Консультация для родителей на тему сенсорное воспитание «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»
консультация (младшая группа)

Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна

Родительское собрание на тему сенсорное воспитани   «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДЕТСКИЙ САД № 373

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКВОРУШКА»

Родительское собрание на тему сенсорное воспитание 

        «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»        

Группа № «Солнышко»

Для детей от 2 до 3 лет

Выполнил воспитатель

 Младшей группы

Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна.

г. Новосибирск, 2023г.

 

Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  ДОУ.

Задачи:

1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.

2. Показать в какие игры родители и дети могут играть дома для закрепления полученных знаний.

Ход мероприятия

Игра «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.)

 Игра «Клубок» (Вопрос: какой он?)

- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т.е. свои ощущения об этом предмете.

Роль сенсорного развития детей раннего возраста

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Чему и как научить ребёнка?

Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать  его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.  Ребенок  должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорных эталонов: цвет, форма, слух, вкус, запах.)

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.

І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.

ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений  руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы  мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).                                                      

IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.

V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).

Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.

Подведём итог: какое же значение сенсорное воспитание для малыша. Родителям за ранние предлагалось написать, что такое сенсорное развитие.  (Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»:

1. интеллектуальное развитие,

2. готовит к реальной жизни,

3. развивает наблюдательность,

4. развивает внимание,

5. позитивно влияет на эстетическое чувство,

6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

7. усвоение сенсорных эталонов,

8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)

2. Презентация «Учимся играя»

Где-то на свете есть садик такой.

Бегают дети весёлой гурьбой. 

А милые куклы на стульях сидят, 

Лишь Покемоны в руках у ребят. 

Кены и Барби на вилах и в саунах 

И телепузики с лицами даунов. 

Что будет на этой планете, 

Если играть не научатся дети: 

В добрую маму, трудягу-отца, 

В доктора, плотника или певца? 

Ведь от того, во что дети играют, 

Всё же зависит, кем они вырастают. 

Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть. 

Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т.д.)

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

На стол перед родителями выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, далее родители делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют,  как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

4. Обмен мнениями по проблеме.

1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?

2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

5. Рефлексия мероприятия.

Педагоги и родители, говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.