Теоретический семинар «Интеграция семейного воспитания в нравственно-патриотическом развитии дошкольников»
методическая разработка

Сеншина Наталья Владимировна

Теоретический семинар

«Интеграция семейного воспитания в

нравственно-патриотическом развитии дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная дошкольная образовательная

организация № 51 «Улыбка» города Енакиево

Теоретический семинар

«Интеграция семейного воспитания в

нравственно-патриотическом развитии дошкольников»

Подготовил

Воспитатель

Сеншина Н.В.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

1.Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

2.Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

План

1. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие детского сада и семьи.

2. Проектный метод в работе с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Формы  работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию.

4. Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Все эти задачи важны и актуальны, но в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому наш педагогический коллектив одной из годовых задач решает задачу по формированию патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям. Такая работа невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

На прошлых занятиях нашего семинара мы подробно рассмотрели формы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию.

Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с обмена опытом о формах работы, которые использовались нашими педагогами в работе над решением годовой задачи по нравственно-патриотическому воспитанию.

1. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие детского сада и семьи.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей.

В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

2. Проектный метод в работе с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию.

   Создание  современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребёнка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками, как раз и является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

    Как известно фундаментом для формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Реализация задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников осуществляется как на основе традиционных форм взаимодействия с детьми, так и с применением  нетрадиционных форм и методов. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. В  связи с этим используется метод проектирования для ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием родного края.

Проектная деятельность по ознакомлению дошкольников с историко-культурными особенностями родного города организовывается по принципу «от простого к сложному». В ходе реализации любого проекта стоит задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его в социально-значимую деятельность.

   В содержание проектов включаются разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: праздники, экскурсии, организованная непосредственно-образовательная деятельность. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на родительских собраниях, конкурсах, практических занятиях.

Организация проектной деятельности происходит с учётом возрастных возможностей дошкольников, их психологических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. К подготовительной к школе группе проекты исследовательские и носят уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогом и родителями собирают исторические факты и события, связанные, например, с названием улицы. Любой проект не имеет чётко очерченных границ. Дети и взрослые свободны в своём творчестве. Результат проекта даёт возможность выбора, свободного варьирования. Ребёнок выступает в качестве субъекта процесса: он сам определяет тему, способ работы, действия и получает результат. При реализации проекта у детей и взрослых возникают новые идеи и желание воплощении в новых проектах.

  Включившись в поисково-исследовательскую деятельность и установив партнёрские отношения с педагогами, родители смогут не только почерпнуть и обогатить свои знания о своей малой родине, но и улучшить взаимоотношения со своими детьми. Родители ощутят потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.

Использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является весьма действенным и эффективным.  

3. Формы  работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию.

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

- установление единства в воспитании детей;

- педагогическое просвещение родителей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
  • совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето».

Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут. Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни!

«Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

4. Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщается такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Рекомендации родителям: 

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка. •

 Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.

• Дайте представление о работе общественных учреждений.

• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание общее "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника".

Методическая разработка общего родительского собрания ДОУ  "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника". Цель: Установление  сотрудничества ДОУ и семьи в вопроса...

Семинар-практикум "Формы и методы нравственно- патриотического воспитания дошкольников"

Систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников...

«Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Статья о влиянии семейного воспитания на эмоциональное развитие дошкольника....

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Конспект родительского собрания (младший возраст) «Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Собрание по данной теме рекомендовано проводить с родителями воспитанников в период адаптации....

Роль семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В своей работе мы стараемся создать все ...

Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...