Программа наставничества
методическая разработка

Спириденко Екатерина Игоревна

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.

Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Алгоритм данной программы предполагает следующее:

  • Постановка цели, задач;
  • Составление программы;
  • Подбор средств реализации программы;
  • Определение способов реализации программы,
  •  Контроль и коррекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

муниципального образования города Братска

(Программа  наставничества)

Подготовил старший воспитатель:

Спириденко Е.И.

Г. Братск

«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать»

Н.Н. Бурденко.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.

Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Алгоритм данной программы предполагает следующее:

  • Постановка цели, задач;
  • Составление программы;
  • Подбор средств реализации программы;
  • Определение способов реализации программы,
  •  Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат.

  • Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественное изменение отношений в коллективе.
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:

  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
  • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.
  • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, психологам ДОУ.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи программы:

  • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.
  • Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
  • Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления.

  • Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
  •  Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
  • Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и обсуждение планирования.
  • Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
  • Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.

Условия эффективности работы.

  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • Сочетание теоритических и практических форм;
  •  Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  •  Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информации.

II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

  • Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).
  • Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
  • Наличие опыта практической работы с детьми.
  • Ожидаемый результат педагогической деятельности.
  • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

Содержание и цели работы:

Формы и методы работы:

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста.
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку индивидуального плана профессионального становления:

- назначение наставника  из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом);

- педагогическое самообразование и самовоспитание;

- участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;

- участие в работе методического объединения;

- участие в жизни детского сада.

Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:

Старший воспитатель – молодой специалист:

- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

Молодой специалист – ребенок и его родитель:

- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист –ребенок:

- оказание поддержки со стороны коллег:

В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации  - работодателя.

        

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит

несколько ступеней.

1 ступень – 1 год работы (стажировка)-  самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Адаптационная работа включает в себя:

- Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места.

- Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации.

- Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге  будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.).

- Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).

- Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д.  Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

- По возможности начинающий педагог направляется на  ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей  и т.д.

- Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей.

- Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

- Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.

- Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.

- Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

2 ступень – 2 - 5 год работы (развивающий)   -  процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов  и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое  профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада.

3 ступень – 5- 6  год работы (становления) -  складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

«Дорожная карта» наставничества на 2022/2024 учебный год

Основные задачи:

- выполнение государственного задания по развитию института наставничества;

- организационно-методическое, информационное сопровождение в реализации основных региональных проектов: «Современная школа»,                       «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Воспитатель       будущего»;

- внедрение лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов;

- разработка предложений по совершенствованию внедрения целевой модели наставничества;

- продвижение идей наставничества в информационном поле;

- реализация проектного подхода при разработке программ наставничества;

- сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества в образовательной организации;

  - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности.

Список используемых сокращений:

ОО - образовательная организация.

ЦМН - целевая модель наставничества

Содержание

Сроки

Ожидаемый результат (вид документа)

Показатели эффективности

Ответственный

Организационно-методическое сопровождение деятельности

Формирование базы наставляемых и наставников из числа педагогов и партнеров.

Ноябрь, 2023

Анкетирование и сбор согласий на обработку данных

Круглый стол, сформирована база наставляемых

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Разработка Приказов:

-«О внедрении системы наставничества в ДОУ»;

- «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ОО» с приложениями

Сентябрь, 2023

Приказ

Локальные акты

Заведующий ДОУ

Михайловкая С.В.

Обучение наставников

Октябрь, 2023

Курсы повышения квалификации

Сертификаты

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Формирование наставнических групп, пар

Октябрь, 2023

Приказы

Групповая встреча наставников и наставляемых

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Программно-методическое сопровождение деятельности

Разработка программно-методических материалов, необходимых для реализации программы наставничества для каждой из наставнической групп

Сентябрь – октябрь, 2023

Программы

Программные, методические и дидактические материалы

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Разработка анкет для дальнейшего мониторинга эффективности

Сентябрь – октябрь, 2023

Анкеты

Проведение анализа анкет

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Практикум «Составление персонализированных программ наставничества»

Октябрь, 2023

План индивидуальной работы участников

Эффективная реализация модели наставничества

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Психологический тренинг направленный на развитие коммуникации и психологического комфорта

Декабрь, 2023

Сценарий тренинга

Налаживание межличностных связей в парах

Наставник

Чернышева Л.И.

Консультирование по запросам

В течение уч.года

Журнал регистрации

Решение образовательных запросов

Наставник

Чернышева Л.И.

Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг

Анализ полученных анкет, определение запросов наставляемых и возможностей наставников

Сентябрь – октябрь, 2023

Аналитическая справка

Проанализированы анкеты, определены запросы, выбраны формы наставничества

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Организация диагностики компетенций, возможностей наставников потребностей наставляемых

1 раз в квартал

Аналитическая справка

Анализ эффективности

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Информационное сопровождение деятельности

Информация о реализации на сайте ДОУ и в соцсетях

1 раз в квартал

Созданы рубрики

Освещена деятельность в рамках реализации программы наставничества

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

КПК, семинары

В течение уч.года

Удостоверение, сертификат

Повышение профессиональной компетенции по вопросам внедрения наставничества

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Проведение педсоветов

Ноябрь 2023 – Март 2024

Протоколы

Презентация

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Организация рабочих встреч наставников и наставляемых

Ноябрь 2023 –

Апрель 2024

Протоколы

Обмен опытом

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Управление реализацией целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации

Контроль

Декабрь, 2023 – апрель 2024

Кейс материалов по

выполнению

Анкеты обратной связи для промежуточной оценки

Наставник

Чернышева Л.И.

Старший воспитатель Спириденко Е.И.

Представление опыта работы

Май, 2024

- отчеты по итогам наставничества

- приказы

Публикация результатов на сайте ДОУ, конкурс наставников

Заведующий Михайловкая С.В.

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Наставник

Чернышева Л.И.

Внесение изменений в дорожную карту на 2024 учебный год

Май, 2024

Положение

Внесены изменения в дорожную карту на 2024 год

План работы с молодыми педагогами.

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь-

октябрь

1.Анкетирование. Выявление потребности молодых педагогов

2.Консультация «План самообразования»

3. Оказание помощи по организации качественной работы с документацией.

 - Структура перспективного планирования

- Структура календарного планирования

- Структура комплексно - тематического планирования

4.Закрепление наставников

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Молодые педагоги

Ноябрь

1.Посещение открытых занятий коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт

-Обсуждение просмотренных у педагогов-наставников

занятий  

2.Круглый стол «Обмен опытом по реализации технологий «Парные коммуникации», «Планирование работы детей в центрах активности»; обсуждение типичных ошибок при реализации данных технологий.

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Педагоги ДОУ

Молодые педагоги

Декабрь

Консультация

Формы работы с родителями

-Обсуждение возникающих проблем при работе с родителями

 -Обсуждение и обмен информацией для стендов

родительских уголков

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Молодые педагоги

Январь

1.Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, профстандарт педагога

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Март

Консультации:

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»- из опыта работы

Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов.

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Молодые педагоги

Апрель

Консультация «Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми в разное время года» на участке и групповых помещениях ДОУ

- Работа с детьми в летний период

Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов.

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Молодые педагоги

Май

- Подведение итогов работы школы молодого специалиста

- Определение актуальных тем для работы школы на следующий учебный год.

Старший воспитатель

Спириденко Е.И.

Педагоги-наставники

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности

и информационных потребностей педагога;

- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- Оценка педагогического труда по результатам;

- Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

С.А. Макаренко.

 

Используемая литература.

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
  3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
  4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
  5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.

                                                                                                                                       

Анкета молодого специалиста

(ФИО молодого педагога)

1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие консультации Вы хотели бы получить, по каким вопросам?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. С какими сложностями Вы сталкиваетесь в образовательном процессе (укажите направления воспитательно-образовательной деятельности, вызывающие у Вас наибольшие затруднения)? ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

8. Какие трудности Вы испытываете при составлении плана , занятия,  воспитательно- образовательного мероприятия и др.? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?________________________________________________________________

8. Что Вас привлекает в работе коллектива / подчеркнуть/:

  • Новизна деятельности
  • Условия работы
  • Возможность экспериментирования
  • Пример и влияние коллег и руководителя
  • Организация труда
  • Доверие
  • Возможность профессионального роста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...

Приказ об утверждении программы наставничества 2014

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичесого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей....

Программа наставничества в ДОУ "Ступеньки к мастерству"

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами....

Программа наставничества с молодыми педагогами

В данной программе описаны основные  формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...

Программа "Наставничество"

Современному дошкольному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманис...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.

В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...