Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)

Шилова Евгения Михайловна
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_3.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

 Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и конечно же, учится общению.

 «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» (Д. Родари).  Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. Л. С. Выготский говорил: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.  Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду нам помогает театрализованная деятельность. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоения выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, утверждают понятия «добро» и «зло», осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. Малыши учатся устанавливать смысловые связи и отношения между действующими персонажами и понимать разные жизненные ситуации. Передавая эти отношения посредством связной речи, дети осмысливают содержание жизненных ситуаций. Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря детей и упражнение в правильном произнесении звуков, которые многие малыши еще плохо выговаривают. Кроме того, в игре дети учатся внимательно слушать ответы сверстников и смело, громко и четко произносить слова при всех. Они приучаются также приходить на помощь друг другу в случаях затруднений и соблюдать правила общения. Таким образом, театрализованные игры, обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая обогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя в театрализованных играх, ребенок вживается в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, театрализованная игра является самым любимым и наглядным видом творчества. Дети сами сочиняют сценарии, импровизируют роли, инсценируют понравившийся готовый литературный материал. Это словесное творчество детей планомерно развивает постановку логического ударения, ритм и темп речи. Дети словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть речь становится четкой и выразительной. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Воспитатели, родители, дети взаимодействуют друг с другом. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. Родители - активные участники в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Театральная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольника. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а театрализованная игра помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Театрализованная деятельность включает в себя: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-представления (спектакли). Театрализованная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Творческий характер театральных игр открывает для дошкольника каждый раз что-то новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможность стать сильным, смелым, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией. У дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, сюжета литературного произведения). Речь в этот период развития является не только средством общения, но и источником получения знаний. Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по сюжетным картинкам, по игрушке. Дети овладевают разнообразием языковых средств эмоциональной и развернутой связной речью, происходят изменения в содержании и форме детской речи. Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Постепенно отдельные высказывания, просьбы, вопросы или ответы сводятся к диалогической речи. Также со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять, пересказывать. Так развивается связная речь. Развитие такой речи, когда ребенок может раскрывать свои мысли в связанном тексте, имеет особое значение в дошкольный период. Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью. Таким образом с уверенностью можно сказать о том, что роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста велика и мы активно используем и далее будем использовать этот вид деятельности в работе с детьми нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь....

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Совершенствование диалогов, монологов и выразительности речи при помощи театрализованной игры....

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»...