КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми»
консультация

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать…

Поэтому особенно важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.

На первых порах для занятий такие дети  объединяются с другими детьми, с теми, у которых речь развита несколько лучше.  В группу не более  3-х человек. 

Ведущая  форма  занятий – игровая. Обязательное условие воздействия - это многократность  повторения одного и того же материала.

Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.

Советую лучше применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Дидактические игры и упражнения

 с неговорящими детьми»

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать…

Поэтому особенно важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.

На первых порах для занятий такие дети  объединяются с другими детьми, с теми, у которых речь развита несколько лучше.  В группу не более  3-х человек.  

Ведущая  форма  занятий – игровая. Обязательное условие воздействия - это многократность  повторения одного и того же материала.

Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.

Советую лучше применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка.

Игры на развитие понимания речи.

Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного     словарного запаса. Детям предлагают  запомнить, как называются:

-их игрушки,

-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос),

-  названия действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается т т.д.).

Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка.
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать.

Задавайте ребенку вопросы:
— Где мама?
— Где папа?
— Где баба?
— Где дядя? И т.д.

Поиграйте с ребёнком:
(реб
ёнок показывает части тела)
Лера весело бежит к маме по дорожке,
И для этого нужны нашей Лере (ножки).
Лера ягодки бер
ёт по две – по три штучки,
И для этого нужны нашей Лере (ручки).
Лера слушает в лесу, как поют кукушки,
И для этого нужны нашей Лере (ушки).
Лера будет рисовать. Где, какие краски?
И для этого нужны нашей Лере (глазки).

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Кто что услышит»?

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка  с  камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра « Найди игрушку».

Цель: развитие координации движений.

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры.

Вариант 1. 

Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Вариант 2. 

Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребёнок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь её, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребёнок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Игра «Жмурки с голосом».

Цель: найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование: повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места  на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Игра «Где позвонили»?

Цель: определение направления звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).

Описание игры.

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет

направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

Лексическая тема «Зима».
Артикуляционная.

Упражнение «Лопатка».
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу.
Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5- ти.

Дыхательная.
«Сдуй снежок с ладошки» (ватный шарик или снежинки из бумаги).

Пальчиковая игра. «Снежок».

Текст

Действие

Раз, два, три, четыре,

загибать пальчики, начиная с большого пальца

Мы с тобой снежок слепили,

"лепят", меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий

показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую

И совсем, совсем не сладкий

грозить пальчиком

Раз - подбросим
Два - поймаем
Три - уроним
И... сломаем!

загибать пальчики, начиная с большого пальца

Игры на уточнение и расширение пассивного

словаря по лексическим темам.

Лексическая тема: «Транспорт»

Игра «Что делает самолет?»

Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.

Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.

Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование: предметы (или их изображения) с недостающими частями (грузовик без кузова, лодка без весел, вертолет без пропеллера) и т.д.

Содержание.

Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?».

Игра «Веселые машинки».

Цель: обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов.

Оборудование: игровое поле с дорогами, гаражом, мостом и т.д., выполненными способом аппликации. Игрушечные сборные машинки из киндер – сюрприза.

Ход игры

Игру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются 5-6 машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и описать расположение машин на игровом поле.

Например: за гаражом, под мостом, на горке.

Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.

Игроки меняют местоположение машин и составляют предложения по «требованию» воспитателя. Сигналом остановки служит звук свистка или жест «регулировщика» с игрушечным жезлом.

Игры на  формирование фразовой речи.

На первом этапе отрабатываются одинаковые грамматические конструкции, в которых сменяются персонажи («Папа спит», «Мама спит», «Собака спит») и действия («Папа спит», «Папа ест», «Папа пьет»).

Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т.п.

Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.

Различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка;  рассматривание семейных фотографий.

Игра «Прятки».

Цель: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она».

Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она)! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня?- Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.

Игра «Оденем куклу»

Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.

Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.

Для этого попросите найти нужный предмет:

«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».

Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».

После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».

Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.

Игра «Определи место игрушки».

Цель: развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование: игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла) и другие.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным  ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Игра «Придумай фразу».

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Игра «Волшебное зеркало».

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "

   Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...

Консультация для воспитателей Дидактические принципы фольклорных занятий в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами....

Консультация. Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми.

Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми....

Консультация для воспитателей "Дидактические экологические игры"

Данные дидактические игры по экологическому воспитанию позволят дошкольникам закрепить полученные знания легко и непринужденно....

Консультация для воспитателей. Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста.

Данная консультация поможет воспитателям использовать дидактическую игру для работы с детьми  дошкольникого возраста....

Консультация для воспитателей: Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. «Строительные игры»

Консультация для воспитателей: Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. «Строительные игры»...