"Ценность шахматных фигур"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Надежда Викторовна

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Мои первые шахматы" для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennost_figur_konspekt_po_shahmatam.docx124.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Ценность фигур»

Составила: воспитатель

Кузнецова Н.В.

г. Мегион

Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:

Образовательные:
обучать шахматным терминам;

Развивающие:
развивать внимание и логическое мышление;

Воспитательные:
воспитание чувства такта, уважение к своему партнёру.

Словарная работа: Пешка, конь, слон, ладья, ферзь.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности: Игровая; коммуникативная; восприятие художественное культуры.

Методические приемы:

Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровой упражнение.

Наглядные: ИКТ,  демонстрационный материал, рефлексия.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, решение проблемных ситуаций, беседа, рефлексия.

Практические: продуктивная деятельность.


Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска,  значки-смайлики.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин,  вы наверное часто бывали в магазинах. А какие бывают магазины?
(ответы детей)
А мы с вами отправимся в не простой, обыкновенный: продуктовый или хозяйственный магазин, мы отправимся в шахматный магазин, в этом  магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить надо знать их ценность. Давайте послушаем наших друзей динозавриков, они нам расскажут о ценности фигур. (Дети слушают фрагмент игры «Динозавры учат шахматам» и выполняют практическое задание)
Итак друзья, вы узнали о ценности фигур в нашем магазине и за единицу измерения мы будем считать один «смайлик».


Пешка стоит один смайлик.
Конь и слон три смайлика.
Ладья пять смайликов.
Ферзь девять смайликов.


Чтобы заработать «смайлики», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить  мои задания, за каждый правильный ответ , вы получаете смайлик.


1. Задание. Шахматные загадки. За каждый правильный ответ, вы получаете «смайлик».

Шахматные загадки
1.     Один раз  погибает, а два раза  родится.  (Пешка)

2.     Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
           (Слон)

3.     Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
                                          (Конь)
5.  Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как  зовут,   не скажу.
                     (Ладья)
4.     Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
                                           (Король)
5.     Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и   вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
                                     (Ферзь)
6.     Не люди, не звери, не часы, а ходят?
                                      (шахматные фигуры)
7.     Какой король не умеет говорить?
                                     (шахматный)
8.     На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)


2. Задание. Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ, вы получите один смайлик.)
1.     Как ходит пешка?  (только вперед)
2.     Как бьёт пешка?  (наискосок)
3.     Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4.     Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5.     Где стоят ладьи на доске до начала игры?  (по краям)
6.     Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)
7.     Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  (белопольные  и чернопольные)
8.     Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9.     Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11.     Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём 



3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)


Закрепление:  А сейчас мы поиграем в игру «Огонь»,  при помощи этой игры мы сможем понять почему одни фигуры дороже других.
(Нужно посчитать с центрального поля, сколько полей обстреливает фигура и прийти к выводу, где лёгкие фигуры, где тяжёлые. Дети выходят к магнитной доске и считают, сколько клеток обстреливает, та или иная фигура.)
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы будите знать ценность, каждой фигуры. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие по «Шахматному магазину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Ценность шахматных фигур"

Познакомить с ценностью шахматных фигурзакрепить знания о игровых возможностях шахматных фигур....

Дидактическая игра "Ценность шахматных фигур"

Дидактическая игра "Ценность шахматных фигур"  разработана для детей страшего дошкольгого возраста....

Конспект НОД "Ценность шахматных фигур"

НОД по центрам активности...

«Кто сколько стоит. Ценность шахматных фигур».

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта. Деньги должны быть лёгкими и удобными, и ты легко...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию "Ценность шахматных фигур"

Технологическая карта ООД по познавательному развитию "Ценность шахматных фигур"...

Доклад "Кто сколько стоит? Ценность шахматных фигур"

Выступление для педагогов методического объединения...