ПРОГУЛКИ ВЕСНОЙ В МАРТЕ В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
картотека (подготовительная группа)

Рябоволова Ирина Васильевна

ПРОГУЛКИ ВЕСНОЙ В МАРТЕ В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_progulok_mart.doc675.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего типа « ЯСЛИ – САД №13 «Лучик» города Снежное

Картотека

ПРОГУЛКИ ВЕСНОЙ В МАРТЕ В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

                                                                Воспитатель:

                                                                Рябоволова И.В.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1662775/2396f12f-866d-48d2-a064-bf85df8d0ec2/s1200?webp=false

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели: формировать представление о весенних изменениях в природе; учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

В канаве с водою талой

Плещется воробей.

У темной ольхи я встала,

Смотря из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка —

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он голод и стужу,

Забыл, как поземка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки.

Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.)

♦ А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)

♦ А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

♦ Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)

♦ А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)

Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

♦ Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)

♦ Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)

♦ Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

Трудовая деятельность

Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Кто быстрее?».

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

«Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.

Вечерняя прогулка Наблюдение за уборочными машинами

Цели: расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; закреплять умение находить изображение машин по описанию; воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажите, как называются такие чудеса?

Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?

Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?

Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение

2. Трудовая деятельность: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.

Цели: приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

3. Подвижные игры

«Кто самый меткий?», «Догони».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

4. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.

5. Самостоятельные игры с выносным материалом:

Лопатки, мячи, кегли.

Прогулка №2 «Наблюдение за ивой»

Цель: закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

Ход наблюдения

Еще в лесу туманно, глухо,

Но над рекою, под обрывом

Оделась золотистым пухом

И распустила кудри ива.

Как будто облако спустилось

С небес на маленькие почки,

Зазеленело, превратилось

В живые теплые комочки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)

♦ Когда зацветает ива? (Ранней весной.)

♦ Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко-желтые, похожие на цыплят.)

♦ У какого дерева быстрее распускаются почки? (У вербы.)

♦ На что они похожи? (На пушистые комочки.)

♦ Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)

Исследовательская деятельность

Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке участка от прошлогоднего мусора.

Цель: учить самостоятельно разделяться на подгруппы и добросовестно трудиться.

Подвижные игры

«Вороны и воробьи», «Будь внимательным».

Цели: упражнять в беге «стайкой» и врассыпную; развивать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Метание предметов в цель.

Цель: развивать силу рук и глазомер.

Вечерняя прогулка Наблюдение за голубями

Цели: расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

Как называют эту птицу?

Какого окраса она может быть?

Какого размера?

Голубь — перелетная птица?

Какую пользу приносят голуби?

Где они вьют свои гнезда?

Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Подвижные игры «Догони голубя».

Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).

«Совушка»

Цель: учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Самостоятельные игры с выносным материалом:

Лопатки, мячи, кегли.

Прогулка №3 «Наблюдение за весенними приметами»

Цели: учить самостоятельно определять погоду, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе, наблюдать изменения в живой и неживой природе; прививать интерес к природе, жизни растений и животных.

Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой, просит их найти приметы весны (на небе солнце, небо голубое, по нему плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал подтаивать, появились сосульки, которые тают на солнечной стороне крыши, и. т. д.) и сравнить их с погодой зимой.

Приметы: облака движутся против ветра - к снегопаду; весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Поговорки и пословицы: «Февраль воду подпустит, март подберет» (о заморозках); «Мартовский ледок, что чужой избы порог» (то есть ненадежен).

Стихотворения:

МАРТ

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

В. Степанов

Загадки:

Жил я посреди двора,

Где играла детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.    (Снег.)

Шел, шел без дорог, где шел, там и лег.

До весны пролежал, а весной убежал.    (Снег.)

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «Удочка».

Цель: учить детей правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры. Дети стоят по кругу. В центре - воспитатель. В руках веревка, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны через нее перепрыгнуть.

Опыт «Прозрачность льда».

Цель: при наблюдении выявлять свойство льда.

Материал. Прозрачная емкость, пуговицы, мелкие предметы.

Ход опыта. Предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами.

Закрепить представление о том, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть. Через лед видны замерзшие предметы.

Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Вечерняя прогулка «Наблюдение за капелью»

Цели: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам; провести наблюдение за весенней природой; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Воспитатель обсуждает с детьми, что значит «звенит капель». Отмечает в марте появление первых проталин. Что такое проталины? Где они появляются в первую очередь? (Там, где солнце больше пригревает землю со снегом.)

Предлагает понаблюдать путь одного из ручейков. Воспитатель рассказывает детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, и тогда возникают наводнения.

Приметы: длинные сосульки - к долгой весне.

Поговорки и пословицы: «Март – весне брат и зиме не рад»; «Март зиму ломает, новому сезону дорожку дает».

Стихотворение И Демьянова «Веселые льдинки».

Загадки:

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Труд на участке. Помочь дворнику убрать оставшийся снег с дорожек. Напомнить название орудий труда.

Прогулка №4 «Наблюдение за собакой»

Цели: систематизировать представления о жизни животных весной; учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?

♦ Какое имя (кличка) щенку подходит?

♦ Какое у щенка настроение?

♦ Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.

Трудовая деятельность

Участие в перекопке земли.

Цели: закреплять умение коллективно работать; формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Классы», «Ключи».

Цели: совершенствовать умение прыгать (на одной ноге), ориентироваться на ограниченной площадке; развивать глазомер, меткость. Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).

Вечерняя прогулка Наблюдение за вечерним небом

Цели: обогащать знания об окружающем мире; воспитывать наблюдательность, желание узнать новое.

- Посмотрите на вечернее небо. Какое оно? На что похоже небо? Что вы видите на небе? Сколько звезд? Одинаковые ли они? На что похожи россыпи звезд? Какая луна? С чем ее можно сравнить? Как назвать небо, если на нем видны звезды? А как называется ночь, если светит луна? А если нет луны? Что светит ярче, луна или солнце? Вот потому про солнышко говорят, что оно яркое, а про луну - бледная. Греет ли луна? (Дети отвечают.) Поэтому про луну говорят: «Светит, да не греет».

Приметы: если звезды светят на небе ярко - к морозу; рога месяца яркие и крутые - к морозу.

Поговорки и пословицы: «В марте день с ночью меряется, равняется»; «В марте мороз скрипуч, да не жгуч».

Стихотворения:

На Луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной.

Загадки про луну.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Прогулка №5 «Наблюдение за облаками»

Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озерушки,

Белый пух да перышки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Посмотрите на небо, что вы видите?

♦ Какие сегодня облака?

♦ Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?

♦ В каком направлении плывут облака?

Трудовая деятельность

Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижная игра

«Бездомный заяц».

Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа

Разучивание скороговорки «Во дворе трава, на траве дрова».

Игра-забава «Узнай по звуку».

Подвижная игра «Кот Васька».

Цель: развитие двигательной активности.

Трудовая деятельность

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Вечерняя прогулка «Наблюдение за кошкой»

Цели: продолжать закреплять знания о домашних питомцах, их поведении; учить делиться впечатлениями от общения с ними, любоваться их красотой, ловкостью, гибкостью; воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Обратить внимание детей на кошку, греющуюся на солнышке, какой у нее довольный вид, она совсем не боится людей. Рассказать детям одну из легенд приручения кошек. Вместе с детьми выслушать рассказы о домашних питомцах.

Приметы: дым из трубы стелется книзу - к похолоданию; облака или тучи быстро движутся — к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «На красный цветок и пчела садится»; «Земля что тарелка, что положишь, то и возьмешь».

Стихотворения:

НАШ КОТЕНОК

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

Р. Селянин

Загадки:

Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой.    (Кот.)

Дидактическая игра «Да - нет».

Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения.

Ход игры. Один ребенок (водящий) отходит в сторону. Воспитатель с детьми выбирают животное, например кошку.

Водящий. Это птица?

Дети. Нет.

Водящий. Это зверь?

Дети. Да.

Водящий. Зверь дикий?

Дети. Нет.

Водящий. Он мяукает?

Дети. Да.

Игра-забава «Узнай по звуку».

Подвижная игра «Кот Васька».

Цель: развитие двигательной активности.

Ход игры. «Мыши» сидят на стульчиках. «Кот» идет на носочках, смотрит по сторонам, мяукает.

Педагог и дети.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой, а летит стрелой.

«Кот» бежит в конец площадки, садится и «засыпает».

Дети.

Глазки закрываются -

Спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла.

Одна из «мышек», подойдя к «коту», смотрит, спит ли он. Машет руками, приглашая к себе других.

Педагог.

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает он!

«Кот» вскакивает и бежит за «мышками».

Трудовая деятельность

Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать радость от общения друг с другом.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Самостоятельные игры с выносным материалом:

Лопатки, мячи, кегли.

Прогулка №6 «Наблюдение за ветром»

Цели: уточнять и расширять знания детей об окружающем мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения.

Воспитатель предлагает вопросы:

- Если ли сегодня ветер?

- По каким признакам это можно узнать? (Качаются ветви деревьев, бегут облака.)

- Какой сегодня ветер? (Ответы детей.)

- Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – возможен дождь; подул северный ветер - похолодает.

Поговорки и пословицы: «Зима весну пугает, а сама тает»; «Весною сутки мочит, а час сушит».

Стихотворения:

...Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе...

(А. С. Пушкин. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Загадки:

Вот он дерево качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит... (Ветер.)

Дидактическая игра «Наоборот».

Подвижная игра «Не попадись!».

Русская народная игра «Большой мяч».

Труд на участке. По мере загрязнения проводить уборку участка от опавших веточек, дорожек возле веранды от мусора.

Вечерняя прогулка Наблюдение за птицами

Понаблюдать на участке детского сада за птицами: какие это птицы. Почему мы не видим свиристелей и снегирей, которые часто прилетали на рябины? ( в марте эти птицы улетают гнездоваться в теплые леса, ближе к северу). Подойти к скворечнику, понаблюдать за ним, послушать какие звуки раздаются оттуда. А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? (грачи) А какие еще к нам прилетают птицы? (скворцы, жаворонки, зяблики) Послушать звонкие голоса птиц. Полюбоваться их красивым и веселым щебетанием (воробей, синица).

Художественное слово: На небе – дворец, во дворе певец. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач).

Д/и «Угадай по описанию» - умение находить птиц по описанию.

П/игра: «Ловля бабочек» – упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: попади в цель, развивать меткость.

Труд. поручения: вынести корм и подкормить зимующих птиц, воспитывать заботливое отношении и любовь к природе.

Прогулка №7 «Наблюдение за ивой»

Цели: продолжать знакомить с кустарниками нашей местности; учить сравнивать иву с другими разновидностями этого дерева; знать об особенностях пробуждения деревьев весной.

Ход наблюдения

Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила

Кудрявые барашки.

Исследовательская деятельность

Сравнить листья ивы и ракиты.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке детского сада.

Цель: формировать стремление к коллективной деятельности.

Подвижные игры

Игра с мячом.

Цель: развивать координацию движений.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом.

Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

Вечерняя прогулка Наблюдение за живым объектом

        Наблюдение за кроликом: внешний вид, окраска, где живет, чем питается, какую пользу приносит. Кто это? Опиши внешний вид? Чем покрыто тело кролика? Какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги? Отметить различия в длине передних и задних ног, наблюдать за движениями зверька, как он прыгает, отметить повадки.

Художественное слово: его обожают и звери и птицы. Он каждого кустика в поле боится. Зимою под елкой он так замерзает, что летом шубейку свою он снимает.

Д/и «Назови одним словом» – активизировать обобщающие слова в речи детей.

П/игра: «Охотники и зайцы» – упражнять детей в прыжках.

И/р по ФИЗО: прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Труд. поручения: подмести участок.

Прогулка №8 Наблюдение за весенним равноденствием

Цели: формировать понятия о весеннем равноденствии; дать представление об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Март – первый весенний месяц. Но поглядите по сторонам: идет снег. Ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается.

Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов. 21 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи.

Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться. Март – это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Перечислите признаки весны.

♦ Какой сейчас месяц?

♦ Как изменяется жизнь человека весной?

♦ А животных?

Трудовая деятельность

Уборка участка от талого снега.

Цели: учить создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру

Д/и: «Назови зимующих птиц» – учить называть 2-3 вида птиц.

П/игра: «Перелетные птиц» – учить детей бегать, упражняться прыжках, уметь от одного движения перейти к другому, развивать ловкость, ориентировка в пространстве.

И/р по ФИЗО: боковой галоп со сменой направления.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за погодой. Наблюдение за снегом. Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой? Как еще можно назвать снежный покров? (настом) Наст

– это осевший покрытый коркой снег. Как образуется наст? Когда потянет оттепелью, сырыми ветрами, снег станет осаживаться, плотнеть. Если начнутся морозы, то снежный покров затягивается настом – твердой ледяной горкой. Таким снегом – настом можно легко порезать руки.

Художественное слово: пришла, улыбнулась – утихли метели, позванивать стал колокольчик капели (март). Март сухой, да мокрый, май будет каша да каравай. Весна красна цветами, осень плодами, а зима снегами.

Д/и «Когда это бывает?» – закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.

П/игра: «Ловишки парами» – упражнять детей в ловкости, беге.

И/р по ФИЗО: бег в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой.

Труд. поручения: собрать мусор, ветки на участке.

Прогулка №9 «Наблюдение за капелью»

Цели: закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.

Ход наблюдения

На солнышках согрелась ель,

Подтаяла сосна.

В лесу апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна,

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И замедляя хитрый бег,

Идя по снегу в бор,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса у лунки пьет.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.

3. Александрова

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

♦ С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной или теневой? (С солнечной.)

♦ Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)

♦ В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра.)

♦ А в солнечный день? (Растет.)

♦ С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке малышей.

Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.

Подвижные игры

«Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».

Цели: закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия; учить внимательно слушать команды воспитателя, преодолевать препятствия.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений.

Вечерняя прогулка Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой, И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, Не орел, но все же птица. (Воробей.)

Окраской — сероватая, Повадка — вороватая, Крикунья хрипловатая –Известная персона. (Ворона.)

Не сидит она на месте —На хвосте разносит вести. (Сорока.)

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры: «Цветные автомобили».

Цели: учить соблюдать правила игры; по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга; различать цвета.

Подвижные игры «Салки в кругу».

Цели: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; - закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;

воспитывать уважение друг к другу.

Индивидуальная работа: прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия.

Самостоятельные игры с выносным материалом:

Лопатки, мячи, кегли.

Прогулка №10 «Рассматривание почек на деревьях»

Цели: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе; выявлять причины происходящих изменений; закреплять умение видеть красоту родной природы; продолжать обучать детей описывать растения.

Отметить у различных деревьев и кустарников наличие почек, из которых скоро появятся не только новые побеги, но и бутоны цветков. Верхушки стебля и зачатки молодых листьев в почке прикрыты чешуями, защищающими молодые почки от сухого зимнего воздуха. Чешуйки скрепляются специальной смолой, которая не позволяет им раскрываться и пропускать холодный зимний воздух и снег. При наступлении теплых дней смола растворяется и чешуйки раскрываются.

Дети сравнивают почки различных деревьев и кустарников.

Приметы: если в марте вода не течет в апреле трава не растет; сухой март - плодородие, дождливый - неурожай.

Поговорки и пословицы: «Была бы водица, а зелень народится»; «В марте мороз на нас садится».

Стихотворение В. Степанова «Март».

Загадки:

На ветках плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижная игра «Не оставайся на полу».

Подвижная игра «Не попадись!».

Труд на участке. Сгребание оставшегося снега в лунки деревьев, кустарников и цветочных клумб. С какой целью это делается? (Не только очищение дорожек от снега и воды, но и обогащение корней деревьев водой.)

Вечерняя прогулка Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за птицами.

Обратить внимание детей на изменения в природе. Как вся природа ожила, солнце ярко светит. После зимнего затишья радует нас шумные песни пернатых друзей. Грая – миролюбивая птица и общительная. Много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу. Увидал грача – встречай весну. Ранний прилет грачей - к тепло весне. А воробьи, зимовавшие в нами, радуются приходу весны, греются на солнышке, купаются в лужах.

Художественное слово: с крыши – капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.

Д/и «Кто как кричит?» – учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

П/игра: «Хитрая лиса» – упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

И/р по ФИЗО: прыжки в длину с места.

Труд. поручения: кормить птиц, почистить кормушки, собрать мусор на участке.

Прогулка №11 «Наблюдение за весенним небом и облаками»

Цели: обратить внимание на красоту весеннего неба; расширять представления детей о многообразии неживой природы; развивать любознательность, творческое восприятие; воспитывать любовь к природе.

Наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Найти на ясном голубом небе легкое облачко и предложить детям проследить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и меняет форму. Обратить внимание на цвет неба, определить его, сравнить с зимним серым, грязным цветом.

Приметы: в марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде; облака идут низко - возможен дождь.

Поговорки и пословицы: «Мартушка закрутит вертушку»; «На весну надейся, а дрова запасай».

Стихотворение С. Михалкова «Облака».

Дидактическая игра «Добавь слог».

Дидактическая игра «Охотник».

Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка стульчик. Это «лес», «озеро», «пруд». Сюда отправляется один из играющих - «охотник». Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на...». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...Зайцев», делает второй шаг... . При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя повторяться. Победителем считается тот, кто дошел до указанного места первым или прошел дальше.

Подвижная игра «Мышеловки».

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Индивидуальная работа:  «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

Вечерняя прогулка Наблюдение за погодой. Наблюдение за ветром.

Внести вертушку, определить Сиду и направление ветра. Как мы можем еще определить силу ветра? Какой это ветер? Сегодня дует теплый весенний ветерок. Солнце светит ярко, слепит глаза, прикрывает землю. Дует легкий ветерок, подгоняет детей к игре.

Художественное слово: воет, свистит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног всех сбивает, слышишь его, да не видишь (ветер). Снег быстро тает, к мокрому лету.

Д/и «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве.

П/игра: «Воробьишки и кот» - упражнять детей в прыжках.

И/р по ФИЗО: ходьба змейкой.

Труд. поручения: очистить от мусора павильон, собрать сухие ветки.

Прогулка №12 «Наблюдение за березой (кора дерева)»

Цели: расширять знания о растительном мире; формировать эстетическое отношение к природе; воспитывать чувство любви к Родине.

Обратить внимание детей на разнообразие деревьев на участке детского сада. Чем отличаются деревья друг от друга? Попросить найти березу.

Это дерево - символ России. Березу еще называют белоствольной красавицей. На севере растет карликовая береза, у нее такой же белый ствол. Белую кору называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины - довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечевичками», через них береза дышит. Если потрогать ствол березы, можно заметить, что на солнечной стороне ствол теплее, чем на теневой.

Приметы: иней на березах - к морозу; если листья появятся на березе раньше, чем у клена, лето будет сухое.

Поговорки и пословицы: «В марте зима сзади и спереди».

Стихотворения:

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза - частица России моей.

Загадки:

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки.         (Береза.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Подвижная игра «Сделай фигуру».

Вечерняя прогулка Наблюдение за весенним пейзажем

Обратить внимание детей на сугробы, на снег, облитый солнечным светом. В снегах отражается небо и от этого, сугробы кажутся голубыми. Что мы еще видим вокруг? Радует нас это или огорчает? Снег днем тает на крышах и проводах, проявляются проталины. Птицы весело щебечут, все оживает в природе. И это нас радует. Мы двигаемся быстрее, появилась дополнительная энергия.

Художественное слово: Весна, весна! Как высокого на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам летают облака. (Е.А. Баратынский). Рано затаят – долго не растает.

Д/и «Назови одним словом» – активизация вы речи обобщенных понятий.

П/игра: «Хитрая лиса» - упражнять детей в ловкости, беге.

И/р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий.

Труд. поручения: покормить птиц в кормушках.

Прогулка №13 «Наблюдение за изменениями в одежде детей»

Цель: учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Обратить внимание детей на изменение во внешнем виде людей. Вспомнить одежду зимой, весной, летом и осенью. Дети должны сами найти отличия и сделать соответствующие выводы. Напомнить, что относится к одежде, обуви, головным уборам. Спросить, что сейчас надето на детях.

Приметы: ранняя весна – летом много непогожих дней; синие вечерние облака - к перемене погоды.

Поговорки и пословицы: «Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал»; «Пришел марток - надевай семеро порток».

Стихотворение «Ветер, ветер! Ты могуч...» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне...» А. С. Пушкина).

Загадки:

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в темные чуланчики,

Каждый мальчик в свой чуланчик.                 (Перчатки.)

Дидактическая игра «Да - нет».

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Сапоги», – и бросает мяч ребенку, тот должен ответить, что это - одежда, обувь, головной убор и т. д.

Подвижная игра «Ловишки парами».

Цель: развивать быстроту движений.

Ход игры. Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии 3-4 шагов друг от друга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети первой шеренги убегают, а дети второй догоняют каждый свою пару и стараются поймать, прежде чем первые пересекут обозначенную линию финиша. После двух перебежек дети меняются местами.

Опыт «Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания».

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Ход опыта. Воспитатель на прогулке задает детям вопрос: «Где раньше пробуждаются растения?» Дети должны заметить, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляются раньше, чем в тени, и растут здесь быстрее.

Русская народная игра «Волк».

Труд на участке. По мере загрязнения убирать участок группы и близлежащие дорожки, помочь в уборке детям младших групп.

Вечерняя прогулка Наблюдение за проталинами

Обратить внимание детей на то, что с одной стороны здания снег ложиться глубокими сугробами, а с другой стороны – уже растаял и появились черные проталины. Почему так получается? Где солнышко пригревает большую часть дня, там появились проталины. Там раньше появиться зеленая травка, навстречу солнцу. Солнце сильнее нагревает черную землю. От белоснежного снега солнце отсвечивает и снег тает медленнее, и долго лежит большими сугробами. Дворник рыхлеет снег и разбрасывает на темные участки асфальта, чтобы он быстрее таял.

Художественное слово: черные проталины, на полях виды, верно очень теплые ноги у весны (Токмакова). Зимой греет, весной тлеет, летом пропадает, осенью оживает (снег).

Д/и «Сосчитай» – упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

П/игра: «Найди свой домик» – упражнять детей в беге.

И/р по ФИЗО: метание в даль камешков.

Труд. поручения: расчистить дорожки от снега, собрать сухие ветки

Прогулка №14 «Наблюдение за первым дождем»

Цели: продолжать закреплять знания о неживой природе и ее влиянии на растительный и животный мир; учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими (во время дождя, как правило, бывает ветер, животные прячутся в укрытия, после дождя воздух чистый, появляются лужи и т. д.).

Обсудить с детьми, что такое дождь, откуда он появляется. Р1з окна понаблюдать за дождливой погодой. Что изменяется в природе при наступлении дождя? (Солнце скрывается за тучи, поднимается ветер, он гонит тучи по небу. Тучи темные, дождевые. Птицы и животные прячутся в укрытия, люди быстро идут по улицам и т. д.)

После дождя выйти на прогулку, вдохнуть воздух, почувствовать изменение запаха. Как свежо и чисто на улице! Птицы весело щебечут, радуются окончанию дождя. «У природы нет плохой погоды». Почему так говорят?

Капли дождя захватывают частички пыли и уносят с собой на землю, поэтому воздух такой чистый после дождя.

Приметы: после дождя похолодало – к ясной погоде; облака идут низко - возможен дождь.

Поговорки и пословицы: «Весенний дождь лишним не бывает»; «Без дождя и травка не растет».

Стихотворения:

ДОЖДИК

Посмотрите, посмотрите,

Протянулись с неба нити.

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

Загадки про дождь.

Дидактическая игра «Не ошибись».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Подвижная игра «Ловишки парами».

Вечерняя прогулка Наблюдение за полетом птиц: воробьи, грачи, голуби, сороки, вороны

Учить детей называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем питаются, какую пользу приносят. Вспомнить что дети запомнили о птицах.

Художественное слово: синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит, грач на горе – весна на дворе, солнце трепещется, как птицы начнут прилетать

Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

П/игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

И/р по ФИЗО: ходьба гусиным шагом.

Труд. поручения: собрать мусор на участке, убрать сломанные ветки.

Прогулка №15 «Наблюдение за лужами»

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; обогащать знания детей о воде и ее свойствах, где и в каком виде встречается вода в окружающей среде.

Приметы: после дождя похолодало - к смене погоды.

Поговорки и пословицы: «Первая ласточка весны не делает»; «Весна красна, да голодна».

Стихотворения:

ВЕСНА

Шел дождь весь день

И шел всю ночь,

И лишь к утру ушел он прочь.

Остались на земле следы,

Доверху полные воды.

Еще ледок хрустит утрами,

А днем и солнце, и капель.

Е. Трутнева

Загадки:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Русская народная игра «Волк».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Труд на участке. Вместе с воспитателем навести порядок на участке и дорожках на территории детского сада. Размести вениками большие лужи.

Вечерняя прогулка Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода?

Почему март называют наследником февраля? Младшим братом февраля и перезимником? Потому что, хоть в марте и капает с крыш, но за нос мороз еще крепко цапает, от капели до мороза ровно полшага. Март является изломом зимы – он с зимой борется, за сердце ее теплом хватает. Однако март – марток велит порой натягивать все вокруг, коварен для садоводов.

Художественное слово: Старый дед, ему сто лет, мост намостил, а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна). Синее облака – к теплу или дождю. Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Д/и «Угадай, что лишнее» – закрепить приметы и особенности зимних и весенних месяцев.

П/игра: «Найди свой домик» - упражнять детей в беге.

И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.

Труд. поручения: покормить птиц в кормушках.

Прогулка №16 «Наблюдение за деревьями (почками)»

Цели: учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды, выявлять причины происходящих изменений; продолжать учить составлять связные интересные рассказы об увиденных изменениях в природе.

Рассмотреть почки на деревьях и кустарниках. При наступлении теплых дней почки начинают набухать и приоткрывают свои чешуйки.

Сравнить почки различных деревьев и кустарников. Обратить внимание на большие почки сирени: из них появятся большие листья. Подойти к вязу, рассмотреть его почки. Вспомнить, почему дерево называют вязом: почки напоминают маленькие узелки на веточках, из маленьких почек появятся маленькие листочки.

Приметы: если в марте вода не течет, в апреле трава не растет; береза выделяет весной много сока – к потеплению.

Поговорки и пословицы: «Была бы водица, а зелень народится»; «В марте мороз на нас садится».

Стихотворения:

ВЕСНА

Скоро снова зашумят

Листья молодые.

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

С. Вышеславцева

Загадки:

Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки.)

Дидактическая игра «Путешествие».

Подвижная игра «Кот на крыше».

Русская народная игра «Большой мяч».

Индивидуальная работа. Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Трудовая деятельность «Поможем дворнику»: уборка участка от веток, камней.

Вечерняя прогулка Наблюдение за не живым объектом. Наблюдение за деревьями

Обратить внимание детей на ствол и веточки деревьев (они холодные, голые, как – будто спят). Дерево на зиму засыпает, движение соков по стволу и веточкам замедляется, почти останавливается. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. И дышат деревья зимой в 200-400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца декабря, и как только пригреет солнышко, их морозостойкость как рукой снимает. Дни становиться длиннее, света больше – деревья понемногу отходят от спячки, начинают дышать, распускаются почки. Вот тогда деревья могут пострадать даже от небольших заморозков.

Художественное слово: Старый дед, ему сто лет, мост намостил, а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна). Синее облака – к теплу или дождю. Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Д/и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию.

П/игра: «Ловишки» – упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.

Труд. поручения: покормить птиц в кормушках.

Прогулка №17 «Наблюдение за кучевыми облаками»

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; дать более полное представление, как образуются облака; напомнить дошкольникам, какие бывают облака (кучевые, перистые, слоистые).

Рассмотреть на прогулке кучевые облака. Они хорошо заметны на светло-синем небе весной и летом. Ярко-белого цвета, похожие на клубы пара, они двигаются довольно быстро и дают то очень светлые, то очень темные тени. Облака эти крупные, с четкими очертаниями. Обычно кучевые облака бывают только Днем, а к вечеру исчезают.

Вспомнить с детьми, из чего состоят облака. (Облака состоит из частичек воды, которые кристаллизуются высоко над землей, так как там очень холодно. Когда облаков накапливается много, образуются тучи, которые потом проливаются дождем.)

Подобрать прилагательные к слову облака (весенние, красивые, кучевые, слоистые).

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.

Поговорки и пословицы: «Весна водой богата»; «В марте рано затает – долго не растает».

Стихотворение «Ах какое облако».

Загадки:

Без крыльев - летят,

Без ног - бегут,

Без паруса - плывут.    (Облака.)

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы» (1-й вариант).

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы» (2-й вариант).

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель или один из играющих называет предметы живой или неживой природы и просит назвать геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет. Например: гора - треугольник, дождевой червяк - кривая и т. д.

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Подвижная игра «Кот на крыше».

Труд на участке. Наблюдение за обрезкой кустарников дворником. Объяснить детям, для чего он это делает. Помочь убрать срезанные веточки.

Вечерняя прогулка Наблюдение за солнцем и небом

Отметить тень от столба (стала короче). Какие изменения заметили в небе. Солнце стало светить ослепительно ярко, даже больно смотреть. Но греет еще не очень сильно, бывают даже дни холодные. Особенно холодно по утрам и вечером. Какие изменения связаны с тем, что солнце греет ярче, чем зимой. Снег начинает таять, чернеет, бегут ручьи, с крыши капает капель, небо светлое, голубое.

Художественное слово: Сияет солнце, воду блещут, на всем улыбка, жизни – на всем, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. Мокрый апрель – хорошая палена.

Д/и «Угадай по описанию» – умение находить то или иное дерево по описанию.

П/игра: «Ловля бабочек» – упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: пробежки с чередованием с ходьбой.

Труд. поручения: предложить разбросать кучи снега на участке, чтобы он быстрее растаял и стало сухо и чисто.

Прогулка №18 «Наблюдение за растениями (сокодвижение)»

Цели: закреплять знания о деревьях; учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями погоды, выявлять причины происходящего

Рассказать детям про сокодвижение. Это сложный физиологический процесс. Корни начинают активно всасывать из оттаявшей почвы воду, она растворяет зимние запасы питательных веществ растения и в виде раствора передвигается по стволу и ветвям к почкам. Через десять дней после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги. Особенно хорошо процесс сокодвижения виден на березе и иве.

Приметы: из березы течет много сока – к дождливому лету; если на березе листья появятся раньше, чем у клена, лето будет сухое.

Поговорки и пословицы: «Март неверен: то плачет, то смеется».

Стихотворения:

Голубые, синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева.

Первые проталины, первая трава.

Е. Трутнева

Загадки:

Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю. Движения полна.

Зовут меня ... (весна).

Дидактическая игра «Назови растение с нужным звуком».

Дидактическая игра «Охотник».

Подвижная игра «Совушка».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Вечерняя прогулка Наблюдение за птицами

Понаблюдать на участке детского сада за птицами: какие это птицы. Почему мы не видим свиристелей и снегирей, которые часто прилетали на рябины? ( в марте эти птицы улетают гнездоваться в теплые леса, ближе к северу). Подойти к скворечнику, понаблюдать за ним, послушать какие звуки раздаются оттуда. А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? (грачи) А какие еще к нам прилетают птицы? (скворцы, жаворонки, зяблики) Послушать звонкие голоса птиц. Полюбоваться их красивым и веселым щебетанием (воробей, синица).

Художественное слово: На небе – дворец, во дворе певец. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач).

Д/и «Угадай по описанию» - умение находить птиц по описанию.

П/игра: «Ловля бабочек» – упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: попади в цель, развивать меткость.

Труд. поручения: вынести корм и подкормить зимующих птиц, воспитывать заботливое отношении и любовь к природе.

Прогулка №19 «Наблюдение за изменениями, происходящими в природе»

Цели: учить наблюдать изменения в живой и неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, к жизни растений и животных; развивать речь детей.

Обратить внимание на изменения, происходящие с деревьями, кустарниками, появление насекомых, птиц. Воспитатель предлагает самостоятельно найти, что изменилось на участке (появление на клумбах, грядках всходов, рост растений).

Приметы: деревья без ветра шумят – к дождю; северный ветер к ночи стихает.

Поговорки и пословицы: «Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят».

Стихотворения:

ВЕСНА

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

 

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Загадки:

По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось, и она расплакалась.    (Туча.)

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке» (1-й вариант).

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке» (2-й вариант).

Цель: описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Ребенок двумя словосочетаниями описывает взятый в мешочке предмет, а играющие дети должны определить, что же нащупал в мешочке ребенок.

Подвижная игра «Горелки».

Подвижная игра «Совушка».

Вечерняя прогулка Наблюдение за одеждой взрослых и детей

Цели: продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; закрепить знания о классификации одежды по сезонам.

Обратить внимание детей на одежду людей. Попросить назвать части одежды, сравнить ее с летней, выяснить, почему она изменилась.

Все живые существа готовятся к холодному сезону, только по-разному. Холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть (песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы), запасать в жилища корм (белка), появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов (заяц). У человека нет шерстяного покрова, поэтому он надевает теплую одежду, отапливает жилище, запасает овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цели: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Предложить детям вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий:

Назвать профессию, а дети должны ответить, что нужно для работы в этой области.

Назвать предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Индивидуальная работа Бег приставными шагами, с подскоками

Подвижная игра «Ловля обезьян».

Трудовая деятельность: Сбор мелкого мусора и камешков.

Прогулка №20 «Наблюдение за птицами (вороной)»

Цели: уточнить представления о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; закрепить знания об основных признаках птиц.

Внимательно рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона - птица двухцветная: туловище пепельно- серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Интересно посмотреть на ее важную походку, когда она шагает, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге.

Ворона всеядна, то есть питается тем, что найдет. Подойдя к куче с пищевыми объедками, ворона ворошит ее и извлекает клювом слежавшиеся, нередко обледеневшие картофельные очистки, селедочные головки, кости с остатками мяса, куски хлеба и другие съедобные пищевые отбросы. Найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап.

Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.

Стихотворение С. Вышеславцевой «Весна».

Загадки: На дереве сидит, во все стороны глядит.

Кто куда идет - кар-р-р кричит.                (Ворона.)

Дидактическая игра «Что это за птица?» (1-й вариант).

Дидактическая игра «Что это за птица?» (2-й вариант).

Цель: учить описывать птиц по характерным признакам, привычкам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Ведущий называет один яркий признак птицы, дети должны по нему угадать, что это за птица. Например: птица любит сало (синичка), у птицы красный берет (дятел) и т. д.

Подвижная игра «Птички и кошка».

Цели: учить двигаться по сигналу; развивать ловкость.

Ход игры. В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить их, а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Подвижная игра «Горелки».

Труд на участке. Поддерживать чистоту и порядок на участке и близлежащей территории. Формировать отношение к порученному заданию (то есть умение и желание доводить дело до конца, желание все делать хорошо).

Вечерняя прогулка Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).

Загадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Попросить детей вдохнуть прохладный, чистый осенний воздух. Чем он пахнет? Что дети ощущают, вдыхая этот воздух? (Запах свежести, земли.) Воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любом помещении. Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать воздух можно тогда, когда дует ветер, потому что ветер – это движение воздуха.

Исследовательская деятельность

Цели: доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях.

Предложить детям, закрыв глаза, почувствовать запахи (от корки апельсина, чеснока, ароматизированных салфеток), распространяющиеся вокруг.

Вывод: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Подвижные игры по желанию детей

Трудовая деятельность: расчистка дорожек от мусора.

Прогулка №21 Наблюдение за специальным транспортом

Цели: расширять знания о специальном транспорте; обогащать словарный запас.

Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

«01» — две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают.

                                                        В. Мирясова

- Какие специальные машины вы знаете? («Скорая помощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.)

-  Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.)

- Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от огня и дыма.)

- Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

- Почему? (Они спешат на помощь людям.)

- Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)

Дидактическая игра «Что делает…?»

- врач - …

- учитель -…

- пожарный -…

- экскаваторщик -…

- электрик -… и т.д.

Подвижная игра «Мяч водящему» (ОД – метание, ловля) (известная)

Индивидуальная работа Перепрыгнуть через дорожку (скакалку).

Трудовая деятельность. Наведение порядка на участке

Цель: воспитывать трудолюбие.

Вечерняя прогулка Наблюдение за долготой дня

Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Загадка:

Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

Продолжить наблюдение за солнцем: оно светит все чаще, поднимается высоко. В марте дни стали длиннее и короче ночи. Дети приходят в детский сад, когда уже светло. Сравнить с концом зимы, когда ребенок просыпался и было еще темно, солнце стояло высоко. А теперь долгота дня увеличивается.

Дидактическая игра «О чем я сказала?»

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Рассказать детям, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.

Называть слова, а дети должны перечислить его значения:

Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…

(Нос, ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т.д.)

Трудовая деятельность

Сгребать снег к клумбам, «чтобы цветочки не замерзли».

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Трудовая деятельность: Приведение в порядок на территории участка.

Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.

Самостоятельная деятельность: создавать условия для игр и занятий на веранде, учитывая погодные условия.

Карточка №22 Наблюдение за ветром

Цели: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

- Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

- Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

- Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

- Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Подвижные игры

«Коршун и наседка»

«Ветер».

Цели: закреплять представления о связях в природе; учить внимательно слушать команды воспитателя.

Дети образуют круг.

Проговаривая слова, выполняют соответствующие движения:

Ветер дует нам в лицо,                                машем руками на себя

Закачалось деревцо.                                качаемся, подняв руки вверх

Ветер дует выше, выше                руки в стороны, машем, поднимая вверх

А листочки ниже, ниже        имитируем листочки руками и плавно приседаем

Индивидуальная работа. Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Трудовая деятельность

Сбор шишек и листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Вечерняя прогулка. Изучаем транспорт

Цель: формировать умение различать и называть виды общественного транспорта; формировать навыки соблюдения правил дорожного движения.

Прочитать детям стихотворение Валентина Берестова «Про машину»:

Вот девочка Марина, а вот ее машина.

- На, машина, чашку, ешь, машина, кашку.

Вот тебе кроватка, спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу, я тебя не завожу…

Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль.

Определить цвет, по возможности марку. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают.

С детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Поговорить о профессии водителя. Чем эта профессия отличается от других? Какова нужность водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?

Индивидуальная работа: Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности).

Дидактическая игра «Летает, плавает и ездит» (уметь различать наземный, воздушный, водный транспорт)

Самостоятельная игровая деятельность. "Выложи из камней"– выложить из камней машинку.

Подвижная игра «Светофор» 

Трудовая деятельность:

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник к 8 марта в детском саду. Подготовительная группа

Утренник к 8 марта в детском саду. Подготовительная группа...

Прогулки весной в мае в детском саду

Наблюдение за природой...

Сценарий праздника 8 марта в детском саду. Средняя группа Праздник 8 Марта в средней и старшей группах. Сценарий

1. Создание праздничной атмосферы для детей детского сада, родителей и педагогов.2. Формировать позитивное отношение к знаниям и школе....

Прогулка весной в марте в детском саду. Подготовительная группа

В конспекте представлен полный материал по проведению тематической прогулки с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Весна"...

Конспект осенней прогулки в детском саду. Подготовительная группа.

Конспект осенней прогулки. Подготовительная группа....

Праздника 8 Марта в детском саду. Подготовительная группа. Сценарий "Королевство Леденцово"

Праздника 8 Марта в детском саду. Подготовительная группа. Сценарий "Королевство Леденцово"Цели и задачи: познакомить детей с весенними изменениями в природе; создать праздничное настроение...

8 Марта в детском саду подготовительная группа 2022 «Ангелам любимым посвящаем»

Развивать навыки совместной коллективной деятельности. Продолжать развивать музыкальные навыки: петь и двигаться под музыку. Формировать навыки выразительного чтения стихов....