НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Логинова Лариса Владимировна

Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов дошкольного образования – вопросу развития детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. В данной статье автор раскрывает понятие нетрадиционных техник рисования, рассматриваемые в трудах различных исследователей, обосновывает существенную актуальность данного вопроса, а также представляет педагогические условия, активизирующие процесс применения данного средства в развитии детей дошкольного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Л. В. Логинова,

Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №73»,

e-mail:lara.loginova.1992@mail.ru,

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов дошкольного образования – вопросу развития детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. В данной статье автор раскрывает понятие нетрадиционных техник рисования, рассматриваемые в трудах различных исследователей, обосновывает существенную актуальность данного вопроса, а также представляет педагогические условия, активизирующие процесс применения данного средства в развитии детей дошкольного периода.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дошкольный возраст, педагогические условия.

В настоящий момент наиболее важной составляющей личности на современном этапе выступает развитие творческих способностей. Известный педагог, эксперт онлайн школы «Фоксфорд», отмечает важность концепции 4К в развитии творческого потенциала детей: креативности (умение мыслить нестандартно, по – разному применяя определённые предметы), критического мышления (умения сравнивать, обобщать, анализировать), кооперации и коммуникации (умения взаимодействовать с окружающими). Именно развитие данных навыков в настоящее время становятся частью образовательного процесса. Творческие способности же, входят во взаимосвязь с данными навыками.

Одним из наиболее значимых творческих компонентов личности ребенка, как отмечают многие из исследователей, выступает эстетическая воспитанность. Именно эстетическое воспитание может оказать значительное влияние на общее развитие дошкольника.

Наиболее эффективным средством эстетического воспитания и эстетического восприятия окружающего мира, на наш взгляд, будет выступать такое средство, как нетрадиционная техника рисования. Именно применение данной техники в образовательном и воспитательсном процессе дошкольной образовательной организации на всех возрастных этапах, способно вызвать у дошкольников эмоциональный отклик. Процесс использования в работе нетрадиционных техник рисования, охватывают наибольшую часть времени в разных видах деятельности ребенка в детском саду, в частности, реализуемых в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [2].

Структура, содержание, последовательность и технология процесса применения нетрадиционных техник рисования в детском саду являются важными элементами всего воспитательно-образовательного процесса.

Посредством применения данной техники становится возможной реализация индивидуального общения с ребенком, установление положительного эмоционального контакта и доверительных отношений. По ходу применения разнообразных нестандартных материалов при рисовании, организуя беседу и взаимодействие с детьми, взрослый спрашивает, задает вопросы, объясняет, показывает и поясняет технику рисования. Реализуя знакомство с различными нестандартными материалами и техникой, ребенок принимает во внимание действия взрослого, тем самым дошкольниками приобретается социальный опыт, в том числе формируется и ручная умелость. Организуя знакомство с нетрадиционной техникой рисования, педагог должен создать доброжелательную атмосферу сотрудничества [2].

Наибольшее значение нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании отводится трудам известного педагога Т. С. Комаровой. Как отмечает исследователь, нетрадиционная техника рисования может выступать как определенный специфический вид искусства, посредством которого происходит формирование различных умений и качеств. Тем не менее, ознакомление с нетрадиционной техникой рисования эффективно при применении различных методических приемов, способствующих усиленному воздействию данного процесса [1].

Высокая роль формирования основ будущей всесторонне развитой личности, несомненно, принадлежит детскому возрасту, в частности, дошкольному. Именно на данном возрастном этапе начинают сформировываться идеалы, требования и цели ребенка, в том числе и гуманные. Как было отмечено нами ранее, весомую роль в развитии дошкольника оказывает эстетическое воспитание, восприятие окружающего мира. Наиболее распространенным, инновационным и эффективным средством и весомой ролью во всестороннем развитии личности дошкольника, являются нетрадиционные техники рисования. Именно такое средство способно показать взаимосвязь применения различных материалов и инструментов в образовательном процессе. Одним из весомых достоинств данного средства является его универсальность, а вместе с тем и проявление интереса детей всех возрастов, начиная от младшего дошкольного – до предшкольного возраста. Посредством нетрадиционных техник рисования у дошкольников появляется возможность применить собственную фантазию и творчество, и другие составляющие индивидуальной личности. Отметим, что под нетрадиционным рисованием, понимается, прежде всего, творческий процесс и его реализация посредством применения нестандартных материалов. К таким материалам могут относится различные виды и формы бумаги, природные материалы (листья, песок и прочее). Кроме того, стоит акцентировать внимание на тот факт, при котором использование нетрадиционных техник способно снять эмоциональное напряжения детей, избавить от детских страхов, поможет освоить различные стороны логического и пространственного мышления, способно развивать умения выбрать различные пути решений.

В работах различных ученых представляются различные виды нетрадиционных техник рисования. Мы остановили свой выбор на классификации, представленной в работах Ю. В. Нефедовой. По мнению данного исследователя, именно данные виды нетрадиционных техник наиболее доступны и интересны для детей дошкольного периода жизни. Рассмотрим данные виды наиболее подробно.

1. Рисование пальчиками. Суть данного метода состоит в том, что ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

2. Оттиск печатками из картофеля. Способ получения изображения при использовании данной техники таков: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Оттиск поролоном. Данная техника подразумевает получение изображения следующим образом: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

4. Оттиск печатками из ластика реализуется посредством прижимания поролона к штемпельной подушечке с краской и нанесении оттиска на бумагу.

5. Печать по трафарету. Способ получения изображения в данной технике таков: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

6. Воздушные фломастеры. Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.

7. Оттиск пробкой. Данный способ реализуется посредством того, что ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

8. Черно-белый и цветной граттаж (грунтованный лист). Данный способ является одним из самых сложных и одновременно привлекательных для дошкольников. Способ получения изображения в нём заключается в том, что ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

9. Набрызг осуществляется таким образом: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях с применением данной техники могут быть использованы дополнительные стимулы в виде:

1. Дидактических, игр-экспериментов, творческих игр, которые мотивируют детей;

2. Применения различных ИКТ-средств для закрепления интереса, а именно: включения музыки, различных звуков природы в процессе рисования;

4. Живая, эмоциональная речь педагога.

Помимо представленных приемов, необходимо также соблюдать педагогические условия, а именно:

  1. Постепенное включение ребенка в деятельность. Данное условие необходимо для того, чтобы дошкольник проявил самостоятельность в выборе материала для рисования. В процессе деятельности дошкольник может увидеть разнообразие технического решения изображений (например, узор может быть нарисован иначе, если применить другие материалы). Данное условие, несомненно, послужит решению творческих задач ребенка.
  2. Следующее условие, необходимое в работе педагога в формировании изобразительных навыков дошкольников – экспериментирование. Позволить ребенку экспериментировать с рисунком, применяя различные материалы, значит дать ему свободу, открыть мир для творчества.
  3. Применение различных игровых заданий. Давно известно, что игровая деятельность является ведущей. Именно это условие максимально привлечет ребенка к выполняемой деятельности. Рекомендуется предлагать задания: «На что похож треугольник?», «Загадочные фигуры», «Волшебные линии», с целью развития образного мышления. Это ставит детей перед необходимостью создать образ на основе элемента неопределенной формы, побуждает их творчески подойти к решению задания путем использования нетрадиционных методов рисования.
  4. Эмоциональная насыщенность деятельности. Данное условие раскрывается в создании педагогом благоприятного эмоционального фона, интеграцию различных видов деятельности (музыкальной, изобразительной, художественной). Все эти виды деятельности повлияют на сознание ребенка, поспособствуют побуждению чувств и эмоций.

Итак, обозначив существенную актуальность вопроса применения нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста, мы можем резюмировать следующее: нетрадиционные техники рисования способны показать взаимосвязь применения различных материалов и инструментов в образовательном процессе. Одним из весомых достоинств данного средства является его универсальность, а вместе с тем и проявление интереса детей всех возрастов, начиная от младшего дошкольного – до предшкольного возраста.


Список использованных источников:

         [1] Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2011. – 93 с.

[2] Василькова, Т. А. Дошкольная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Василькова. – Москва: ИЦ Академия, 2017. – 208 c.

[3] Смирнова, Е. О. Творческие способности дошкольников / Е. О. Смирнова. – Москва: Владос, 2012. – 317 с.

[4] Чистякова, О. В. Рисуем, играя / О. В. Чистякова. – Москва: Карапуз, 2013. – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

Нетрадиционная техника рисования и её роль в развитии детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная техника рисованияи её роль в развитии детей дошкольного возраста....