консультация для воспитателей "Развитие социального и эмоционального интелекта"
консультация

Данная консультация разработана для воспитателей. Ее можно использовать в младших, средних и старших группах. Разработаны игры по возрасту, которые можно предложить детям .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» Тверская область, г. Осташков

Консультация для воспитателей 

«Развитие социального и эмоционального интеллекта».

Воспитатель высшей категории:

Новикова Ольга Александровна

г. Осташков, 2023г.

ОО «Социально-коммуникативная»

«Развитие социального и эмоционального интеллекта».

Младший дошкольный возраст.

Основная задача состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, постоянно накапливал опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачи социально-нравственного развития ребенка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности, в непосредственно организованной образовательной деятельности и в свободном общении.

Живой и постоянный пример воспитателя, его искреннее участие в детских делах и проблемах – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития дошкольников и установления доброжелательных отношений их со сверстниками и взрослыми.

Наши методы:

- Практические – воспитатель не только планирует организацию развивающих ситуаций, обогащающих опыт детей, но и активно использует естественные жизненные обстоятельства в целях социально-эмоционального воспитания.

К примеру, вы вышли зимой с детьми на прогулку и видите, что дорожка скользкая. Вы обращаете на это внимание детей: здесь могут упасть дети, а также мамы и папы, когда придут забирать своих малышей!

Возникает вопрос: можем ли мы что-нибудь сделать?

Если малыши не находят решения, вы предлагаете: - «Давайте посыпем дорожку песком, тогда никто не упадет». Дружно посыпаете дорожку песком. Все вместе проверяете, скользко или не скользко теперь на дорожке. Обсуждаете с детьми, что скажут мамы и папы, когда увидят, что скользкие

дорожки посыпаны песком. Затем обобщаете детские высказывания и делаете заключение: мамы и папы скажут: - «Какие у нас растут замечательные дети! Они заботятся о нас!»

Такой наглядный пример воспитателя и организация совместных действий помогают накоплению у детей положительного опыта социальных отношений.

- Подражание – важнейший механизм формирования социального поведения.

Поэтому, в общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений.

Например, воспитатель предлагает ребенку: - «Давай вместе сложим эти кубики в коробки. Твои кубики вот такие – желтые. Они будут цыплятками, а ты – курочкой. Позови цыпляток в свой домик: «Ко – ко - ко! Все сюда!»»

Ребенок повторяет слова воспитателя и с удовольствием созывает «цыпляток в домик». Воспитатель продолжает: - «А я своих деток в другой домик приглашу», складывает синие кубики и наблюдает за ребенком.

Действуя в русле игровой ситуации, воспитатель направляет действия малыша: - «Посмотри, не все твои цыплятки попали в домик. Я слышу, они пищат: «Пи – пи – пи! Где наш домик? Мы потерялись!»» Услышав слова воспитателя, ребенок начинает внимательно рассматривать оставшиеся кубики, находит своих «цыплят» и отправляет их в коробку. Воспитатель с видимым интересом заглядывает в его коробку: - «Все цыплятки собрались в домике. Но посмотри, им не очень удобно! Некоторые сбились в кучу, залезли друг на друга! Помоги им! Пусть всем будет так же свободно, как вот этим цыпляткам»(показывает на ту часть коробки, где кубики лежат аккуратно). Ребенок спешит на помощь своим цыпляткам и старательно раскладывает желтые кубики.

Воспитатель с улыбкой хвалит ребенка: - «вот какая у нас мама-курочка заботливая, всех своих деток в домик пригласила и всех удобно разместила. Молодец! А теперь посмотри-ка в мой домик, как мои детки расположились. Удобно ли им?» Ребенок проверяет работу воспитателя. Он показывает, какие кубики лежат неправильно, и исправляет ошибки. После этого воспитатель говорит: - «как хорошо мы с тобой поработали! Всем нашим деткам удобно в своих домиках. Вот какие мы с тобой молодцы!»

Доброжелательное отношение и поддержка педагога формируют уверенность ребенка и желание дальнейшего сотрудничества.

В каждом случае такого поведения воспитатель должен доброжелательно и настойчиво разъяснить малышу недопустимость таких проявлений по отношению к детям и показать образец правильного, приветливого обращения к сверстнику.

Например: «Саша, зачем ты толкнул Олечку? Так делать нельзя. Посмотри, Оля ножку ушибла, ей больно! Да, Олечка?(Обращается к Оле и обнимает ее). Я поглажу тебе ножку, чтобы она не болела. Возьми Олю за ручку и скажи: «Прости меня, Оля, я так больше не буду». (Мальчик повторяет). Мы простим его, да, Олечка? Саша больше не будет толкать детей. Он будет ходить спокойно, а если надо пройти, скажет: «Пропусти меня, пожалуйста!» И все будет хорошо. Да, Саша? (Саша утвердительно кивает головой). Вот и хорошо. А теперь пойдемте со мной, я вам хочу показать что-то интересное».

Разбирая детские конфликты, нужно быть очень внимательным и чутким.

Например: Наташа, укутав куколку в одеяльце, с удовольствием качает ее, что-то приговаривает. К ней подходит Света, она хочет, чтобы Наташа отдала ей куклу. Наташа отказывается. Назревает ссора. Воспитатель, увидев, что Наташа не отдает куклу Свете, подходит и говорит: - «Наташа, а ты уже поиграла с куклой, теперь отдай ее Свете, она тоже хочет поиграть. Ведь ты добрая девочка!» Наташа с большой неохотой отдает куклу и отходит в сторону. Через некоторое время она подходит к воспитателю и спрашивает: - «Когда моя мама придет? Я хочу домой!»

Казалось бы, на первый взгляд, воспитатель справедливо разрешил конфликт, он опирался на лучшие чувства , похвалил действия Наташи. Но фактически воспитатель допустил досадную ошибку: он не увидел, как сосредоточена Наташа на игре, какое удовольствие доставляет ей роль матери и общение с куклой. Задача воспитателя в данной ситуации состояла в том, чтобы сохранить самостоятельную игру девочки и предложить Светлане игру с другой куклой или игрушкой.

Например: - «Посмотри, Светлана, как хорошо играет с куклой Наташа. Она – мама и сейчас будет укладывать свою дочку спать. Пусть ее дочка спокойно спит, а мы с тобой не будем им мешать. Хорошо? Посмотри, Светочка, какой грустный сидит медвежонок, он тоже хочет, чтобы его завернули в одеяльце, дали ему сосочку, поносили на ручках. Давай подойдем к нему. Посмотри, как сразу у него глазки засияли, когда он тебя увидел. Слышишь, он говорит: «Возьми меня, Светочка, я так хочу, чтобы ты стала моей мамой». Света берет мишутку на руки, смотрит на него с интересом. Воспитатель продолжает: - «Вот туту лежат одеяльца. Выбери для мишки любое, ему будет тепло. А вон и колясочка стоит, можно его покатать». Девочка улыбается и начинает играть с мишкой.

Каждый раз при столкновении детских интересов воспитатель поддерживает позицию ребенка, сосредоточенного на своей деятельности, а ребенка, пытающегося разрушить чужое игровое пространство, должен либо отвлечь новой игрой, либо включить в совместную с воспитателем деятельность, либо подключить к игре, если другой ребенок согласен и это не нарушает его замыслов.

Неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только сотрудничая с родителями дошкольников, можно добиться хороших воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-эмоционального развития.

Игра «Кто быстрее себя найдет?»

Цель – развивать представление о себе, об особенностях своего внешнего вида; способствовать созданию положительного образа «Я».

Ход игры: За столом сидят 2-3 ребенка. Воспитатель кладет перед ними вперемешку несколько фотографий. Задача детей – быстрее других найти свою фотографию и показать ее всем. Остальные дети решают, правильно ли выбрана фотография. Обсуждая выбранное фото, воспитатель вместе с детьми отмечает особенности внешнего вида ребенка ( цвет глаз, волос, одежду), дает положительную оценку внешности ребенка.

Практическая ситуация помощи «Кубики рассыпались».

Цели: развивать у детей интерес к действиям воспитателя, желание активно помогать взрослому; воспитывать уверенность детей в своих силах.

Описание. Воспитатель специально рассыпает кубики, которые несет на подносе. Говорит с огорчением: - «Ах! Я поскользнулась! Ой, все кубики рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Лиды нет!» Начинает собирать кубики, приговаривая: - «Кто мне поможет?» Дети подходят, начинают помогать. Воспитатель поощряет их: - «Вот какие быстрые, какие ловкие! Кубики хотели от меня убежать, а мои дети не позволили. Саша сразу два кубика принес, Ниночка – один, а Никита нашел самый дальний кубик; он спрятался от нас за шкаф, но Никита его сразу нашел. У наших детей глазки зоркие, руки ловкие, вот как хорошо они мне помогли. Все-все кубики сложили. Спасибо. Вы хорошие помощники!»

Не все дети включаются в такую ситуацию, некоторые просто наблюдают. Воспитатель не торопит их. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь взрослому.

Средний дошкольный возраст.

Задачи социально-эмоционального воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста:

1.Воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям; развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику, к родителям и членам семьи.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость: способность понимать ярко выраженное эмоциональное состояние, видеть его проявление в мимике, жестах, интонации; по примеру воспитателя и самостоятельно правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей, сверстников.

3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание по побуждению или показу старших, а также самостоятельно выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы», у воспитателю – по имени и отчеству, быть вежливым в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции, стремиться к совместным играм и взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.

4. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателю, желание осваивать новые знания и действия.

5. Обогащать представления о людях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных различий, о профессиях и действиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.

Основными методами являются:

-  разнообразное общение с детьми;

- организация развивающих практических и игровых ситуаций;

- показ инсценировок с игрушками;

- сюжетно-ролевые и дидактические игры;

- образные игры-имитации;

- театрализованная и продуктивная деятельность.

Воспитатель всегда использует все возможности для обогащения нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка.

Ситуация «Радостная встреча».

Цель – развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.

Развитие ситуации. Воспитатель приветствует детей: «Как мы давно не виделись! Вы так подросли за лето! Так изменились, просто не узнать! Посмотрите, к нам в группу пришли новые дети, знакомьтесь: это Оля, а это Никита и Коля. Они наши новые друзья.

    У нас в группе все дети любят дружить и помогать друг другу. Давайте сейчас вместе построим «круг друзей». Каждый будет называть свое имя и протягивать руку соседу, а он возьмет эту руку, назовет свое имя, протянет руку следующему, и он тоже назовет себя. Вот так (показывает). Давай, Саша, веселей, начинай строить «круг друзей»(дети быстро строят общий круг). Вот мы и вспомнили имена друг друга, познакомились с нашими новыми ребятами, построили такой красивый «круг друзей». Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Вместе будет веселей, выбирай себе друзей. Вместе любим мы играть, заниматься, рисовать. Детский сад –

наш добрый дом! Хорошо нам будет в нем!» (дети дружно повторяют и улыбаются друг другу).

    А теперь давайте сомкнем наш круг близко-близко (дети окружают воспитателя, и он с улыбкой пытается всех обнять).

    А теперь снова быстро сделаем большой-пребольшой круг. Вот как нас много и как хорошо нам всем вместе!»

    На этой доброй ноте можно закончить, но если воспитатель видит, что дети не хотят расходиться, он может провести какую-нибудь мало-подвижную игру.

Игра «Розыск».

Цели – развивать представления о характерных особенностях внешности сверстников. Быть внимательными друг к другу, находить сверстника по описанию.

Ход игры. Воспитатель «делает» объявление по радио или телевидению, например: «Потерялась девочка с голубыми глазами, светлыми волосами, в желтом платье». Ориентируясь на указанные признаки, дети находят сверстника.

Старший дошкольный возраст.

На ступени старшего дошкольного возраста открываются новые возможности социально-нравственного развития детей.

Задачи:

1.Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками, заботливого отношения к малышам.

2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.

3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

4. Развитие начальной социальной активности дошкольников: желания на правах старших в детском саду заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, уборке участка, подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).

5. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально одобряемым нормам поведения, осознания роста своих возможностей и стремления к новым достижениям.

6. Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, социальных ролях, нормах и правилах общения взрослых и детей, воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.

    Условием успешного развития дошкольника является разнообразное, содержательное общение со взрослыми и сверстниками.

    Воспитателю необходимо обращать особое внимание на коммуникативную активность детей.

    Хорошей традицией старшей группы может стать  время доверительного общения, задушевных бесед воспитателя с детьми на волнующие темы.

В старшей группе педагог использует методы воспитания, направленные на формирование у детей опыта поведения и взаимоотношений (разнообразные игры, совместная продуктивная, художественная и театральная деятельность, упражнение в культурных формах поведения и общения);

методы обогащения социально-нравственных представлений и оценок детей (этические беседы, показ инсценировок с игрушками, видеоматериалов, чтение и обсуждение литературных произведений).

Организуемые педагогом ситуации носят проблемный характер. Ситуации включаются воспитателем в содержание непосредственно организованной образовательной деятельности и в самостоятельную свободную деятельность детей.

Игра «Волшебные очки».

Цель – уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание игры. Дети сидят в кругу, воспитатель объявляет, что у него  есть «волшебные» очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке. Для примера воспитатель, надев «волшебные» очки, смотрит на няню и подчеркивает ее достоинства: «Она трудолюбивая, добрая, симпатичная». Потом, подойдя к кому-нибудь из детей, называет его положительные черты. Затем воспитатель говорит детям: «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают «волшебные» очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает ему.

Игра «Комплименты».

Цель – развивать умение входить в контакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.

Содержание игры. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.

Например: «У тебя сегодня красивое платье», «С тобой так хорошо играть», «У тебя доброе сердце» и т.п. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем говорит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Эмоциональный интелект- как понятие"

в этой статье есть краткое описание самого понятия эмоционального интелекта.А  также некоторые разделы этой области(восприятие и выражение эмоций, понимание своих и чужих эмоций, управление эмоци...

Развитие эмоционального интелекта

В брошюре представлена информация о том, что  такое эмоциональный интелект и какими способами можноего его равивать...

Игровое занятие по эмоциональному интелекту

Занятие на развитие эмоционального интелекта...

Картотека игр на развитие эмоционального интелекта дошкольников

Картотека игр на развитие эмоционального интелекта дошкольников  направлена на понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне....

Консультация для педагогов Социальное и эмоциональное развитие детей.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

консультация эмоциональный интелект детей 4-5 лет

Эмоциональный интелект детей 4-5 лет...

"Развитие эмоционального интелекта у детей"

В статье рассказывается об основных направлениях развития интелекта. Предложены игры на развитие интелекта....