Картотека игр на формирование грамматического строя речи
картотека (подготовительная группа)

Дарья Анатольевна Уманская

Игры для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на формирование грамматического строя речи в подготовительной к школе группе

«Фантастический зверь»

Цель игры: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Оборудование: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход игры: ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги»

«Образуй»

Цель игры: закреплять умение преобразовывать существительное в прилагательное.

Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем - дождливый день, день с ветром - ветреный день, лист березы – березовый лист.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель игры: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Оборудование: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт);  к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д.

Ход игры. Ребенку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

«Подумай и назови»

Цель игры: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных

Ход игры:

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек…

Игра «Кто кого обгонит»

Цель игры: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых.

Ход игры:

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«День рождения Мишутки»

Цель игры: развитие умения правильно согласовывать существительные в

дательном падеже.

Оборудование: картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Ход игры:

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же

Мишутка ждёт в гости.

Например:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт…

«В гостях у матрёшек»

Цель игры: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Оборудование: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход игры: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая? (глубокая), а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней? (вкуснее, горячее), а у большой? (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

«Дерево родственных слов»

Цель игры: учить образовывать однокоренные слова.

Оборудование: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.

Ход игры: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

«Лесенка предложений»

Цель игры: составить предложение с соответствующим количеством слов.

Оборудование: сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване

Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньке которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....

"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"

Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи

Картотека игр по формированию грамматического строя речи...