Картотека игр на формирование грамматического строя речи
картотека (средняя группа)

Дарья Анатольевна Уманская

Игры для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на формирование грамматического строя речи в средней группе

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

 Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку.  Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

 Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

 Снег белый - снежок беленький.

«Закончи предложение»

 Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Оборудование: текст стихотворения.

Ход игры:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился …  грибник. 

Чтобы принести улов, взял корзину для…  грибов. 

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал…  грибную.

 Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…  грибочек. 

И обрадовался вмиг наш удачливый…  грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле…  грибница!

 Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные… грибы.

 А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…  грибной. 

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и…  грибище!

«Магазин посуды»

Цель: упражнять в образовании наименований предметов посуды

Оборудование: игрушечная или настоящая посуда.

Ход игры:

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом.

Мне нужна посуда для супа — супница.

Посуда для салата — салатница;

посуда для хлеба — хлебница;

посуда для молока — молочник;

посуда для масла — маслёнка;

посуда для конфет — конфетница;

посуда для сухарей — сухарница;

посуда для соли — солонка;

посуда для сахара — сахарница.

«Разноцветные бабочки»

Цель игры: закреплять умение соотносить предлоги пространственного значения с положением изображённых предметов.

Оборудование: Круг, разделённый на шесть сегментов, в каждом- изображение бабочки и цветка в разных пространственных положениях; прищепка.

Ход игры.

1. Дать задание ребёнку: прикрепить прищепку на той части круга, где бабочка летит над цветком (от цветка, к цветку, под цветком, около цветка и т. п.).

2. Предложить ребёнку построить развернутое предложение с называнием цветка (Бабочка летит над большой красной гвоздикой и т. п.).

«Раздели на группы»

Цель игры: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Оборудование: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

«Прятки»

Цель игры: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

«Объясните, почему…»

Цель игры: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

«Кто заблудился»

Цель игры: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам,

составлять сложные предложения.

Ход игры:

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик,

заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся,

заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный,

огорченный.)

— Закончите предложения: если зайчик потерялся, мы (поможем ему найти свой дом). Если

зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....

"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"

Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи

Картотека игр по формированию грамматического строя речи...