Виды лепки в детском саду.
статья

Потапова Татьяна Александровна

Теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_lepki.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Виды лепки.

Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе

                Лепка - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

                Современные исследования и практика работы учреждений дошкольного образования говорят о том, что в результате обучения дети могут быть подведены к созданию выразительного образа, т.к. во время лепки они используют многие изображения и технические средства, которыми пользуется скульптуры (передают объём, движение, детали), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний, умений детей.

Значение лепки для воспитания детей

  1. Развивает этические чувства, чувство удовлетворения (дети познают красоту предметов, созданных в процессе лепки; радуются возможностям отразить окружающий мир в своих в изображениях).
  2. Дети усваивают художественный опыт, накопленным человеком в процессе ознакомления со скульптурой малых форм и изделиями народного творчества.
  3. Совместная работа над созданием изображения, сувениров для близких людей, также развитие у детей художественного вкуса, эстетического чувства.
  4. Занятия лепкой формируют эстетическое отношение к результатам художественной деятельности.

Кроме перечисленного позитивного влияния занятий лепкой на эстетическое развитие детей, необходимо отметить следующие моменты:

  • лепка развивает у детей наблюдательность;
  • развивает у детей чувство осязания;
  • укрепляет зрительную память;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает воображение и творческие способности.

Виды лепки (по содержанию детских работ)

Предметная лепка – это изображение отдельного предмета (фигурок животных, птиц, людей). Обязанностью воспитателя является – научить ребенка воссоздавать из пластилина форму предмета, и яркие характерные для него признаки.        

Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Для сюжетной лепки характерен большой объем работы. Так как в сюжете нужно воссоздать каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, затем дополнить лепку некоторыми деталями. Сюжетом для лепки могут быть – эпизоды окружающей действительности, эпизоды из сказок. Выразительность композиции добавляет умение детей объединять фигуры в одну композицию.

Обязанность воспитателя при обучении сюжетной лепке – обучить детей изготавливать плотную объемную подставку и красиво распределять предметы на ней.

Декоративная лепка, в которой дети знакомятся с декоративно – прикладным творчеством. Предметы декоративно прикладного искусства всегда радуют детей своей яркостью, красочностью, влияют на формирование эстетического вкуса.

К декоративной лепке относится: изготовление бус для кукол, изготовление декоративной посуды (солонки, подставки для яиц, вазы, подносы), предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.).

Декоративная лепка способствует обучению детей обдумыванию темы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает подбирать роспись предмету.

В процессе работы над декоративной пластикой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

К нетрадиционным техникам лепки относится – пластилинография (рисование пластилином). Рисование пластилином позволяет сделать работу объемной, рельефной, выразительной и живой. Начинают этот вид деятельности с нанесения на картон эскиза, затем продумывают цветовую гамму, только после этого начинают выполнять работу. Пластилин нужно разогреть, чтобы он легко размазывался по поверхности картона. В данной технике используются приемы «придавливания», «примазывания», «разглаживания». Для начала наносится фон, затем накладывается основное изображение. В работе над картиной нужно учитывать правила нанесения и смешивания цветов. После завершения работы над картиной можно покрытье лаком.

Следующей техникой является процарапывание. Для выполнения этой техники нужен картон, пластилин, стеки с острым концом. Сначала берутся яркие цвета и размазываются по поверхности картона. Затем стекой процарапывается изображение.

Отпечатки с поверхности. С помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета. Для этого нужно подготовить основу из пластилина и любым рельефным предметом наносить отпечатки, формируя какой-либо узор.

Работа с шаблоном. Для этого необходим лист картона, на который предварительно нанесен рисунок, разбитый на ячейки разных цветов. После чего ребенок заполняет каждую ячейку пластилином соответствующего цвета. В итоге должно получиться задуманное изображение.

Контур. Для выполнения этой техники необходимо предварительно нанести на лист картона несложный рисунок. Из кусочка пластилина нужного цвета раскатать тонкий жгутик. Затем выложить его по контуру рисунка. Фон и недостающие элементы дорисовать акварельными красками.

Мозаика. На лист картона предварительно наносим рисунок. Затем раскатываем из пластилина толстые жгуты разного цвета. Далее нарезаем жгуты на мелкие кусочки, напоминающие плоские камешки. Ими и выкладываем рисунок.        

Барельеф – лепка фигуры, выступающей над поверхностью основания менее чем наполовину. Для его изготовления на лист картона наносят предварительный рисунок. Затем берем кусок пластилина нужного цвета, разминаем его в руках и наносим на рисунок так, чтобы пластилин дал необходимый объем. По мере необходимости пластилин покрывают гуашью, а затем покрывают лаком.

По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.

Различают следующие виды рельефа:

- барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;

- горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

- контррельеф - углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (выбирание глины)

Виды лепки (по способу изображения)

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:

-с натуры;

-по памяти;

-по представлению;

-по замыслу;

-по словесному описанию;

-по схеме;

-по рисунку.

Каждый вид имеет свои учебные и творческие задачи.

        Лепка с натуры – детей необходимо учить видеть предмет, выделять его основную форму, строение, пропорции и изображать это в лепки.

Требования к натуре:

  • Ярко выраженная форма, строение и пропорции;
  • Окраска должна быть спокойной и ровной (яркая пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции).

После рассмотрения натуры и анализа строения можно приступить к лепке.    

Новые требования по сравнению с рисунком:    

  1. Лепка требует изображения со всех сторон. Возможно, поворачивать натуру во время лепки.
  2. На рабочее место свет падает лишь с левой стороны или сверху – чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.
  3. Лепку с натуры необходимо чередовать с лепкой по памяти. Дети должны запомнить основную форму предмета, его характерные свойства и отразить это в лепке. Для развития зрительной памяти сначала можно предложить детям полепить по памяти те предметы, которые они лепят с натуры, а затем переходить к изображению других.
  4. Лепка по замыслу – перед детьми стоит задача самостоятельно, опираясь на свои впечатления, выбрать тему (пусть несложную), продумать её структуру зрительной выразительности образов, композиции, а также определённую последовательность и приёмы выполнения.

Процесс лепки происходит на основе зрительного восприятия и активного осязания формы, величины предмета, поэтому дети достигают в лепки успехи гораздо быстрее, чем в рисовании, а качество их работ выше соответствующих изображений в рисунке.

Сенсорные основы лепки

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Процесс лепкой требует тонкого анализа и синтеза объёмных свойств предмета (объём, форма, плотность, фактура). Самостоятельно ребенок овладеть  этим не может. Ему должны помочь взрослые. Они должны научить его обобщённой системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Активное обследование предметов перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно выделить четыре этапа:

  1. этап – организация восприятия предметов в целом. Она включает последовательность и непрерывность движения пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям. Левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять неподвижно.
  2. этап – обследование предмета сочетание с анализом. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина и т.д.).
  3. этап – выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
  4. этап – повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединение данных, полученные чувственным путём, в целостный образ.  

Обследование направлено и на анализ «ощупывание» структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала принимается надавливание на поверхность предмета.

Таким образам, детям предлагается система обобщённых действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

Предложенная система обследование предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или  специальных упражнений. При этом обучение обследования следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Большое значение отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами – формой, величиной и т.д. (младшая группа – шар, куб; средняя группа – конус, овал, цилиндр).  

Дидактические игры

  • «Чудесный мешочек», «Угадай, что это» (фрукты и овощи круглой формы: лимон, яблоко, картофель, огурец);
  • «Отбери предметы по группам» (мягкие - твердые; тяжелые – легкие);
  • «Путешествие по игровой комнате».

Таким образом, организация сенсорного обследования предмета позволяет опустить показ процесса создания изображения, который раньше был связующем звеном между восприятием предмета и его  лепкой.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

-индивидуальной;

-коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками;

-комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Особенности работы с разным пластическим материалом.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, поэтому воспитатель с особой ответственность должен подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёму обучения.

Обычно в учреждении дошкольного образования используют глину и пластилин.

      Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.

       Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком  и просеять в ведро на 1/ 3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

       Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.

         Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.

Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

        Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.

       Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.      

Мукосоль, или соленое тесто.

Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)

Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

       Бумажная масса  для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

       Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.

        Оборудование для лепки:

Для успешного обучения детей лепки хорошо иметь по размеру доски.

Каркасы - палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

Основа - картон, дерево, стекло, диски и др.

        В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными и пластмассовыми. Самая простая форма стеки-палочки, заостренная с одной стороны и закругленная с другой; стека-лопаточка; стека- петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т.д. Используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут быть использованы крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т.д.

        Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, стекай, снимается лишняя глина и формы, делаются надрезы.

        Поверхность вылепленного изделия, сделанного по мотивам народных игрушек, обрабатывается влажной тряпочкой, (входит в оборудование занятия).      

        

         В старших и подготовительных к школе группах вместо досок могут использоваться поворотные станки с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон. Для демонстрации модели со всех сторон в старших и подготовительных группах к школе хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском.

   Вспомогательный материал - бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы, а также ножницы.

        Способы и приемы лепки в   возрастных группах.

        Для успешной работы с детьми дошкольного возраста воспитателю нужно ознакомить их с разными способами лепки.

        На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием глины в разных направлениях. Так, для получения шарообразной формы можно раскатывать глину ладонями кругообразными движениями, для получения цилиндрической – прямыми движениями, для  доскообразной формы нужно округлую форму между ладонями.

Для изображения, форм с более сложным строением, а также для проработки деталей включаются в работу пальцы, это поможет изобразить форму более точно.

Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животных и т.д.), необходимо овладеть следующими способами лепки:

   1) Конструктивный. При таком способе лепки фигурка лепится из отдельных частей, будто из деталей конструктора. Сначала задумывается образ, который состоит из разных деталей, а потом он лепится. Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.).  Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

       Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.

2) Скульптурный (лепка из одного куска - все части вытягиваются из одной массы глины). Требует более точных движений, хорошего глазомера и более отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.

      Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.

3) Комбинированный (объединяет лепку из отдельных частей и из целого куска, позволяет разнообразить технически пластические образы.). Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).

4) Модульная лепка, которая напоминает составление мозаики или же конструирование из отдельных деталей. Так создается образ из модулей.

5) Лепка на форме. Основой для лепки могут служить баночки, пластиковые бутылки и формы. При таком приеме лепке материал раскатывается или оборачивается поверх предмета и разглаживается шов. Такой способ лепки характерен при создании ваз, горшков, кашпо.

        

Технические приемы лепки:

(бывают ладонные и пальцевые)    

Обучение с младшего возраста:

Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.

Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Скатывание.  Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание.  Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Обучение со среднего возраста:

Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.

Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.

Скручивание. Придание формы спираль.

Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.

Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды, способы и техники лепки в детском саду» (Способы и техники лепки животных)

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пласт...

Презентация " Лепка в Детском саду.Виды лепки""

В презентации кратко описывается, что же такое лепка, из каких материалов можно лепить и при помощи какого оборудования. Также поднобно рассматриваем виды лепки :1. Лепка отдельных предметов2.Сюжетная...

Методика работы по лепке в детском саду. Виды лепки, материалы для лепки.

Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен любому молодому специалисту в дошкольном образовательном учреждении. Изучив этот материал, начинающий воспитатель будет знать основы работы по...

Презентация "Виды, способы и техники лепки в детском саду"

Презентация "Виды, способы и техники лепки в детском саду"...