консультация для коллег по сочинению сказок дошкольниками
консультация

Методы и приемы по сочинению сказок дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-tsiya_po_sochineniyu_skazok.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Г.о. Краснознаменск

МБДОУ  №6

        КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

«МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ВОЗРАСТА

СОЧИНЕНИЮ  СКАЗОЧНЫХ  ИСТОРИЙ».

Подготовила  воспитатель высшей  категории

Тарасенко Марина Алексеевна.

     Умение придумывать сказки приобретается детьми в процессе обучения, при этом целесообразно  использовать  подготовительные игры.

«Что общего?» Взрослый с детьми  сравнивают сюжеты (Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»)

«Кто на свете злее всех?» В ходе игры выявляются злые коварные сказочные персонажи, описываются их внешний вид, характер, образ жизни, жилище. Затем с детьми обсуждают, может ли существовать сказка без таких персонажей. Какие герои сказки считают их злыми, а какие добрыми и почему. (Для кощея Бессмертного Баба Яга  - добрая женщина и верный друг)

«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа отдельных предметов, помогающих героям сказки одолеть врага или решить проблемную ситуацию ,дети придумывают предметы-помощники. (Котелок можно использовать как сумку, головной убор, гнездо для птиц или зеркало).

«Где чей дом?» дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов – моделей.

     На фланелеграфе выставляются картинки со схематическим изображением домов разных по величине и высоте. Взрослый просит подумать и назвать персонажей – реально существующих или фантастических, которые могли бы жить в каждом из домов. Затем предлагает нарисовать какой-либо персонаж и рассказать, чем будет в доме заниматься, кто придет к нему в гости и т.д.

     Работа по моделированию сказок интересна и разнообразна. Например, на фланелеграфе выставляется три рамки, в которых размещаются схематические изображения: в первой – домик, во второй – два стоящих человечка, в третьей – два бегущих человечка и три дерева. Между рамками выложены стрелки, обозначающие последовательность событий. Детям дается задание придумать историю, опираясь на модель.

    Если они затрудняются, взрослый предлагает свой вариант.

     После того как три-четыре ребенка расскажут свои сказки, изображения в рамках меняют местами, например, в первой рамке размещают схематичные изображения трех деревьев и двух бегущих человечков, во второй – дом, в третьей – двух стоящих человечков. Взрослый объясняет: «Теперь на фланелеграфе записана другая сказка и ее надо рассказать по-другому»

     Следующим шагом в творческом развитии дошкольника  - Сочинение сказки по аналогии. Можно взять за основу знакомый ребенку сказочный сюжет с положительной нравственной позицией («Лиса и Заяц», например). Затем предложить детям придумать аналогичные сказки на другие темы – о честности, скромности, чуткости ит.д.

      Малые фольклорные формы являются благодатной почвой при обучении сочинению. На основе пословиц, считалок, загадок, потешек, дразнилок и др. часто используют Прием придумывания продолжения сказочной истории  

     Меткая, краткая, но емкая  по содержанию пословица является прекрасным вспомогательным материалом для сочинения. Взрослый знакомит детей с пословицей: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Затем предлагает начало сказки: «Однажды мальчик увидел двух зайчиков. Они были маленькие…» 

     Считалка лаконична, рифма ее, как правило, легка. И главное – сюжет близок и понятен дошкольникам. Дети разучивают считалку, обыгрывая ее несколько раз в подвижных играх.

Чижик в клетке сидел, чижик громко песню пел:

Гу-гу-гу, чу-чу-чу, я на волю полечу.

Затем, взрослый предлагает начало сказки: «Однажды бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…»

     Взрослый загадывает загадку, обращает внимание детей на языковые средства , в случае затруднения помогает ее отгадать.

     Чем вата ниже, тем дождик ближе.                (Облака)

Затем предлагает начало сказки: Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…».

     Потешка. Взрослый выразительно читает потешку:

     Что ж, ты, еж, такой колючий? – Это я на всякий случай.

    Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки, и медведи!

Затем предлагает начало сказки: «В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Раз оглянулся он и…»

     Следующий  прием «Сказочная путаница».  Ребенка просят распутать клубок из сказок.  «Жили-были дед да баба, у них была репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка кто в теремке живет?» - спросила репка. «Выгляни в окошко, дам тебе корытце» - ответила избушка. После того как ребенок справится с задачей ему предлагают придумать продолжение-путаницу.

     После этого будет уместно перейти к работе по составлению небылиц. Небылицам отводится особое место в детском творчестве. К.Чуковский отмечал, что эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава. Дети любят не только слушать, но и играть в небылицы, а также сочинять их.

     В начале работы по составлению небылиц детей спрашивают, что такое небылицы, и предлагают найти их в знакомых сказках. Например, Красная Шапочка вышла живой из брюха волка; гуси-лебеди унесли Иванушку на крыльях; золотая рыбка творит чудеса.  Затем, читают отрывки из произведений, в которых содержатся две-три небылицы: «Путаница» и «Радость» К.Чуковского, «Шутка» З.Александровой.

 После этого проводят различные игры: «Кто больше заметит небылиц». Взрослый читает литературное произведение, а дети называют небылицы. За каждый правильный ответ они получают фишку. Кто набрал большее кол-во фишек, тот и выиграл.

«Ошибки». Первый вариант: дети придумывают необычные выражения, например «надеть ботинки на руки». «есть суп вилкой». Второй вариант: дети придумывают смешные названия, например «сеньора Поварешка», «город  кастрюлька», а затем связывают их в одну небылицу. Например, «Сеньора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».

«Так бывает или нет». Детям перечисляют в чередовании реальные и нереальные ситуации, а они решают, бывает так или нет. (Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится суп. Чашка жарится на сковородке. Лодка по небу плывет. Кораблик плывет по волнам. И т.д.)

«Снежный ком». Водящий называет наугад два предмета. Например, сейф и апельсин. Один из игроков придумывает ситуацию, связанную с этими предметами: из открытого сейфа выкатился апельсин. Второй игрок называет еще один предмет, например, яйцо, а третий игрок связывает это слово со словом «апельсин»: под кожурой апельсина оказалось яйцо. Игра проводится до тех пор пока все дети не придумают по одному предложению.

«Любопытный». Все игроки становятся в круг. Водящий – «любопытный» называет букву, с которой должны начинаться ответы, и задает вопросы одному из игроков: «Кто?», «Что делал?», «Куда?». «Когда?», «Зачем?». Например, названа буква «Ш» . Игрок составляет предложение: «Шапка шла шумным днем кушать шашлык». Другой вариант игры – дети поочередно называют по одному слову, начинающемуся с выбранной буквы, чтобы получилось предложение. После игр дети сами придумывают свои небылицы.

     Существует множество методов и приемов обучения сочинению сказочных историй. Каждый из нас (работающих педагогов) вправе использовать свои наработки  или видоизменить имеющиеся. Но проводя занятия по составлению сказок, важно помнить, что однообразие информации и способов работы с ней вызывает у детей скуку. Поэтому необходимо менять задания и темы занятий.

     Уважаемые родители предлагаем Вашему вниманию семь разделов, которые охватывают все стороны развития и обучения вашего ребенка:  внимание, мышление, развитие речи, математика, мелкая моторика, окружающий мир, память. По критериям этих разделов вы легко определите, отстает ли он от своих сверстников или опережает их.

ВНИМАНИЕ         ПАМЯТЬ

                                 МЫШЛЕНИЕ

   МАТЕМАТИКА

РАЗВИТИЕ   РЕЧИ

МЕЛКАЯ  МОТОРИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ   МИР

                             

МБДОУ №6  детский сад «Светлячок»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  №3.

Тема: «В  ГОСТЯХ  У  СКАЗКИ».

Подготовила и провела

воспитатель высшей категории

Тарасенко Марина Алексеевна.

Краснознаменск 2016

Цели:  - учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов;  учить понимать содержание поговорок; придумывать новые эпизоды.

               - развивать эмоции детей.

               - прививать интерес к русской культуре; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса.

Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал

Вступительная часть.

Загадка о лисе:

   Сама рыжевата,                                                                                                 Мордочка плутовата,                                                                                   Ей не надо пирожка,                                                                                              Ей бы скушать петушка.   (лиса)

Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена  мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети ее рассматривают, гладят, описывают.

Ребята, скажите, пожалуйста:   - Какие вы знаете сказки о лисе?

- Где встречается лиса?

(«Колобок», «Теремок», «Лиса и медведь», «Заюшкина избушка», «Морозко»)

- Сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется «Жихарка».

Рассказывание сказки.

Проводится физкультминутка.

Хитрая лисичка вышла погулять,  захотелось ей кого-нибудь поймать.   – Дети ходят по кругу, выполняют упражнение «Лисичка». Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в замок.

Или птичку, или рыбку, или зайку, или мышку. – Выполняют упражнение «Птичка» - разводят руки в сторону, двигая скрещенными руками по кругу. «Рыбка» - движение рук от себя.  «Зайчик» - прыжки, с поставленными у груди руками. Затем «Мышка» - хождение вприсядку.

Но птички улетают, рыбки уплывают, зайки убегают, мышки прячутся в нору. – хлопают в ладоши за спиной.

Беседа о сказке.

Вопросы по содержанию:

- Ребята, скажите, вам понравилась сказка?

- А какое место или отрывок вам понравился больше всего? Расскажите.

- Расскажите ребята, каким вы представляете себе Жихарку?

- Можно ли о нем сказать что он удалец? Почему? (объяснение детей)

- Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, Кот да Петух плакали?

- Как вы думаете, они грустили, переживали?

- Вспомните, как про это сказано в сказке?

Творческое задание:

- Ребята, представьте себе, что могло бы случится, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?

- Как бы могла закончится его встреча с лисой?

- Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка?

- Как вы думаете, Жихарка веселый человек?

     Дети, давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке. Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.

Вывод: В старину говорили вот так (поговорка): Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось. (Объяснение, если нужно)

     В конце занятия предложить детям сыграть в подвижную игру «Лиса в курятнике»

Игра «Лиса в курятнике». На одной стороне пространства определяется площадка – курятник. В курятнике на насесте (скамейке) сидят куры. На противоположной стороне находится нора лисы. Все остальное место – двор.

     Один из играющих назначаются «лисой», остальные – «куры». По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с насеста и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «лиса» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

     Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно повторить.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое сочинение сказок дошкольниками. Сказки про олимпийские игры у животных и птиц.

Сказка о том, как зимующие птицы в лесу к олимпийским играм готовились.  Жили-были в лесу зимующие птицы: клест, сова, синица и дятел. Однажды слетелись они и сели на высокую ель. Заговорила...

Творческое сочинение сказок дошкольниками. Сказки про олимпийские игры у животных и птиц.

Сказка о том, как зимующие птицы в лесу к олимпийским играм готовились.  Жили-были в лесу зимующие птицы: клест, сова, синица и дятел. Однажды слетелись они и сели на высокую ель. Заговорила...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

«Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок»

Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок....

«Сочинение сказок – истоки качества связной речи дошкольников. Волшебная страна Выдумляндия»

Работа содержит несколько авторских способов сочинения сказок....

Обучение старших дошкольников сочинению сказок.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.Без этого он засушенный цветок.В.А. СухомлинскийЦель : формирование у дошкольников навыков самостоятел...

Консультация для родителей: «Значение сочинения сказок в развитии речи детей»

В настоящее время существует проблема: у детей, поступающих в детский сад, недостаточно развиты навыки речевой деятельности. Вызывает тревогу и тот факт, что большинство детей среднего и старшего...