Малые формы фольклора – основа развития речи первых лет жизни малышей
консультация (младшая группа)

Валова Анна Валентиновна

Консультация будет полезна для воспитателей перым младших и вторых младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Малые формы фольклора – основа развития речи первых лет жизни малышей»

Малые формы фольклора - это первые  художественные произведения, которые слышит ребёнок. Поэтому в общении  с детьми важно использовать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Например, во время расставания с родителями воспитатель может  переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: 

                                    Киска, киска, киска, брысь!        
                                   На дорожку не садись.        
                                   Наша деточка пойдет.        
                                   Через киску упадет!

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

 У сороки боли

 У вороны боли

 А у Ирочки заживи.

                                  - Кто у нас хороший,

                                  - Наша доченька в дому,

                                  - Кто у нас пригожий? –

                                    Что оладышек в меду,

                                  - Ванечка - хороший,

                                  - Красно яблочко в саду.

                                  - Ванечка - пригожий!

                                  - Хлопну я в ладоши,

                                    буду я хороший,

                                  - Хлопнем мы в ладоши,

                                    будем мы хорошие!

         *     *       *

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

                                    Зайка серый умывается.        
                                   Зайка в гости собирается.        
                                   Вымыл носик, вымыл хвостик

Вымыл уши, вытер суше.        

         *     *     *

 При причёсывании:

 Расти, коса, до пояса

 Не вырони ни волоса

 Расти косонька до пят,

 Все волосики в ряд…

         *      *      *

 Во время приёма пищи:

 Умница Катенька

 Ешь кашку сладеньку,

 Вкусную, пушистую,

 Сладкую, душистую.

Это произведения, авторство которых принадлежит взрослым, которые, передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия.

        Произведения  детского фольклора  передаются устно на протяжении многих столетий в разных интерпретациях.

        Одной из наиболее древних форм поэтического творчества, перешедших от взрослых к детям, является обращение к силам природы: солнцу, дождю, ветру. Это поэзия словесной игры. Во время дождя дети распевают:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи

Когда дождь надоедает, дети просят радугу перебить дождь или обращаются к солнцу:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко.

В фольклоре детей отражаются их конкретные интересы к какому-либо предмету или явлению. Например, рассматривая улитку, ребенок приговаривает:

Улитка, улитка,

Покажи рога,

Дам кусок пирога.

        В перерывах между подвижными играми дети могут забавляться разными словесными упражнениями, в том числе молчанками – коротенькими стихотворениями, задача которых заставить ребенка промолчать:

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек.

Кошку драну, мышь погану,

Кто промолвит, тот и съест.

        Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре и представляющий собой своеобразную прелюдию к игре, ее необходимый атрибут – считалки. Благодаря им устраняются конфликты в детской среде по поводу игры:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты – на базар.

        В младшем возрасте считалки понятны по содержанию, просты по композиции, ритмичны, приближены к скандированию и связаны с ведущим видом деятельности детей – игрой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.

Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Степень влияния малых форм фольклора на развитие речи детей в дошкольном возрасте...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей

Консультация о положительном влиянии малых форм фольклора на развитие речи малышей...

Лэпбук на основе малых форм фольклора в развитии речи дошкольников с ОВЗ

Основной целью работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку наибольшее понимание его речи окружающим. Рабо...

Консультация. Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей.

Произведения устного народного творчества раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать героям художественных произведений, ребенок начинает замечать настроение близких и ок...