«УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ"
проект (старшая группа)

Ивойлова Алла Сергеевна

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme.docx270.15 КБ

Предварительный просмотр:

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………..

3

Паспорт проекта……………………………………………………………………………..

5

Понятийный словарь………………………………………………………………………..

7

Содержание проекта………………………………………………………………...............

8

Этапы реализации проекта…………………………………………………………………

10

Календарно-тематическое планирование в рамках проекта на 2022-23 учебный год…

Заключение.............................................................................................................................

13

16

Библиография...........................................................................................................................

17

        

Приложение…………………………………………………………………………………..

18

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции  идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

 Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и  задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Параметры

Содержание

Нормативно-правовая база проекта

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
  • Устав МАДОУ «ДС № …………» от 02.10.2015 г.

№ 15/У-15;

  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии»;
  • Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»;
  • Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии».

Автор и разработчик проекта

  • Ивойлова А.С. -воспитатель.

Тип проекта

  • Педагогический, творческий, долгосрочный.

Участники реализации проекта

  • Ивойлова А.С. - воспитатель;
  • Дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «солнышко»;
  • Родители(законные представители) воспитанников.

Образовательный продукт

  • Нормативно-правовая база, регламентирующая проектную деятельность (положения, приказы и т.д.).
  • Методическое сопровождение (тематическое планирование, сценарные планы и т.д.).

Система организации контроляза исполнением проекта

Контроль и руководство проектной деятельностью представляет собой оперативную систему внутри садовского контроля реализации проекта, профессиональное проведение которого позволяет сформулировать верные педагогические выводы, эффективно осуществлять работу по развитию речи, своевременно корректировать как процесс коррекционно-педагогической деятельности, так и еесодержание и методы.С этой целью предусмотрены следующие структурные компоненты:

  • контроль качества проведения проектной деятельности;
  • самоанализ деятельности учителя-логопеда по реализации проекта;
  • анализ итоговых результатов реализации проекта за учебный год.


ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Кинестетика -мировосприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека, по сути кинестетику можно назвать синонимом осязания, так же широко применяется термин – тактильное чувство.

Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Нейропсихология- междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Речевое развитие  -  широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) -это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Умная» нейрогимнастика для развития речи

Ключевые понятия

Нейрогимнастика, кинезиология, тяжелые нарушения речи.

Цель проекта

Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнстаики создать  условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Задачи проекта

•Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;

•Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста;

•Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста,

•Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по развитию речи у детей с ТНР.

Сроки и этапы реализации

Срок реализации проекта - 1 год.

  • I этап - Организационный-сентябрь 2022 г.
  • II этап - Концептуальный-октябрь 2022 г. -апрель 2023 г.
  • III этап - Аналитический -май 2023 г.

Модель реализации проекта

1.        Самообразование.

2.        Работа с детьми.

3.        Работа с родителями.        

4.        Методический инструментарий.

Основная проблема,

обоснование актуальности,

научной новизны, практической

значимости проекта

Проблема заключается в том,чтос каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.

Актуальностьзаключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.

Новизнапроекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Практическая значимостьпроекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод  коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий

  • Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Речевой центр в группе «Почемучки».

2.        Логопедический кабинет.

3.        Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).

4.        Библиотечка «Звукарика».

5. Мультимедийное оборудование (ИКТ).

Итоги проекта

0Разработка методического пособия «Умная» нейрогимнастика», которое может использоваться как педагогами общеразвивающих групп, так и в работе с детьми групп ТНР и ЗПР.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап реализации

проекта,

цели этапа

Содержание и методы деятельности

Продукты инновационной деятельности,

прогнозируемые результаты

1-й этап «Организацион-

ный»

Цели этапа:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
  • Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
  • Координация деятельности участников проектной деятельности.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

- Определение ресурсов.

- Формирование творческой группы участников проектной деятельности.

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

- Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.

-Написание плана самообразования по данной теме.

Диагностика детей-логопатов

- Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б.

-  Заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

- Родительское собрание (дистанционно).

- Подборка консультаций, буклетов.

- Индивидуальные консультации.

- Информация на официальном сайте школы.

Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности

- Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности.

2-й этап «Концептуаль-

ный»

Цели этапа:

  • Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
  • Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с ТНР.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

-Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.).

-Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д.

Коррекционно-воспита-

тельная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи

- Внедрение в образовательный процесс проекта «Умная» нейрогимнастика для развития речи».

- Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта.

- Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете.

Работа с родителями воспитанников

- Фотоотчеты о работе по развитию речи.

- Консультации, буклеты, беседы.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития

- Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособийпо использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми.

- Пополнение информации на страницах персонального сайта.

-Активное включение родителей в образовательный процесс группы.

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

- Мониторинг проектной деятельности.

- Внесение корректив в документацию проектной деятельности.

3-й этап «Аналитический»

Цели этапа:

  • Обобщение результатов проектнойдеятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.
  • Тиражирование

опыта работы по реализациипроекта «Умная» нейрогимнастика для развития речи».

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопеди-

ческой работы

- Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.

Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в

- Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования.

- Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях.

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ТНР;

- скоординированности действий всех участников проекта.

-Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта.

-Внесение корректив в проект проектной деятельности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

«УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

    НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

Месяц

Содержание работы с детьми

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

Октябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

- Глазодвигательное упражнениес ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

-Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34).

Изготовление пособия «Нейрокарточ-

ки»

Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений.

Ноябрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение«Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

-Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

Декабрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

- Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия «Жесты».

Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/)

Январь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 7,8, с.69-88).

Изготовление пособия «Змейки».

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

Февраль

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 9,10, с.89-106).

Изготовление пособия «Нейротаблич-

ки» (говорим-

дышим-показы-

ваем)

YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg)

Март

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 11,12, с.106-

122).

Изготовление пособия «Мнемокарточ-

ки с нейроритма-

ми»

Семинар для педагогов  и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» (в записи, ссылка на облако)

Апрель

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

- Растяжки:  «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака».

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 13,14,15,  с.122-146).

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Мастер – класс для педагогов

«Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
  2. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
  3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
  4. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
  5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  7. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
  8. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
  9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
  11. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.

Приложение 1

Кинезиологические упражнения

  1. Растяжки

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево»

 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени,обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает ипревращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытянитеруки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат»

 Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь ивытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и недвигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки.Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени ипочувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь сновапокажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будтовырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока выне почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Сорви яблоки»

 Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из васрастет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без трудадостать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко.Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох.Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую наземле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесьтуда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимикак можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесьвперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете,что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева исправа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения

«Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоитбольшая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперьпредставьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечималенькими порциями выдоха.

«Дышим носом»

 Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только черезлевую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большимпальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцемправой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик»

 Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание,при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть– открыть нос и сделать выдох.

3.Телесные упражнения

«Перекрестное марширование»

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременнокасаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагатькасаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями попротивоположной ноге.

«Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначалавперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Времявыполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 круговсогнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменятьположение рук и повторить упражнение.

«Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровнеглаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ногидолжны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки иноги.

«Маршировка»

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этомшаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождаетсявзмахом правой руки.

4. Упражнения на релаксацию

«Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчасвключу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себядирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит всеинструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытымиглазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой.Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляетеоркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как выдирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй наслышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такойхороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своемуоркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоковдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белоепушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги,спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинаетсяпутешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает вашилица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такоеместо, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно болееточно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что– нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, наваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо васпокатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесьи снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец ипоследовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнятьначиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнятьнужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующиеположения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе.Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумяруками вместе.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулакразвернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положенииприкасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рукв течении 6-8 раз.

«Зеркальное рисование»

 Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки покарандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, какрасслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметноувеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — запротивоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйтеположение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка»

 Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки ксебе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, недопуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должныучаствовать все пальцы обеих рук.

«Горизонтальная восьмерка»

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьтеязык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак,оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знакбесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх,начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниямиэтих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании(напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», гдеэто случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимодобиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальнойвосьмерки».

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траекториигоризонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком

6. Глазодвигательные упражнения

«Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левуюруку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы,закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинаютделать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут вправую руку и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка»

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцысжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухегоризонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следитьглазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е.одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам класса различныерисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найтиглазами тот или иной предмет названный учителем.

7. Самомассаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение соткрытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумяпальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдохспокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох.Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Комплекс кинезиологических упражнений

для координации работы глаз и рук

(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 – 20минут.

Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формированиевизуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательныхнавыков.

1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведитеперед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениямипальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройтеглаза. Проверьте резкость зрения.

2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведитеполовину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениямилоктя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.

3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согнителокти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначалавперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе сдвижениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперьпарите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. Навыдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.

4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните.Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большимимазками. Затем повторите то же с другой рукой.

5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то жесамое с правой рукой.

6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке кплечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите вдругую сторону.

7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – врасслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко.Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.

Комплекс кинезиологических упражнений

для интеграции визуальной и аудиальной модальности

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут. Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной ислуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.

1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайтеупражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся,когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то,что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темныепредметы, затем только светлые.

2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так,будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясьпереливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.

3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со сторонызатылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылоквперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону,глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.

4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинцалевой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растянитепальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинцаправой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте черезрот при каждой смене рук.

5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположеннуюв середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайтевыдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потомсделайте то же самое для правой руки.

6. Ребенку предлагаются цифры, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенокдолжен ощупать цифру, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можнопредложить воспитаннику самому вылепить из пластилина цифры. В дальнейшем следуетперейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 цыфр на основе их осязания.Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу,сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого ибезымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальцасильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутреннейстороны.

8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию,которую необходимо запомнить (цифры, слова и т.д.). Одновременно с промахиваниемпроговорите эту же информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умные игры" для развития речи.

Дан                       Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предм...

Консультация для родителей «Умные игры для развития речи детей на вашей кухне».

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка ...

Нейрогимнастика для развития речи

Нейрогимнастика для развития речи дошкольников...

«Умная» нейрогимнастика для развития речи

Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнстаики создать  условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраст...

2022 год. Проект «Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»

Проект«Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «УМНАЯ» НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)  Месяц Содержание работы с детьми ОборудованиеРабота с родителями и педагогами...

Презентация "Нейрогимнастика для развития речи детей дошкольного возраста"

Нейрогимнастика способствует развитию речевых зон в головном мозге и в целом улучшает общее речевое развитие, а подключение к этим упражнениям речевых заданий также способствует эффективному и быстром...