.

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых.

ГОЛУБОЙ.

Глаза  голубые у куклы моей,

А небо над ними еще голубей.

Оно голубое, как тысяча глаз.

Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

СИНИЙ.

В синем море – островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок –

Синий – синий василек.

ФИОЛЕТОВЫЙ.

Фиолетовый фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.         А. Венгер

Затем воспитатель предлагает  завершить  аппликацию радуги и послать Незнайке. Воспитатель с детьми рассматривают картинки с незаконченной радугой.    Воспитатель  руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают все  полоски.  Дети посылают радуги Незнайке.        

КОНСПЕКТ  НОД

«Теремок»

Программные задачи. 

1.Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами .

2.Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме.

3.Воспитывать желание заниматься.

Ход: (влетает конверт с шариком).

«Это что еще за штучки,

Что за шарик к нам летит?

Подойдем сюда поближе

 И посмотрим, что лежит»

(читает письмо) «Дорогие ребята, пишут вам зверята.  Помогите нам построить теремок. Мы строим  его, а он все время  падает и ломается»

В. Поможем зверям? Ну тогда пойдем в лес, не в простой, а в сказочный. В этом лесу тепло и уютно.

В. Что за шум? Кто-то спорит(открывает ширму)

В. Да это звери.

В. Здравствуйте ребята, хорошо, что вы пришли. Вы получили письмо?

В. Мы с ребятами пришли вам помочь построить теремок.

В. Давайте ребята сначала зверей построим по росту.

В. Кто из зверей самый большой? (медведь)

В. Давайте сравним медведя, правда ли он больше всех. Возьмем медведя и поставим с лисой, волком, зайцем, мышкой.

В. Да он самый большой.

В.возьми его Настя и поставь его с краю.

В. Кто из оставшихся самый большой?

В. Давайте проверим. Поставим к другим животным.

В. Кто из оставшихся самый большой? И т.д.

В. Кто остался самый маленький?

В. Посмотрите, как стоят звери: самый большой , поменьше, еще   поменьше, еще    поменьше, самый маленький.

В. А теперь давайте построим теремок для зверей из квадратов.

В. Для медведя построим из самого большого квадрата.нацдите самый большой.

В. А теперь проверим: положим на другие квадраты (проверяем с помощью  приема наложения)

В. Поставим его внизу.

В. Найдем следующий самый большой из оставшихся  и т.д.

В. А теперь остался самый маленький.  Его поставим в самый верх.

В. Теперь расселим зверей в теремок.  В самый большой поселим медведя, поменьше - волка, еще поменьше - лису, еще поменьше - зайца, в самый маленький мышку.

В. Вот какой получился теремок: большой , поменьше , еще поменьше, еще поменьше, еще поменьше, самый маленький.

В. Ребята, а у наших зверят есть друзья они тоже хотят, чтобы вы для них построили такие же теремки. Без вас они не сумеют построить, поможем им?  

В. У вас на столах тоже квадраты.  Постройте из них свой теремок.

( провожу индивидуальную работу)

В. Молодцы. Вот какой теремок мы построили. Внизу большой квадрат, потом поменьше, еще поменьше, еще поменьше самый маленький.

В. Звери все рады и говорят спасибо.  Вот какие красивые теремки у вас получились.

Приложение 2

Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы.

  •  «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
  • «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
  • «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

Игры на развитие тактильных ощущений.

  • «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
  •  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
  • «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
  • «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
  • «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
  • «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
  • «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  • «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
  • «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
  • «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
  • «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
  • Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.

«Волшебный лес»

Дидактическая игра для детей младшей группы

Задачи: практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\Мелкий 011.jpg

Ход: детям предлагается решить игровую ситуацию: волшебник - задавака сказал, что сможет в один миг пересадить все деревья в лесу по высоте, да ошибся.

Детям предлагается пересадить деревья по высоте.

           

«Научи Зайца строить забор»

Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы

Задачи: практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.Мелкий 016

Усложнение: выкладывание досок забора по схеме.

Закреплять знания о местах обитания и способе жизни зайца.

Ход: зайцу нужна помощь – он не может построить забор для своего огорода. Детям предлагается помочь ему.

«Подарки»

Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы

Задачи: учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\Мелкий 012.jpg

Ход: детям предлагается проблемная ситуация: необходимо правильно распределить подарки между животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2-й младшей группы по образовательной программе с элементами "Радуги"

В этом году (2012) всем воспитателям нужно было составить свою рабочую программу на год Хочу представить свой вариант. Надеюсь она кому-то поможет....

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»

СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы  ……………………………………2 - 32.  Пояснительная записка …&helli...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...