Картотека игр народов России
методическая разработка (старшая группа)

Гумилина Марина Александровна

Картотека  для детей старшего возраста "Игры народов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_narodov_rossii.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр народов России

 Народная культура – важнейшее из средств развития детей, а игра это одно из средств сохранения и передачи человеческих ценностей и традиций народа. Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд и обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дощли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

                           Русские народные игры

«Солнышко»

Дети встают вокруг «солнышка» и поют:

Солнышко-ведрышко,                   Идут по кругу за руки,

Выглянь-ка в окошко,                   «Солнышко» кружится в центре

Посвети немножко!

Солнце заиграло,                          дети останавливаются, делают «фонарики»

Деточкам сказало:                          «солнышко» делает пружинку

 - А играйте в поле,                           Поет «солнышко»

Прыгайте на воле    (Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка»).

«Дождик»

        Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения

Дождик, дождик, пуще!            Поднимают руки и встряхивают кистями

Дам тебе гуще,                     Пр.руку на пояс, левую отводят в сторону

Хлеба краюшку,                   Правую руку отводят в сторону

Щей черепушку,                   Соединяют руки «чашечкой»

Дам тебе ложку,                     Поднимают пр.руку вверх, пальцы в кулак

Кушай понемножку.              Слегка наклон. вперед, протягивая руки, ладони

                                                   вверх

Кто под дождик попадет,         Подним. руки вверх и плавно опускают, 

                                                     быстро шевеля пальцами.

Тот у нас плясать пойдет!          Ставят руки на пояс, выставл.ноги на пятку

«Бай, качи, качи»

Бай, качи, качи, качи!        Последняя пара проходит через все воротца и

Глянь, баранки, калачи!     Встает впереди. То же самое делают следующие

Глянь, баранки, калачи          пары, пока звучит песня (как «ручеек»)

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,
Похватали калачи.

Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).

«Шел козел по лесу»

(«Шла коза по лесу»)

        Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»). Все идут по кругу и поют.

Шел козел по лесу,               козел идет противоходом внутри круга

По лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.           Хоровод останавливается. Козел выводит в

                                                 Середину круга девочку.

Давай с тобой попрыгаем,         Все дети выполняют «пружинку».

Попрыгаем, попрыгаем.             «Козел» и «принцесса» выполняют движения,

Ножками подрыгаем,                  о которых поется в песне.

Подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем, попляшем!

«Золотые ворота»

Золотые ворота проходите господа,

Первый мать пройдет всех детей проведет,

Первый раз прощается, второй запрещается, а на третий раз – не пропустим вас.

В этой игре двое детей  - водящие делают воротики, все остальные, положив руки на плечи впереди стоящего проходят через ворота. На слова «не пропустим вас» – воротики закрываются, а кого поймали становятся новыми ведущими.

 «Ваня, Ваня простота»

        Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «Ваня». Он скачет «на лощадке» внутри круга.

Дети поют песню:

Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста,

Сел он задом наперед и поехал в огород – 2 раза

Затем дети дразнятся на Ваню, а он начинает их ловить.

Башкирские народные игры

  Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ  КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта», «Встреча гостей».
В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения образны и часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами.

  Объяснение каждой новой игры может происходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания.

   Прежде, чем объяснить сюжетную народную игру, надо предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру детям предлагают поиграть, показать иллюстрации, предметы быта, заинтересовать национальными обычаями. Затем кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль ведущего или водящего, и перейти к распределению ролей, применяя при этом любимые детьми считалки, используя, опять таки, считалки на башкирском языке.

 «Ловкий джигит – ТАҺЫЛ ЕГЕТ».

Цель: Развивать быстроту. Улучшать качество выполнения прямого галопа.
Организация  игры.

Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют: «Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.
На конях должны скакать свою удаль показать.
Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»
По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.

                       

«Сапожник - Итексе»   Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.

Цель: Развивать воображение, творчество. Улучшить ритмичность и
качество выполнения танцевальных движений. Петь умеренно громко,
чётко и бодро.
Организация  игры.
Дети стоят хороводом. В середине – на стуле сидит ребёнок – это сапожник.
1к. «Сапожник» имитирует характерные движения: шьёт сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом.
2к. Идут, сужая круг, исполняя 2 простых шага и 3 притопа, и таким же образом расширяют круг.
Исполняют тройные притопы с поворотом корпуса.
С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребёнок становится сапожником и игра повторяется.
1. Нитки, шило да игла – начинается игра!/2р.
Я для маленькой ноги шить умею сапоги./2р.
2. Ты – сапожник-чудодей, шьёшь сапожки для людей./2р.
Чтоб примерить сапоги, ты скорее нас лови!/2р

«Ҡурай».    Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.

Цель: познакомить детей с башкирским народным инструментом – курай. Учить детей выполнять простые башкирские народные танцевальные движения.
Организация  игры.
Дети делятся на 4 подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнаты, чередуясь в определённом порядке: мальчик, девочка.                                               Водящий («кураист») сидит в центре на стуле и играет на курае.  Все дети поют.
На первую фразу «Становитесь в хоровод» - идут вперёд простым шагом.
«Всех курай плясать зовёт» - отходят назад на место и делают тройной притоп.
«Ты, курай задорный, веселей играй,
«Тех, кто лучше пляшет, в круг их приглашай!» приплясывают на месте: девочки прищёлкивают пальцами, а мальчики, притопывая ногами, поочерёдно выставляют руки перед грудью.
Одновременно «кураист» идёт по кругу переменным шагом и в конце пения кланяется детям и кладёт курай на стул. Исполняется плясовая мелодия.
1 часть музыки: дети, взявшись руками крест-накрест, парами двигаются по кругу переменным шагом, в конце музыки поворачиваются лицом друг к другу и выполняют тройной притоп.
2 часть музыки: вначале дети отходят друг от друга переменным шагом (мальчики башкирским ходом, а девочки, высоко поднимая колени, оттягивая носочек, руки держат немного в стороны). На повторение музыки возвращаются на место, исполняя аналогичные движения. С концом музыки мальчики бегут, стараясь взять курай. Выигравший ребёнок становится «кураистом».
Перед игрой рассмотреть курай, рассказать народную легенду о курае.

«Юрта - ТИРМӘ». Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.

Цель: Развивать внимательность, ловкость. Закреплять переменный шаг.
Организация  игры.

В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы – весёлые ребята, соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

                         

                                   

                                       Чувашские народные игры

Журавушка (Тарналла)

 Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)

Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

Игроки: « Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: « Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

Лошадки (Лашасем)

один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ)

Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы в гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину ( спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.).

Ручейки (Юхан шывсем)

игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях ( каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

                                 

                                      Татарские народные игры

        

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав ма колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе руд лей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

 

Серый волк

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев па корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

—        Вы, друзья, куда спешите?

—        В лес дремучий мы идем.

—        Что вы делать там хотите?

—        Там малины наберем.

—        Вам зачем малина, дети?

—        Мы варенье приготовим.

—        Если волк в лесу вас встретит?

—        Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры.

Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий ста-, рается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется

без места, становится водящим.

Правила игры.

Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

 

Хлопушки

Па противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп — сигнал такой:

убегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

 

Займи место

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

 

                                               Игры народов севера

«Берегись охотника» 

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим. 
Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений. 



«Бой медвежат» 

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств. 



«Быстрый олень» 

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры. 
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. 

Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей). 

«Важенка и оленята» 

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: 
Бродит в тундре важенка, 
С нею оленята. 
Топают по лужицам 
Малые ребята
«Оленята, не зевайте  -

Волк идет – вы убегайте!»
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики ( круги). Пойманных оленей волк уводит к себе. 
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности. 





                                                Солнце (Хейро)

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия 

Чеченские народные игры

Анализ исторических, этнографических, фольклорных и литературных источников дает возможность сделать вывод, что значительное место в самобытной системе физического воспитания у горцев, в том числе и у чеченцев, занимали состязания в силе, ловкости, быстроте и смекалке. Основными видами состязаний горцев были стрельба, скачки и конные игры, поднятие и переноска тяжестей, единоборства, метание камней, посохов с места, с разбега и в прыжке, стрельба из лука, бег, прыжки, различные виды перетягивания, восхождение на гору, преодоление горных рек с помощью и без помощи шеста, бурдюков, ходуль и др. Они были оригинальны, имели самобытные формы организаций и методы проведения.

Охрана очага (Туьшах ловзар)

Для игры чертился круг, диаметром 4–5 метров. В середине круга находилась яма – очаг (туш), диаметром 50–60 см. Все игроки произвольно располагались за кругом, один из игроков бросал мяч в яму. Защищающий очаг должен был палкой отбить мяч за круг, не давая ему попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытались овладеть им и снова бросить его в очаг. Игрок, которому удавалось это сделать, становился водящим (хозяином, защитником очага).

Охрана гостя (Хьаша ларвар)

Игра является отражением горского гостеприимства и неприкосновенности гостя в доме горца, символа чести и достоинства. Очерчивается круг, означающий дом (цIа). Величина круга зависит от количества играющих. Выбирается (по жребию) «хозяин дома» (цIен да) и «гость» (хьаша). Гость, внезапно вбежав в круг, садится и берется за конец ремня, лежащего в круге, за другой конец ремня берется «хозяин дома». Многие долгожители утверждают, что ремень символизировал неразрывную дружбу между «хозяином дома» и «гостем». Остальные участники игры, расположившись за его пределами, пытаются осалить шапкой «гостя». «Хозяин» дома должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь «гостя». При этом шапки, упавшие в круг, «хозяин дома» должен выбрасывать из него. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не осалит шапкой «гостя». После этого «хозяин дома» должен выполнить желание игрока, осалившего гостя. Происходит это под возгласы играющих «Ты не хозяин»! («Хьо цIен да вац!»), «Ты не умеешь защитить гостя» («Хьаша ларван ца хаьа хьуна»). 

Охотники

Одна из команд представляет «охотников», другая – «зверей». Для игры используют  палочку длиной 35–40 см. и диаметром 4–6 см. Команда «охотников» садится  на корточки и закрывает  глаза. «Звери» становятся позади «охотников». Ведущий команды «зверей» как можно дальше бросает с кона (чу) палочку сопровождая бросок возгласом: «Пошла» («Яxap»). В этот момент «звери» разбегаются и прячутся. «Охотники» стараются по звуку определить место падения палочки и как можно быстрее найти ее. Как только «охотники» находят палочку, на них набрасывались «звери», и завязывается борьба. Игрок, коснувшийся коленом земли, считается побежденным, и на этом борьба прекращается. Выигрывает команда, одержавшая большее количество побед. Проигравшая команда несет  на себе победителей на кон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр народов России

Актуально ко дню Толерантности...

Картотека игр народов России

Картотека подвижных игр народов России с использованием атрибутов народного фольклора...

Картотека "Игры народов России"

Картотека "Игры народов России"...

Картотека "Игры народов России"

картотека игр для детей...

Картотека игр народов России

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа.Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается о...

Картотека"Игры народов России"

Картотека подвижных игр...

Картотека игр народов России

Картотека игр народов России...