Играть,узнавать,удивляться
материал

Кувина Светлана

Игра в детском саду, незаменимый помощник воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых  является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка.

         Игра в детском саду, незаменимый помощник воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».

По мнению многих ученых, игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человечка. В игре ребенок может все: летать на самолете, воздушном шаре, прокатиться на поезде, автомобиле или автобусе, дрессировать животных и многое другое. «Только понарошку» - можем подумать мы, взрослые. Но для ребенка дошкольного возраста – это реальный мир, в котором он живет, пусть даже в игре, в течение короткого возраста.

В режиме дня ДОУ на свободную игру фактически не остается времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается. В  Москве в одном из ДОУ было проведено исследование, в котором участвовали дошкольники в возрасте 3–6 лет, оно показало, что низкий уровень игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60% детей. Средний уровень, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался в два раза реже (35% детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у двух детей из ста). Таким образом, наблюдения показали, что игра дошкольников в основном находится на низком уровне. Тот уровень игры, который полвека назад считался возрастной нормой для старших дошкольников, в настоящее время является исключением.

Причины ухода игры из дошкольного детства:

  1. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников.
  2. Отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
  3. Маркетизация детства- изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.
  4. Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых так или иначе присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.

Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA –International Play Association).

Признаки игры, зафиксированные конвенцией

1.Свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых;

 2.Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат или оценка;

3.  Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры.

В Москве в декабре  2019 года Элли Сингер, доктор философии, профессор университета Амстердама и Дориан де Хаан доцент кафедры психологии развития в Университете Утрехта в Нидерландах, авторы пособия «Играть, удивляться, узнавать» провели мастер-класс, в котором предъявили результаты своего многолетнего опыта изучения детской игры и нового взгляда на поле возможностей взрослого. Участники мастер-класса смогли увидеть кейсы, в которых взрослый пытался присоединиться в детскую игру своими способами. Анализируя кейсы, авторы показали важность того, чему учатся дети и как взрослый может сделать данную ситуацию развивающей.

Однако, не всегда взрослый должен вмешиваться в детскую игру. Иногда, своим воздействием, он может ее разрушить, а в некоторых случаях вмешательство и вовсе не требуется, так как воздействие из вне может изменить смысловое поле игры.

Взаимодействуя с ребенком в игре, взрослый должен пользоваться необходимыми инструментами общения, такими как отзеркаливание не только выражений лица, но и эмоций ребенка. Позицию «взрослого», которую часто занимают взрослые, в игре может занять ребенок, являющийся «тихим» в группе. Взрослому же не всегда удается занять позицию «под», ведь мы часто думаем, что ребенок не справится или, возможно, дошкольник ничего не знает и вовсе не внесет смысл в игру.

Но все же, по словам Элли Сингер: «В Нидерландах мы очень ценим, когда дети учатся сами. Мы должны дать детям возможность взаимодействовать со своими проблемами самостоятельно».

Эльфия  Минимулловна Дорофеева представила участникам мастер-класса книгу Элли Сингер и Дориан де Хаан «Играть, удивляться, узнавать». Теория развития, воспитания и обучения детей», вышедшее в рамках учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и соответствующее ФГОС ДО, посвящено развитию детей в условиях дошкольного учреждения. В течение последних пятидесяти лет в области воспитания детей младшего возраста произошли большие изменения. Матери работают вне дома, а их дети посещают группы кратковременного пребывания или детские сады, в которых реализуются определенные образовательные программы. В связи с этим у современных детей намного меньше возможностей свободно играть на улице с соседскими детьми. Сегодня семейное воспитание и образование в детских центрах и школе отличаются от тех, что были в прошлом. Именно поэтому требуется переосмысление базовых взглядов на развитие, воспитание и обучение детей. Эта книга - результат такого переосмысления. В ее основу легли опыт сотрудничества с педагогами-практиками и коллегами-учеными, материалы зарубежной педагогической литературы и обобщение результатов эмпирических исследований авторов за последние 40 лет.