«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой»
статья (старшая группа)
Данная статья посвящена вопросу формирования и развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что эмоциональное развитие является важной частью гармоничного развития личности в целом. Особый акцент в статье делает на работу со сказкой как на перспективный метод по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, доказывается психо-эмоциональная готовность ребенка старшего дошкольного возраста к формированию и развитию у него компонентов эмоционального интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 75.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой»
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой»
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу формирования и развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что эмоциональное развитие является важной частью гармоничного развития личности в целом. Особый акцент в статье делает на работу со сказкой как на перспективный метод по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, доказывается психо-эмоциональная готовность ребенка старшего дошкольного возраста к формированию и развитию у него компонентов эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, компоненты эмоционального интеллекта, дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность: Проблема взаимосвязи разума и чувств, эмоционального и рационального в человеке всегда вызывала интерес в обществе. В настоящее время признается, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одной из областей развития выделяет социально-коммуникативную область и определяет развитие эмоционального интеллекта одной из важных задач дошкольного воспитания. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом хорошо социализируется в обществе, он легко вступает в контакты с другими, ему присущи такие качества как эмпатия и коммуникабельность; он имеет больше шансов стать успешным в профессиональной сфере и межличностных взаимоотношениях. Ребенок старшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей имеет предрасположенность к развитию у него компонентов эмоционального интеллекта.
Современный уровень развития общественных отношений требует от человека умения быстро ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных условиях, разбираться в поведении людей, взаимодействовать с ними, успешно решать поставленные задачи, принимать взвешенные и осознанные решения. Чтобы осуществлять такой тип поведения, человек должен уметь анализировать собственные эмоциональные переживания, уметь выражать эмоции и управлять ими, понимать эмоции окружающих, то есть иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта способствует его социальному благополучию.
Учеными доказано, что особым периодом развития эмоционального интеллекта выступает дошкольный возраст, когда у ребенка формируется способность к осознанию своих эмоций, переживаний, способность к осознанию эмоций другого и проявлению эмпатии.
Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие ребенка должно быть направлено на «…развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации…» (п. 2,6, 1).
Более глубокий анализ ФГОС ДО показывает, что этот нормативный акт содержит в числе приоритетных задач дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта дошкольника (в рамках познавательной области «социально-коммуникативное развитие).
Эмоциональное воспитание и развитие детей является задачей и целью большинства комплексных базисных и вариативных образовательных программ. В основном комплексные программы (например, «От рождения до школы», «Детство», «Истоки») раскрывают данную задачу через образовательную область «социально-коммуникативное развитие». Однако формирование проявлений эмоционального интеллекта находит свое отражение и в других образовательных областях: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено зарубежными учеными: в 1990 году Мейер Дж. и Сэловей П. выяснили, что эмоциональный интеллект представляет собой отдельный феномен и определили его, как способность распознавать собственные эмоции, эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений.
П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура эмоционального интеллекта (П. Сэловей и Дж. Мэйер)
Как мы видим, компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно.
Однако модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. В дальнейшем определился сдвиг в трактовке понятия эмоционального интеллекта в сторону усиления роли личностных характеристик.
Например, модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Компоненты эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он)
Интересной представляется и структура эмоционального интеллекта, предложенная Степановым И.С. (рисунок 3).
Рисунок 3 - Структура эмоционального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста (Степанов И.С., канд. психол. наук)
В таблице 1 представлено несколько определений понятия «эмоциональный интеллект, являющихся, на взгляд автора, наиболее объективными и интересными с научной точки зрения.
Таблица 1 – Определения понятия «эмоциональный интеллект»
Понятия | Определение | Автор/источник |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ | интегральная категория в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, которая определяет успешность ее деятельности и взаимоотношений с окружающими | Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. канд. психол. наук / Ю.В. Давыдова. – М., 2011. – 22 с. |
интегративное образование, обеспечивающее осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих и позволяющее осуществлять успешное межличностное взаимодействие | Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. канд. психол. наук / И.Н. Мещерякова. – Курск, 2011. | |
внутренний эмоциональный ресурс эмоциональной регуляции человека, позволяющий субъекту управлять своим поведением, держать эмоции под контролем в проблемных ситуациях и достигать экономического благополучия | Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. канд. психол. наук / Т.С. Киселева. – М., 2015. – 26 с | |
способность понимать проявляемые в эмоциях отношения человека и управлять эмоциональной сферой | Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. – С. 25 - 26. |
Несмотря на многообразие толкований понятия «эмоциональный интеллект», по своей сути оно означает интегральное качество человека, включающее в себя способность понимать и выражать свои эмоции, способность понимать эмоции других людей, а также проявлять эмпатию и способность управлять собственными эмоциями.
Анализируя возрастные особенности старших дошкольников относительно критериев развития (общее психическое развитие, сознание, мышление, внимание, память, речь, воображение), можно увидеть, что в этом возрасте закладывается отличный фундамент для работы с эмоциональным интеллектом.
Так, например, оценивая возможности мышления старшего дошкольника, видно, что в этом возрасте складываются предпосылки таких качеств ума как самостоятельность, пытливость и гибкость; возникают попытки объяснить явления процессы. Эти качества напрямую влияют на эмпатию, на способность понимать свои и чужие эмоции ребенком, пробуждает интерес к эмоциональному состоянию другого человека (взрослого или ребенка).
Рассматривая речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста, можно отметить, что увеличиваются активный и пассивный словарь дошкольника. Соответственно с помощью речи ребенок уже способен обозначать эмоциональные состояния.
На внимание и память старшего дошкольника также стоит обратить внимание. Рассматривая эти аспекты психики, следует обратить внимание и на такие категории как эмоциональная память и эмоциональное внимание. Эмоциональное внимание - это внимание, регулируемое эмоциями или направленное на внутренние, эмоциональные переживания человека. Это важно для прочности запоминания события и его переживания. Для ребенка дошкольного возраста эмоциональное внимание также имеет большое значение. Эмоциональное внимание тесно связано с памятью, эмоциональной памятью. Так, например, если какое-то событие вызвало у ребенка яркие эмоции, то в следующий раз, когда он вспомнит про это событие, он вспомнит и про эмоциональные переживания, полученные в той ситуации.
Обобщая все рассмотренные аспекты и особенности ребенка 5-6 лет, мы видим, что дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию своих эмоций и эмоциональных состояний других людей; способны к адекватному выражению и регуляции своих переживаний; способны осознавать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.
Формы, методы и средства работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников могут быть самыми различными и осуществляться в различных видах деятельности, в течение всего периода пребывания ребенка в ДОО: игротерапия, художественная литература, беседы, дискуссии, решение ситуативных задач, арттерапия, работа над сказкой и т.д. На работу со сказкой как педагогический метод хотелось бы обратить особое внимание.
В процессе работы со сказкой эмоциональный интеллект получает свое развитие весьма продуктивно. За счет образности языка, эмоциональной окрашенности событий, происходящих в сказке, происходит полное погружение ребенка в сюжет. За счет захватывающих образов персонажей, благодаря сопереживанию героям и умению поставить себя на их место, у детей происходит развитие чувства эмпатии, идет естественная вербализация эмоций посредством обозначения их словом в монологах и диалогах персонажей. Также развивается способность к эмоциональному воображению, то есть представлению конкретных эмоций того или иного героя в образах, понятных ребенку. Дошкольник как бы мысленно встает на место персонажа и пытается понять его чувства, мысли, эмоции, а в соответствии с этим происходит восприятие сказки с опорой на свой эмоциональный опыт. (7)
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между детьми, отношения к себе как к индивидуальности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способов их разрешения.
Для полноценного развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста иногда недостаточно простого чтения и пересказа сказки. В данном случае от педагога потребуется знание и владение методикой применения в образовательном процессе различных приемов работы со сказкой.
Согласно классификации, которую выделяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (доктор психологии, директор Института сказкотерапии), приемы работы со сказкой могут быть следующих видов (рисунок 4).
Рисунок 4 – Приемы работы со сказкой (на основании классификации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
Можно сделать вывод, что работа над сказкой – это неиссякаемый источник развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В процессе развития у старших дошкольников эмоционального интеллекта средствами сказки происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок за счет того, что сказка - уникальный вид творчества, который ближе всего детской душе, который заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом, чувствовать.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия – СПб.: 2006. - 125 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.
4. Жигалик М. А., Дзюба И. Д. Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2020. - С. 127-133.
5. Степанов И.С. Исследование структуры эмоционального интеллекта// Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. –№ 2.– Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
6. Фаустова И.В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // КПЖ. - 2019. - №4 (135). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
7. Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apni.ru/article/416-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-emotsionalnogo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"
Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера. Одна из ценностей дошкольного...
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшней день все больше возрастает интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.
В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...
Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»
В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...