Нестандартные профориентационные методики педагога-психолога в детском саду
материал

Олеся Ивановна Робская

СЕМИНАР Нестандартные профориентационные методики

педагога-психолога в детском саду

 

Актуальность действующего в нашем детском саду проекта подтверждается взглядами классиков психологической науки. Так, американский психолог, специалист по проблемам психологии развития Дональд Сьюпер в качестве этапа роста в периодизации достижения профессионализма считает возраст раннего детства, когда происходит развитие основных интересов и способностей, формируются представления о будущей профессии на основе фантазии. Отечественный психолог             Е.А. Климов описывает стадию предыгры (от рождения до 3 лет), во время которой происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок как основы приобщения человека к труду, а также стадию игры (возраст от 3 до 6-8 лет), знаменующую собой овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные профориентационные методики

педагога-психолога в детском саду

Актуальность действующего в нашем детском саду проекта подтверждается взглядами классиков психологической науки. Так, американский психолог, специалист по проблемам психологии развития Дональд Сьюпер в качестве этапа роста в периодизации достижения профессионализма считает возраст раннего детства, когда происходит развитие основных интересов и способностей, формируются представления о будущей профессии на основе фантазии. Отечественный психолог             Е.А. Климов описывает стадию предыгры (от рождения до 3 лет), во время которой происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок как основы приобщения человека к труду, а также стадию игры (возраст от 3 до 6-8 лет), знаменующую собой овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

Традиционные профориентационные методики, как правило, применяются специалистами психологического профиля только в подростковом периоде, тогда как в возрасте раннего детства считаются нецелесообразными.

В рамках нашей экспериментальной площадки «Поиграем в профессии» мною, педагогом-психологом проводится работа по активизации интереса дошкольников к миру профессий. Она укладывается в следующие параметры:

- профориентационные коллективные игры – «Профессии вокруг нас», «Путешествие в мир профессий», «Фантазеры», «Кто знает больше профессий», «Произнеси правильно»;

- дидактические игры – парные картинки «Профессии», пазлы «Профессии», лото «Профессии», «Кто где работает?», «Кто что делает?», «Кому что нужно на работе?».

В 2023 году в практику работы педагога-психолога, направленной на профориентацию, планируется ввести арт-терапевтические техники и нетрадиционную диагностическую методику «Выбор перед замком».

Арт-терапевтические техники: коллаж «Мир профессий», групповая насыпная мандала «Профессии будущего», семейный круг «Круг профессий».

Коллаж «Мир профессий» представляет собой коллективную работу. Дети используют заранее подготовленные вырезки из журналов и газет, чтобы создать общий плакат. Каждый делает свой ход, внося свою лепту. Далее идет обсуждение получившегося, подводятся итоги: какие профессии знаем, кем хотим стать, чего можем достичь вместе. Коллаж можно изменять каждый год, по мере взросления детей.

Насыпная мандала «Профессии будущего» создается с помощью различных круп – гречки, кукурузы, риса, гороха и т.д. При этом основная задача – создать профессиональный образ и проанализировать его.

Семейный круг «Круг профессий» - предлагается для работы с семьей. Приглашаются родители. Каждый по очереди в круге изображает свою реальную (родители) или воображаемую (родители и ребенок) профессию, отводя ей определенное место. Далее идет обсуждение: Какая профессия в семье считается главной? Почему? Какие изменения хотелось бы внести? Упражнение поможет самим родителям окунуться в мир детства.

Наибольшей новизной (методической разработкой) является диагностическая методика «Выбор перед замком». Мы предлагаем ребенку спасти сказочного (любимого!) персонажа. Предполагаем, что героя (может даже друга из реальности) взяла в плен злая колдунья и держит его в замке. И у ребенка есть выбор: пойти напрямую во дворец (для этого нужно применить физическую силу и сразиться с охранником-воином); пойти в обход и долго пробираться по туннелю (но никто не тронет); заплатить за проход в замок (нужно заплатить 3 монеты, а в наличии 2, но рядом расположен рынок); пойти к магу-волшебнику и попросить его о помощи (здесь нужно будет угадать правильное зелье/напиток, и это может быть опасно, поскольку можно ошибиться в выборе). Что дают нам ответы-выборы? Если ребенок идет на борьбу – вероятно, есть склонность к сфере спорта. Здесь могут быть актуальны следующие профессии: спортсмен, тренер, охранник, телохранитель и т.д. – все, что связано с применением физической силы. Если ребенок выбирает продвигаться по туннелю – вероятно творческое начало, когда нужно много стараться, трудолюбие, работяга. Здесь актуальные профессии: танцор, певец, художник, фотограф и т.д. – все, что связано с творческими достижениями (в том числе работники завода, слесари, плотники, учителя). Если идет к магу – склонен к риску и изучению науки в том числе (вдруг он сам приготовит зелье!). Актуальные профессии: психолог, астролог, психиатр, врач. Если решает вопрос с деньгами – может договариваться, и актуальные профессии здесь связаны с финансовой сферой – бухгалтер, банкир, продавец и т.д. Эта расшифровка условная, так как мы понимаем, что, например, в спорте тоже нужно быть трудягой и долго порой идти к цели, а чтобы приготовить зелье самому, нужно, вероятно, иметь и творческий подход к решению задачи, а не только интеллект. Также подход нужен и в вопросе коммуникации и оплаты за проход в замок. Однако мы получаем информацию о тех ведущих мотивах и склонностях, которые есть в подсознании ребенка.

Так как площадка экспериментальная, то и методики в ней тоже носят экмпериментальный характер, о результатах апробации которого мы расскажем в следующий отчетный период.

Благодарю за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей: «Нестандартное оборудование для занятий в детском саду»

укрепление здоровья детей с помошью нестандартного оборудования, сделанного своими руками...

Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками. Гантели.

Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною, но в работе они н...

Мастер-класс "Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками"

Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками Как сделать так, чтобы мир движений стал, действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? В решении ...

Нестандартное оборудование по физкультуре в детском саду своими руками

Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в играх.Задачи: формировать интерес к нестандартному оборудованию,...

«Использование нестандартного оборудования по физкультуре в детском саду»

laquo;Использование нестандартного оборудования по физкультуре в детском саду»...

Нестандартное физкультурно-оздоровительное оборудование в детском саду.

В нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками  из подручных средств.Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр на...

«Нестандартное физкультурно – оздоровительное оборудование в детском саду»

Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов....