Семинар-практикум для педагогов :«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
консультация

Дихтяр Оксана Александровна

Семинар-практикум

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

 

Цель: создание условий для формирования умений педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями.

Задачи.

1.  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

2.  Учить находить оптимальные пути разрешения конфликтов, поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

3.  Расширение теоретических и практических представлений педагогов в работе с родителями.

4.  Упражнять в умении находить опти­мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

5.  Развивать аналитические способности, творческое мышление, коммуникативные качества, навыки сотрудничества и коллективной деятельности.

6.  Формировать самостоятельный подход к проблеме, активную позицию, мировоззренческие установки.

7.  Предупреждать симптомы эмоционального (профессионального) выгорания и продолжать формирование положительной профессиональной самооценки и мотивации.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: кроссворд «Семья»

Раздаточный материал.

Регламент. 1 час 30минут

Ожидаемый результат.

Повышение уровня аналитической деятельности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx41.94 КБ
Файл prezentatsiya_k_semenaru.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Цель: создание условий для формирования умений педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями.

Задачи.

1.  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

2.  Учить находить оптимальные пути разрешения конфликтов, поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

3.  Расширение теоретических и практических представлений педагогов в работе с родителями.

4.  Упражнять в умении находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

5.  Развивать аналитические способности, творческое мышление, коммуникативные качества, навыки сотрудничества и коллективной деятельности.

6.  Формировать самостоятельный подход к проблеме, активную позицию, мировоззренческие установки.

7.  Предупреждать симптомы эмоционального (профессионального) выгорания и продолжать формирование положительной профессиональной самооценки и мотивации.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: кроссворд «Семья»

Раздаточный материал.

Регламент. 1 час 30минут

Ожидаемый результат.

Повышение уровня аналитической деятельности педагогов.

Последовательность проведения семинара

Здравствуйте, мы  рады приветствовать всех на нашем семинаре.

Тему нашего семинара предлагаю вам определить при помощи этого кроссворда. Итак, первое слово.

СЛАЙД 1-2

Педсовет – одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. (Подсказка – бывает организационный, тематический или итоговый.)

СЛАЙД 3-4

 Методика – отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребёнка. (Подсказка – её виды: по развитию речи, по физическому воспитанию, по ФЭМП, по музыкальному воспитанию, по изодеятельности.)

СЛАЙД 5-6

3.  Программа – вид документа, обязательного для реализации образования любого направления и уровня, предполагающий раскрыть цели и задачи образования, ожидаемый результат, методы, формы работы и ступени достижения результата. (Подсказка – бывают парциальные или комплексные, дошкольного или дополнительного образования.).

СЛАЙД 7-8

4.  Воспитатель – участник учебно-воспитательного процесса (Подсказка - педагог)

СЛАЙД 9-10

5.  Инновация – внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических или научно-технических достижений. (Подсказка – умение использовать ее в работе можно определить как одно из качеств творческого педагога.)

Что получилось в разгадке кроссворда?

СЛАЙД 11 – 12

 Итак, у нас выделилось слово «семья»

Тема сегодняшнего семинара-практикума

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. 

Е.А. Мухачёва 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы. К сожалению, грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Одним из основных принципов организации работы с семьей является сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

        Для проведения заданий  вам педагоги надо будет разделиться на 2 команды с помощью  вытаскивания номерков.   Каждая команда выбирает название и капитана.

Первое задание: «Разминка» вставь пропущенное слово.

Задания выполняются командами на быстроту ответа, поднятие руки. За правильный ответ команда получает 1 бал( одна конфета)

Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)

Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

Один из приемов активизации родителей. (Игра).

… - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

… - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья)

Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

Второе задание: Теоретическая.

Цели. Формирование умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактах с родителями; приобретен е опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы.

Ход игры:

Вопрос для первой группы: Слайд 13

Как вы понимаете, что такое работа с родителями.

Вопросдля второй  группы: Слайд 14

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Вопрос для первой группы: Слайд 15-16

Перечислите формы работы с родителями. 

Вопрос для второй группы: Слайд 17

Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования. 

Вопрос для первой группы: Слайд 18

         Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Вопрос для второй группы: Слайд 19- 20

Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Третье задание: "Конкурс капитанов" Слайд 21

Напишите как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, Семейные конкурсы, Выпуск газеты, Просмотры фильмов, Концерты, Оформление групп, Соревнования, Благоустройство ДОУ и территории.

Четвертое задание: : «Синквейн» Слайд 22

В ежедневной работе с родителями педагогу необходимо одно очень важное умение – умение резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.

Цель: дать определение разным формам работы с родителями, составляя синквейн.

Синквейн(от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Слайд 23

1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)

2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)

3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка –Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл.

5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Слайд 24

Пример: Конкурс

Познавательный, спортивный.

Соперничать, выигрывать, участвовать.

Хорошее место для состязаний.

Конкурс помогает обрести друзей.

Состязание.

Предлагаю составить синквейн со словами, обозначающие форму работу с родителями.

Четвертое задание: Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению. 

 Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда". 

 

  1. *Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. *Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. *Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. *Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. *Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. *Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. *Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. *Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. *Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  10. *Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. *Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. *Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. *Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. *У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. *Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. *Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

 

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

 

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

 

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

 

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

 

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

 

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

 

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Пятое задание: Игра «тренируем интонации» Слайд 25

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Первой подгруппе нужно произнести фразу:

 «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» с разной интонацией (с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности).

Интонации обозначены на карточках.  Слайд 26

Вторая подгруппа выступают в роли экспертов, им нужно узнать с какой интонацией прозвучала фраза и ответить на вопрос: удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия? Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?

Педагоги сделали вывод о том, что в общении с родителями наиболее приемлем доброжелательный, ровный тон.

Ведущий:

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника) нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка, имя собеседника, комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником.

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Вручение педагогам памяток по взаимодействию с родителями

Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»

Уважаемые коллеги! Поделитесь своими впечатлениями о прошедшем семинаре, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т. д.)

Позвольте закончить наш семинар словами  В.А. Сухомлинского

«Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены 

только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу». 

Приложение 1

Памятка для педагога

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Приложение 2

Примерные ответы

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

  1. Изучение семей детей
  2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
  3. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • клубы по интересам
  • совместные мероприятии педагогов, родителей и детей
  • Дни открытых дверей
  • кружки
  • КВН, викторины
  • Совместное творчество
  • праздники
  • родительские собрания
  • выпуск газеты
  • концерты
  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Особого внимания требуют:

  • дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
  • дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
  • дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
  • застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:

микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

семейный уклад (есть ли традиции, какие)

организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми

с оттенками иронии

с оттенками   упрёка

с оттенками безразличия

с оттенками доброжелательности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

одна из форм самоуправления в образовательном учреждении (Подсказка – бывает организационный, тематический или итоговый.)

Слайд 3

отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребёнка. (Подсказка – её виды: по развитию речи, по физическому воспитанию, по ФЭМП, по музыкальному воспитанию, по изодеятельности .)

Слайд 4

МЕТОДИКА

Слайд 5

вид документа, обязательного для реализации образования любого направления и уровня, предполагающий раскрыть цели и задачи образования, ожидаемый результат, методы, формы работы и ступени достижения результата.

Слайд 6

ПРОГРАММА

Слайд 7

участник учебно-воспитательного процесса (Подсказка - педагог)

Слайд 8

ВОСПИТАТЕЛЬ

Слайд 9

внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических или научно-технических достижений. (Подсказка – умение использовать ее в работе можно определить как одно из качеств творческого педагога.)

Слайд 10

Инновация

Слайд 11

СЕМЬЯ

Слайд 12

« Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. Е.А. Мухачёва

Слайд 13

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей

Слайд 14

Задачи ДОУ по работе с родителями: Изучение семей; Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; Просвещение родителей в области педагогики и психологии

Слайд 15

Формы работы с родителями: 1. Массовые – совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, клубы по интересам. 2. Совместные мероприятия педагогов, родителей, детей : дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, совместное творчество, праздники, родительские собрания, выпуск газет, концерты, соревнования.

Слайд 16

Индивидуальные : беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений. 4. Наглядно-информационные : информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ), информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Слайд 17

Анкетирование – означает список вопросов. Различают открытые и закрытые анкеты. Плюсы: возможность охвата большого количества родителей, простота обработки результатов. Минусы: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

Слайд 18

Посещение на дому целесообразно, если имеются: дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность) дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку застенчивые дети

Слайд 19

Различают несколько типов трудных семей: Пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни. Внешне благополучная семья, где родители обеспеченные.

Слайд 20

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

Слайд 22

« Синквейн » Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам :

Слайд 23

1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна .) 2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль) 3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка –Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл. 5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом) .

Слайд 24

Пример : Конкурс Познавательный, спортивный. Соперничать, выигрывать, участвовать. Хорошее место для состязаний. Конкурс помогает обрести друзей. Состязание.

Слайд 25

: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка»

Слайд 26

с оттенками иронии с оттенками упрёка с оттенками безразличия с оттенками доброжелательности

Слайд 27

«Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу». В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

Консультация-тренинг для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Эта консультация-тренинг направлена на помощь педагогу по взаимоотношению с семьями воспитанников. При помощи тренингов воспроизводятся проблемные ситуации, которые возникают у педагогов при взаимоотн...

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...