Дидактические игры с камешками для детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая группа)

Шилова Светлана Вячеславовна

Игры с камешками прекрасный и недорогой способ развития мелкой моторики, памяти, мышления, чувства композиции и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_kameshkami_dlya_detey.docx727.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с камешками для детей

дошкольного возраста

(научно-методическая разработка)

Шилова Светлана Вячеславовна, воспитатель I категории

ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»

Игры с камешками, как интересным и доступным материалом, можно без сомнения отнести к одним из эффективных дидактических игр. А что же такое, в целом, дидактическая игра? Каковы ее цели? Разберем подробнее.

Дидактическая игра – это не просто игра. Как известно, в ней воспитатель ставит специальные, определенные условия, правила [1]. Они согласуются с целями обучения и воспитания детей. Именно в игру с ее непринужденной и естественной формой проведения заложены огромные возможности. Через них мы развиваем наблюдательность, способность определять свойства предметов и их существенные признаки и многое др.

Надо отметить, что правильное умение выявлять существенные признаки – важный навык для дальнейшей жизни. В этом часто затрудняются даже взрослые люди. С общеметодологической точки зрения известно [2], что на основе восприятия всех признаков предмета строится представление о нем. Затем из всех признаков в сознании выделяются наиболее существенные – это те, без которых предмет перестал бы существовать. И затем, а основе существенных признаков уже строится понятие предмета. В свою очередь на понятиях (или в повседневности - терминах) уже базируется вся речь и профессиональные навыки выросшего во взрослого человека ребенка. Таким образом в дидактических играм с камешками мы учим с раннего возраста важному в жизни умению выделять свойства и существенные признаки предметов.

Дидактика в игровой деятельности актуальна, т.к. в период до дошкольного возраста она остается ведущей деятельностью. Применяя игровые формы и приемы мы тем самым используем наиболее адекватный путь вовлечения ребенка, по сути, в учебную деятельность.

Также надо отметить, что обучаемые дети разные. Есть недостаточная устойчивость внимания, преимущественно непроизвольное развитие памяти, наглядно-образное мышление с разными уровнями развития. Но применяя игры с камешками мы способствуем развитию у детей необходимых психических процессов, познавательной мотивации в целом, учим их правильно учиться. Игра дает ощущение свободы и раскованности, что важно для нервных, слабых и неуверенных в себе детей. В результате игры улучшаются также отношения с воспитателем и другими детьми группы.

По результатам игры, как и всегда, надо подводить итоги. Можно отметить детей, которые лучше выполнили задание, или команду, которая справилась быстрее. В целом, надо отметить достижения каждого и подчеркнуть успехи отстающих детей.

В основе успешности применения игр с камешками лежит факт, что предметная деятельность и развитие мозга взаимосвязаны. Через первое можно с успехом влиять на второе.

Здесь можно привести работы П.Я. Гальперина и Т.Д. Марциновской, показавших, что предметные действия (и на основе их развитие в целом) являются не врожденными, а приобретаются под влиянием научения со стороны взрослого [3]. При этом, чем более грамотнее выстроен процесс обучения, тем более высокая степень овладения действиями наблюдается.

Интересным также является эксперимент Г. Хилдрет и Н. Манн. В ходе его проведения у детей снимали энцефалограмму одновременно с тренировкой руки. Результат показал, что спустя два месяца после занятий процесс функционального созревания мозга ускорился [4]. Таким образом показано стимулирующее влияние импульсов, идущих от пальцев рук на развитие ребенка.

И, конечно, следует упомянуть известный метод М. Монтессори по развитию мелкой моторики (малых мышц кистей рук под контролем зрения) [5]. В основу метода положен факт, что предметная деятельность рук, развитие речи и мышления ребенка тесно взаимосвязаны. Интересен факт, что глава интернет-компании Amazon.com Джефф Безос в 2018 году вложил два миллиарда долларов в «Bezos Day One Fund» — собственный фонд, который занимается финансированием некоммерческих организаций, создающих условия для обучения по методу Монтессори для детей в трудной жизненной ситуации. Как и некоторые другие известные люди, Д. Безос получил воспитание именно по методу Монтессори.

Таким образом, применяя игры с камешками, мы используем эффективный и недорогой инструмент для развития многих способностей ребенка. Рассмотрим сам метод подробнее.

Из камешек доступнее всего использовать имеющиеся природные варианты. Они могут быть различного размера и фактуры. Окрашивать их можно лаками для ногтей или любыми другими безопасными красками.

Рис. 1 Природные и окрашенные камешки для дидактических игр.

В процессе игры мы развиваем следующие способности:

  • представления об окружающей действительности;
  • память, внимание, мышление;
  • чувство ритма, цвета, композиции;
  • активизируем тактильно-двигательный, слуховой (стуки камней о поверхность и друг-друга), зрительный анализаторы;
  • формируем сенсорные эталоны (для восприятия цвета);
  • развиваем воображение и творчество.

Плюс к этому камешки создают эмоционально-положительное настроение у детей.

Как играть с камнями? Приведем серию дидактических игр с целями и ходом занятий. Занятия можно проводить малыми группами по 3-5 человек или индивидуально. В начале можно детям дать возможность потрогать, перебрать камешки. Далее мы подключаемся к ним и перебирая камни характеризуем их свойства: цвет, фактуру, размер. Например: «Посмотри, Саша, я нашла белый камешек, как снег». Описав свойства, мы предлагаем поиграть в следующие игры (при затруднении у детей можно начать с простых заданий типа «подбери мне такой же камешек).

«Змейка»

Цель: развивать умение прикладывать камушки один к другому.

Ход игры. Предлагаем ребенку выложить змейку из камешек. Они должны плотно прилегать друг к другу без промежутков. Змейки могут быть сначала одного цвета, а затем предлагаем использовать чередование цветов.

«Выложи фигуру»

Задание аналогично «Змейке», только дети выкладывают различные фигуры (человек, паравозик, гусеница,…). Можно класть камешки на нарисованный карандашом рисунок или просто показать образец выкладки.

«Четвертый лишний»

Цель: развитие мышления.

Ход игры. В одной емкости находятся четыре камешка. Три одинаковы, а четвертый отличается цветом, размером, фактурой. Ребенок должен определить какой камешек лишний и переложить его в другую емкость. При успешном выполнении задачу можно усложнить. Лишними могут быть несколько камней с другими цветами, фактурой (гладкий, шероховатый), размерами.

«Дополни рисунок»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, формирование сенсорных эталонов.

Ход игры. Имеется несложный рисунок – раскраска, у которой раскрашен только контур, а внутренняя часть только прорисована карандашом. Ребенка просят камешками дополнить рисунок с учетом цвета (например, море – голубое, солнце – желтое, и т.д.)

«Отсортируй камешки»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения различать цвета, форму, размер.

Ход игры. В большой емкости сложены вместе различные камешки. Ребенка просят рассортировать их в маленькие чашки согласно цвету, форме или размеру. При успешной сортировке можно усложнить задачу и обратить внимание, что сортировка может быть неоднозначной. Так можно сгруппировать вместе камни разного цвета, но большего размера. Таким образом ход игры может быть усложнен воспитателем с учетом конкретных используемых камней.

«Найди клад»

Цель: развитие моторики рук, тактильных ощущений.

Ход игры. В большую емкость с крупой или песком прячут камешек и дают задание найти его. Поиски можно проводить просто пальцами или дать инструменты – широкую кисть, маленькое ситечко, палочку, ложечку и т.д.

В следующих играх развивается память на тактильное восприятие. Ребенок не видит объекты, т.к. они находятся в непрозрачных мешочках.

«Найди такой же»

Цель: развитие тактильных ощущений, памяти, умения различать форму, размер без зрительного контакта с предметом.

Ход игры. Имеются несколько небольших мешочков с камнями. Одновременно в похожие мешочки насыпаны различные мелкие предметы (горох, фасоль, пуговицы, крупы). Ребенку дают потрогать мешочек с камнями и просят найти такие же камни в другом мешочке.

«Узнай предмет, не заглядывая в мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения различать форму, размер, фактуру без зрительного контакта с предметом.

Ход игры. В непрозрачном мешочке имеются предметы различной формы, размера, фактуры (камни, игрушки, шишки, пуговицы и т.д.). Предложите ребенку, не заглядывая в мешочек, найти нужный камень. Камень можно при этом показать в начале игры и положить к другим предметам в мешочек.

Как вариант можно использовать эту игру как «тактильный мешочек» - положить нужные камешки вместе и попросить на ощупь найти гладкий, шершавый, длинный, круглый, маленькие и т.д.

Математическое и сенсорное развитие

Для развития данных способностей предлагаем использовать нижеследующие задания.

  • Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки  и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.
  • Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.

Также из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

  • Порядковый счет. Можно просто считать количество камешек вместе с воспитателем. Также хорошо использовать считалки. Приведем одну из них:

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные-разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Раз, два, три четыре, пять,

Будем камешки считать

И цвета запоминать.

Громко, четко говорим,

Говорим и не спешим,

Камешки в руках сжимаем,

До пяти с тобой считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.

Как показывает практика камешки и игры с ними очень нравятся детям. Предложенные дидактические игры совмещают в себе одновременно приятное и полезное занятие для развития детей. Еще больше игр вы сами можете придумать по мере овладения данной методикой. Хочется пожелать воспитателям успехов в этой творческой деятельности.

Список использованной литературы

  1. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  2. Мокий, М. С.  Методология научных исследований: учебник для вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под редакцией М. С. Мокия. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 254 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
  4. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Л. Белкина. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 – 256 с.
  5. Монтессори, Мария. Полный курс воспитания: сборник. / Мария Монтессори. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 573 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Волшебные камешки"

Возраст детей:5-7 лет.Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.Задачи: Учить выделять заданный звук в слове на основе громкого проговаривания....

Дидактические игры с камешками Марблс.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Картотека.Дидактические игры с камешками.

Камешки — интересный, доступный, природный  для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно ис...

Презентация "Дидактические игры с камешками Марблс"

Презентация предназначена для педагогов дошкольного образования...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

Дидактические игры с камешками для детей

Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, тв...

Дидактические игры с камешками

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию картотеку игр с камешками. Вы можете использовать данные упражнения на занятиях с дошкольниками для развития мелкой моторики, зрительного восприятия и стим...