«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
консультация (средняя группа)

Рыжкова Татьяна Вячеславовна

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Влияние русского народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет»

   Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

   Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

   Устное народное творчество даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребёнка, закрепляет словарь, воспитывает правильное звукопроизношение, влияет на фантазию, воображение, духовно развивает, учит определённым нравственным нормам.

   Сказки являются важнейшим воспитательным средством. Дети и сказки неразделимы. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

   Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

   Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи.

   Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Потешки отражают сущность раннего детства, они развлекают и развивают детей. Это замечательный материал для развития речевого слуха: умение слышать, различать на слух, дифференцировать звуки.

   Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание. Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.    

   Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

   Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей дошкольного образования

ВВедение 1.     Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для развития речи ребенка. 2.     Особенности развития связной речи дете...

Консультация для родителей "Влияние русского фольклора на развитие речи детей".

Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором и чем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои ...

Влияние русского фольклора на развитие речи детей

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формиро...

Консультация для родителей «Влияние русского фольклора на развитие речи детей».

Консультация для родителей «Влияние русского фольклора на развитие речи детей»....

"Влияние русского фольклора на развитие речи детей"

Статья, посвященная опыту работы с детьми 4-5 лет по теме "Влияние русского фольклора на развитие речи детей"...