Особенности развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

РАКОВА  ЗОЯ  ВИКТОРОВНА

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека.

К. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rakova_statya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека.

К. Ушинский

Проблема воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста актуализируется сложившиеся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Сегодня доминирующим ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (В.С. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, Р.Р. Калинина, А.М. Счастная, Н.И. Цуканова) [5; c.17].

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития детей дошкольного возраста. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей [5; c.18].

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воспитания.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: ( знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер.

Работа над воспитанием нравственных качеств начинается с самого раннего возраста и пронизывает всю жизнь ребенка. В дошкольном образовательном учреждении воспитанию нравственных качеств уделяется особое внимание.

Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения – вне ситуативно-личностная, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Дети старшего дошкольного возраста стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.

Ребенок становится все более самостоятельным. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. У ребенка старшего возраста появляются элементы самостоятельного представления о себе и он может самостоятельно оценивать себя и свои действия.

Ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими [4; c.181]. Например, такие нравственные качества, как внимательность и вежливость, нельзя воспитать, если детям неизвестно, что значит быть вежливым и внимательным [2; c.135].

Формирование у детей этических представлений и гуманных чувств должно проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни [2; c.139]. Ведь нравственное развитие личности, прежде всего, происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошкольном возрасте эти отношения строятся на основе определенных правил, указаний и требований взрослых. [1; c.175].

Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны принять мораль художественного произведения, понять смысл и поступки героев, дать им оценку и обосновать свое отношение к ним. Беседы вызывают у детей стремление следовать положительному примеру или нормам морали, и тем самым влияют на формирование нравственных качеств.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у детей старшего возраста умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели. Большое значение в нравственном воспитании детей дошкольного возраста придается формированию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения[3; c.72].

Исследования показывают, что усвоение правил характеризуется превращением внешних требований во внутренние. Поведение по правилу становится потребностью ребенка, правило – мотивом поведения. Усваивая правило, ребенок сам регулирует свое поведение: налаживает взаимоотношения с другими, соотносит свои поступки с правилами и оценивает их, оценивает поведение окружающих.

Воспитывая у детей сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причину, побудившую ребенка совершить то или иное действие, помочь ребенку разобраться. Приучение детей раздумывать над своими поступками развивает у них нравственное сознание.

Таким образом, воспитание нравственных качеств играет огромную роль в развитии личности ребенка. Уже с малых лет воспитанию нравственных качеств уделяется значимое место в системе воспитания. Когда все компоненты: и нравственные чувства, нравственные представления, нравственное поведение и нравственное сознание будут сформированы в ребенке, тогда можно говорить о формировании у него нравственности.

Путь, который проходит ребенок, начиная с формирования первых представлений о «хорошем», и заканчивая правильным поведением и осознанием своих поступков, очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой, работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Педагогу необходимо помочь ребенку в овладении ключевыми нравственными качествами, в их принятии и усвоении.

Список литературы

1.        Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:

Академия, 1989. - 156с.

2.        Нечаева, В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду –М.: Просвещение, 1978.

3.        Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Академия 1986. - 397с.

4.        Программа Истоки: Базис развития ребенка дошкольника/Алиева, Т.И. и др.: науч. ред. Парамонова, Л.П. – М.: 2003

5.        Хрестоматия. История Советской дошкольной педагогики/ под. ред.

Шабаевой М.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

Развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

В методической разработке говорится о проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста, об ее актуальности, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе....

Особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста

Особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста, игры на развитие волевых качеств...

Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

Возрастные особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Возрастные особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста  В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать ...

Статья "Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста"...