Конспект занятия «Работа над интонацией в исполняемом произведении».
план-конспект занятия (старшая группа)

Kalinina519

 Задачи:

- образовательная:

-Обучить правильно и осознанно интонировать, не сбиваясь и не переключаясь на другую голосовую партию при исполнении музыкальных произведений.

- Овладение обучающимися  теоретическими знаниями и практическими навыками и научится их применять в работе над вокальными произведениями.

- Приобрести умение правильной эмоциональной  передачи  смысла музыкального произведения.

-Развивающие:

- развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля;

- развивать художественные способности детей;

- развивать артистизм (выразительное вокальное исполнение, создание вокально-сценических образов);

- Воспитательные:

- создать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- прививать любовь и желание изучать музыкальное искусство через различные формы работы;

-  воспитать стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитывать способность  развития нравственных качеств личности;

Вид занятия: Практическое

Тип  занятия: Комбинированное

Методы ведения:

- словесные (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховые

- эмоциональный (использование образных сравнений);

- практические (показ); 

 Структура занятия

 1. Начало занятия – введение (определение понятия «чистое интонирование»).

2. Основная часть занятия:

- Упражнения на дыхание;

- Вокальные распевки;

- Упражнения для освобождения голоса от зажимов.

- физ- минутка

- Работа над интонацией «Мир без войны»

3. Заключительная часть занятия

- итог занятия, выводы.

 

   Вводная часть: 1,5 мин.

Добрый день ребята, тема нашего занятия- Работа над интонацией в исполняемом произведении. Сегодня мы с вами поработаем  над песней Елены Комар «Мир без войны». На занятии мы будем отрабатывать отдельно вокальные партии, чистить интонацию и соединять голоса, стараясь максимально освободить голос от зажимов.

Вы, конечно же знаете, что в  работе с вокальным ансамблем очень важна чистая интонация-это самое главное в любом вокальном деле. Чистая интонация зависит от правильной работы дыхательного аппарата, так как если правильно работает дыхание, то снимаются главные зажимы с голосового аппарата, с плечевого сустава, с нижней челюсти. Если правильно работает речевой аппарат, также снимаются зажимы с нижней челюсти, если правильно формируются звуки речи и сохраняется единая певческая позиция,  если соединяются правильно регистры голоса и в целом тело вокалиста  свободно и в пении и в движении. Все это влияет на чистоту интонирования.

- Ребята, вы помните что необходимо вокалисту для чистого исполнения вокального произведения? (Дикция, артикуляция, чистая интонация, правильное дыхание.)

Правильно ребята! Конечно это хорошая  дикция, артикуляция, правильное дыхание и чистая интонация.

Чтобы развивать чистую интонацию, мы на каждом занятии  с вами выполняем упражнения. Прежде всего это разогрев дыхания, это настройка мышц и приведение диафрагмы в тонус.

 

Основная часть: 25 мин.

 

  1. Упражнение стаккато-легато 4-4 (с-с-с-с-с), 8-8, 12-12,16-16
  2. Упражнение «Ха» -активно задействуем мышцы диафрагмы, разминаем.
  3. «Львенок», «Круговой язычок», «Цоканье» 2-2,»Пятачок». Эти упражнения освобождают наш речевой аппарат от зажимов нижней челюсти.
  4. Следующие упражнения на соединение регистров, чтобы максимально с нижнего регистра переходили на верхний и обратно, а также на развитие динамики.

Вверх-Б-р-р-р, вниз Р-р-р-р.  Динамика звука вверх-вниз А-а-а-а-а-а-а

  1. Упражнение «Сирена" –М-м-м-м

 

В таких элементарных упражнениях вы не задумываясь переходите со звука на звук

Ну а дальше мы переходим к блоку вокальных распевок, где формируется единая певческая позиция, звуки, артикуляция, но еще в блок вокальных распевок мы добавим  упражнения освобождения голоса от зажимов . Т.е. к пению подключим движение.

-Что дает эта техника? ( позволяет снять зажимы). Когда мы начинаем включать движение корпусом, то снимаются зажимы с плечевого сустава, с шейного отдела и таким образом  голова перестает тянуться вверх, т.е. снимается зажим. Все эти упражнения приводят к тому, что разжимается нижняя челюсть.

6. «Мммммм» - упражнение не только расслабляет и настраивает диафрагму, но и формирует подачу звука.  Мммммм,  с наклонами вправо-влево . Сверху спускаемся на стаккато в-в-в-в

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats_tehnologii.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Краткое описание работы: Мастер-класс для воспитателей ДОУ

 

 «Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.

Подготовила и провела:

 музыкальный руководитель

 Курлюк Елена Викторовна

 

Добрый день, дорогие мои коллеги!

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский):  она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную  роль.

Здесь и сейчас, дорогие коллеги, узнаете, что существуют музыкальные методы и приемы, которые вы, не имея музыкального образования, сможете  спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками. Вы скажите, что это трудно, а я скажу вам, что это интересно!

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог Карл Орф — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

 

Я мастер-класс сегодня покажу,

 

Много интересного вам расскажу.

 

На дворе у нас сейчас весна, и весь наш мастер-класс мы посвятим этому прекрасному времени года.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Я вижу, у вас горят глаза, я вас приглашаю. Итак, мы начинаем. Звучащие жесты - это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые нам помогают организовать музицирование, при отсутствии, каких-либо музыкальных инструментов. Другими словами, это логоритмические упражнения.

Итак, капель:

С крыши капает капель (руки вверх)

Кап-кап-кап-кап (щелчки пальцами сверху вниз)

Это к нам пришел апрель - руки развести в стороны

Кап-кап-кап-кап (стучим себя по груди)

Солнце припекло сильней

Кап-кап-кап-кап (хлопки по ногам),

И капель звенит быстрей

Кап-кап-кап-кап (притопы)

Звучащие жесты, это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом, это игры, когда мы используем в речевых играх фонопедические звуки и упражнения. Это известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего нас мира.

Итак, зарядка. Встаньте поудобней.

Дили-дили-дили-дили( поднимаем руки вверх)

Динь-динь-динь-динь ( кистями показываем колокольчик)

Колокольчики будили

Динь-динь-динь-динь ( кистями показываем колокольчик)

Всех жучков- жжых, жжых( разводим резко руки в стороны на продолжительном выдохе.)

Паучков-кых кых Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.

И веселых мотыльков.

Сделать glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].-руками показать волны

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

Всех зайчат,

Произносят «уууу...» в высоком регистре на длительном выдохе.-показать ушки

Всех ежат,

Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.кисти открывать

Всех ленивых медвежат

Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды-показать медвежат

И воробушек проснулся

Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.-крылышки

И галчонок встрепенулся

Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре-работаем согнутыми локтями

Дили-дили, дили-дили!

Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

Встали все, кого будили

Кричат «Ура!» и поднимают руки.

 

Таким образом, детям легче справиться с высотой звуков и переходить из одного регистра в другой, и таких игр очень много, но, рамки мастер класса, не позволяет все показать.

Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты.

Раздать ритмические палочки

Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами  не только развивает у детей чувство ритма, артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, но самое главное, что дети, незаметно для себя, выучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.

Итак, следующее наше упражнение «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук ( низ.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Всем друзьям своим на юг ( сред. регистр) -стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Телеграммы срочно шлет, ( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Что весна уже идет( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Что растаял снег вокруг( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева

Что подснежники цветут( сред.регистр)-стучат палочками перед собой

Тук да тук ( выс р.)-вверх справа

Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева.

М.Р.

О чем поет воробышек

В последний день зимы

Мы выжили

 Мы выжили

 С зимой расстались мы!

Воробышек пусть поет свои песни, а мы с вами споем свою.

Приглашаю вас на весеннюю цветочную полянку.

Сейчас при  помощи этих весенних цветочков, мы будем с вами сочинять свои песенки.

( ПРИМЕР на экране-презентация)

Большому цветочку мы дадим имя ЛЯ а маленькому ЛИ)

На пластиковых тарелочках лежат цветки разного размера. Воспитатели раскладывают цветы в произвольном порядке и придумывают мелодию.

М.Р. И пока мои коллеги раскладывают цветы и придумывают свои мелодии, я скажу, что это современный метод, метод моделирования музыкального языка. Он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки, а также их отношений в музыке: ритмических, темповых, динамических. А еще, кроме вокальных возможностей, можно использовать и звуковые жесты: прихлопы, притопы, щелчки. Ну, коллеги, готовы?

Педагоги пропевают свои ритмические цепочки.

М.Р. Молодцы! Хорошо потрудились, присаживайтесь за соседний столик. Предлагаю всем немного расслабиться. Для расслабления мы часто используем музыку для релаксации. Я предлагаю вам послушать прекрасную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник», которую, наши дети слушают на музыкальных занятиях, посмотреть красивый видеоклип о пробуждении природы и послушать прекрасные весенние звуки.

Во время  видеоряда муз.рук. читает стихи:

Солнышко пригрело и в лесу подтаяло

Показалась первая, чёрная проталинка.

А на ней под солнышком - ласковым и нежным

Появился маленький беленький подснежник.

Он головку поднял, к свету потянулся

И как будто понял, что земля проснулась.

И цветочку хрупкому тоже не до сна.

По земле шагает юная весна.

Пришла весна не только в музыке и в стихах, пришла весна и к нам в музыкальный зал. Сейчас мы приступим с вами к приему, который называется « Свободное манипулирование музыкальными инструментами». Образное применение  музыкальных инструментов при  озвучивании сказок, один из самых интересных приемов, который  можно применять в музицировании. Детям очень нравится озвучивать сказки с помощью музыкальных инструментов. Так можно озвучить любую сказку. Сложного ничего здесь нет. Нужно внимательно следить за мной, за моей мимикой и за моими жестами. На кого я покажу рукой, тот будет озвучивать образ соответствующим музыкальным инструментом. Как вы будете играть, я вас этому учить не буду, это будет исключительно ваше творчество.

Сказка Карла Орфа «Пришла весна»

Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА/ХРУСТАЛЬНЫЙ БОКАЛ

Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!

КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА/БАРАБАН

Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.

Он побежал за бабочкой, , БАРАБАН БЫСТРО

Зацепился за кочку и упал\ ХЛОПНУТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАНЧИК,

Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал дождевой червяк.

КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ

Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры. ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ,/КОРОБОЧКА

Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны

ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ,/БУМАГА

и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,

они были похожи на маленькие солнышки.

МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.

И он нарвал для мамы цветов.

КОЛОКОЛЬЧИК/бубенцы

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ

И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что

пришла весна. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Сегодня, я вам продемонстрировала только некоторые методы, которые раскрывают  нам  инновационные технологии в музыкальном воспитании детей, технологии  активного восприятия музыки. Ведь технология это - что мы делаем, а методы как мы делаем.

В конце своего мастер- класса я бы хотела сказать

Уважаемые коллеги, я желаю вам и вашим воспитанникам идти по жизни с музыкой.

Хочется, чтобы с доброго начала – встречи с музыкой в детском саду, ребенок пронес любовь к прекрасному искусству через всю жизнь!

Большое спасибо за внимание и активность. А для хорошего настроения примите от меня вот эти  музыкальные конфеты небольшие брошюрки со сказками, которые вы можете озвучить с детьми  в  своих группах.

До новых встреч в нашем музыкальном зале.

Сюрпризный момент.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».( для среднего и младшего возраста)

Слова

Движения

Корова мычит.

Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.

 

 

Лошадка кричит.

Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

 

 

Курочка поет

Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.

 

 

Цыпляток зовет.

Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах

 

 

Крякает утка

Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре.

 

 

Зовет своих малюток.

, а 3-й — как можно в более высоком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями

Перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями...

Примерный перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями (Наш дом-Южный Урал)

Примерный перспективный план работыпо ознакомлению с фольклорными произведениями...

Пособие по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ».

В пособии по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ» представлены интонационно-фонетические упражнения, направленные на воспроизведение удивленного ...

Методическая разработка по работе над интонацией с дошкольниками

Как известно, выразительность – важнейшее коммуникативное качество речи. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Об интонациях оче...

Работа над интонацией в рамках музыкального занятия

Работа над интонацией в рамках музыкального занятия в детском саду 1.Подбор репертуара 2.Фразировка 3.Размер 4.Тональность 5. Методы и приёмы в разучивании и закреплении нотного материала ...