Методическая разработка «Учим одеваться самостоятельно»
методическая разработка (младшая группа)

Павленко Елена Александровна

Одеть малыша на прогулку – чего, казалось бы, проще?

Просто с одним, двумя, тремя… Но когда требуется одеть группу из 15 малышей, продуманный порядок действий значительно облегчает задачу воспитателя.

И нет ничего сверхвозможного для ребёнка 2.5 – 3 лет в том, чтобы одеться самому, под чутким руководством воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_odevatsya_samostoyatelno.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Учим одеваться самостоятельно»

Воспитатель МАДОУ детский сад № 104 города Калининград.

Одеть малыша на прогулку – чего, казалось бы, проще?

Просто с одним, двумя, тремя… Но когда требуется одеть группу из 15 малышей, продуманный порядок действий значительно облегчает задачу воспитателя.

И нет ничего сверхвозможного для ребёнка 2.5 – 3 лет в том, чтобы одеться самому, под чутким руководством воспитателя.

Первое, что надлежит реализовать для успешного освоения навыков одевания, это подготовка одежды и обуви. На одежде и обуви не должно быть пуговиц, крючочков и шнуровки – всех тех элементов, которые требуют мелкой моторики, что не в полной мере освоили малыши.

Итак: идеальная одежда это –

свободные, не обтягивающие колготки, штанишки, трико, шортики – всё на резинке, без пуговичек, завязочек и прочего…;

маечка, кофточка, поло, свитерок, джемпер, худи – без капюшона, то что натягивается через голову, без застёжек и завязок;

сандалики, кроссовочки, ботиночки – исключительно на липучках или эластичные, без застёжек;

курточка, комбинезон – на липучках, кнопках, застёжке – молнии.

Как тут не вспомнить пример идеального костюма: «Этот комбинезон застёгивался сверху на одну кнопку, которая была на затылке. Стоило отстегнуть эту кнопку, и весь костюм каким-то непостижимым образом сваливался с плеч и молниеносно падал к ногам.» (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей).

Второе – это отработка навыков расстёгивать – застёгивать все наши липучки, застёжки.

Очень полезно иметь для этого бизиборд, на котором смонтированы отдельные элементы таких застёжек, или целые фрагменты одежды и обувки с застёжками. Эдакий тренажёр. Здесь важен именно игровой момент, когда ребёнок с увлечением обретает навыки работы с такими застёжками.

Начинаем с процесса одевания, как самого сложного.

Приучение к самостоятельному одеванию требует времени, здесь приходится жертвовать, отщипнуть кусочек времени для прогулки. И не торопясь, соблюдая порядок, начинаем отработку движений.

Маленькому ребёнку трудно собрать колготок, для того чтобы надеть его на ножку, он стремится продеть ногу в колготок как в штанину.

Тут важно с самого начала показать, как собирается колготок, заучить, где перед – где зад. После освоения надевания колготок с носками ребёнок будет управляться проще.

Не меньшего труда может потребоваться и надевание майки или кофточки.

Дети часто не ориентируются, где перед, а где зад, путают и лицевую сторону с изнанкой. Здесь помогают отличительные знаки, бирочки, наклейки, нашивки, рисунки…

Как только мы покончили с колготками и майкой, переходим к штанишкам и тёплому верху. И если с верхней частью дети более менее справляются, то штанишки зачастую требуют усилий и терпения. Несмотря на гибкость детского тела, ребёнку нелегко бывает согнуть ножку в коленке и поджать её к животу, держа при этом ручками штанишки. Движение настолько не свойственно, что ребёнок теряется и расстраивается. Здесь приходится проявлять элементы физкультуры, движения можно отрабатывать даже в группе на разминке.

Разминка «одеваем штанишки». Авторская разработка.

Исходное положение – ребенок сидит на стульчике или на скамейке, ножки вместе, ручки на коленках.

Затем, по команде на счёт «раз» он вытягивает ручки перед собой, ладошкой вниз;

на счёт «два» он подтягивает правую ножку, согнутую в коленке к груди или близко к ней;

на счёт «три» старается коснуться носочком ноги до ладошки вытянутой руки;

на счёт «четыре» возвращается в исходное положение.

Аналогичным образом упражнение повторяется для левой ноги.

Упражнение повторяется 5 – 10 раз для каждой ноги по очереди.

Теперь, когда мы разобрались с одеждой, приступаем к обуванию. Коварный враг всех маленьких детей – язычок у ботинка, который норовит убежать и мешает вдеть ножку. Здесь помогает маленькая хитрость: ботиночек держим ручками не по бокам, а за язычок и за задник. Обувшись, ребёнок сам должен приучиться застегнуть липучку или молнию. Разумеется, на первых порах это будет сложно, но главное – чтобы он выполнил эту манипуляцию сам. Потом воспитатель перестегнёт, при необходимости. Но сначала ребёнок сделает это сам.

Заключительный этап – одевание куртки. Здесь всё внимание детей обращаем на вывернутые рукава и застёжку-молнию. Работу с застёжкой-молнией тоже хорошо оттачивать на бизиборде.

Часть вторая – раздевание. С раздеванием тоже не всё так просто как может показаться на первый взгляд. Основной акцент необходимо сделать на опрятность, привычку развешивать, складывать одежду и обувь, выворачивать рукава кофточек и курток, колготок и штанишек. Наличие петелек на куртках сильно облегчает процесс, и требует теперь уже от родителей постоянного контроля за этими петельками.

И в целом, воспитатель только наблюдает за процессом одевания и раздевания детей, временами лишь помогая, направляя, подсказывая… но никак не вдевая самостоятельно детскую ножку в штанину или ботиночек…

Подобная методика была впервые опробована мною на воспитанниках первой младшей группы со средним возрастом 2.5 года. Результаты превзошли все ожидания: через месяц после начала эксперимента из 25 воспитанников 21 ребёнок одевался самостоятельно, лишь иногда приходилось направлять их, подсказывая вывернуть рукавчик или кофточку, переобуть на другую ногу обувь. К середине учебного года вся группа за исключением одного ребёнка с ЗПР одевалась самостоятельно. А для выхода на прогулку группе требовалось менее получаса, в зимнее время, без помощи помощника воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников"

Методическая разработка по теме самостоятельная двигательная деятельность дошкольников - одна из важнейших форм воспитательно-образовательного процесса....

Методическая разработка по теме: "Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников"

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельн...

Методическая разработка «Учимся одеваться вместе».

Методическая разработка «Учимся одеваться вместе».Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело...

Методическая разработка "Я одеваюсь сам "

Методическая разработка "Я одеваюсь сам "[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014598","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Учимся одеваться самостоятельно

Консультация для родителей младшей группы...

Учимся одеваться самостоятельно!

Как научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться  Чтобы сборы на улицу проходили быстро и безболезненно, важно не упустить момент и научить ребенка одеваться самому. Обычно в возра...