Конспект выступления в Районном Методическом Объединении. Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Кидрячева Ольга Николаевна

Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Совре­менным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить ребенка смотреть мультфильм. Родители и дети почти не общаются. Поэтому свою работу с самого раннего возраста воспитателям нужно строить так, чтобы компенсиро­вать недостаток общения между взрослым и ребенком. В этом нам могут помочь сказки. Язык сказки прост и дос­тупен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации, сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. Поэтому свою работу нужно строить через привитие любви к сказкам, фольклору, учить переживать за героев произведений, побуждать детей участвовать в разговоре со взрослы­ми. Познавательная, воспитательная, педагогическая ценность русской народной сказки для малышей в повседневной жизни неоценима 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Теремок» с. санатория Алкино

муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

Конспект выступления в Районном Методическом Объединении.

Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»

Составила: старший воспитатель

Кидрячева О.Н.

2022 г.

Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста

"Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий

огонёк детской мысли и речи."

В. А. Сухомлинский

Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Современным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить ребенка смотреть мультфильм. Родители и дети почти не общаются. Поэтому свою работу с самого раннего возраста воспитателям нужно строить так, чтобы компенсировать недостаток общения между взрослым и ребенком. В этом нам могут помочь сказки. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации, сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. Поэтому свою работу нужно строить через привитие любви к сказкам, фольклору, учить переживать за героев произведений, побуждать детей участвовать в разговоре со взрослыми. Познавательная, воспитательная, педагогическая ценность русской народной сказки для малышей в повседневной жизни неоценима (Слайд №1).

Свою работу нужно начинать с утра. Дети спешат в детский сад, а воспитатель готовится к встрече с ними, подготавливает выставку книг со сказками (Слайд №2). Сюрпризных моментов для введения детей в сказочный мир может быть несколько: просим детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки, или же предлагаем превратиться в маленьких волшебников, чтобы поиграть в сказку. Затем мы садимся и рассматриваем вместе с детьми иллюстрации из сказок, слушаем вместе музыку. Приучаем рассматривать картинку в книжке, говорить по поводу изображенного на ней. Побуждаем детей проговаривать небольшие диалоги из сказок, развиваем эмоциональную выразительность речи, малыш учится человеческому видению мира через сказку.

Итак, подошло время завтрака. Но не всегда легко уговорить детей позавтракать. Как можно заинтересовать ребенка? Необычностью! Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном горшке». Читаем детям потешки:

Умница Катенька, Ест кашу сладенькую. Вкусную, пушистую, Манную, душистую, Очень желанную Вкусную, нежную, Очень полезную (Слайд №3).

Предлагаем разные варианты завтрака: «В гостях у Красной шапочки», «Гостинцы для зайчат», «Угощенья от петушка». Загадочность, немного интриги помогают в этом режимном моменте.

Перед занятием проводим игры- и игровые упражнения, основанные на сказках. При ознакомлении ребенка со сказкой используем различные методы и приемы.

Прием «моделирование» - позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное - останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.

Модель сказки «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка - какая? (большая, желтая, круглая). У репки сверху листики - какие? (маленькие, зеленые) (Слайд №4).

На занятиях рассказываем сказку и обязательно повторяем. Это не надоедает детям, поскольку обеспечивает их активность во время слушания: предлагаем выполнять имитационные движения (дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик и т.п.). Наибольший эффект достигается, когда сочетаем рассказ с показом фигурок настольного театра. Использование на занятиях наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует запоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как для лучшего восприятия сказки важен принцип наглядности. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки (Слайд №5), так и действие, разыгранное по сказке с помощью кукол (Слайд №6).

Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а более реалистичны.

Тряпичные куклы особенно хороши тем, что, после показа сказки детям, могут занять место среди их игрушек. Сказочные герои и антигерои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумываемых ребёнком. Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек (Слайд №7).

В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни (Слайд №8).

Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи (Слайд №9).

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, для этого так же подойдет:

-пальчиковый театр (Слайд №10),

-показ на "столике сказки" с помощью шитых, либо деревянных кукол (Слайд №11),

-показ в "окошке сказочного домика" (Слайд №12),

-показ за ширмой с «перчаточными» куклами» (Слайд №13).

Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову…

Также решать задачу привития любви к сказкам нужно при взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно, с родителями. Советовать им, какие лучше книги читать ребенку дома, как можно обыграть сказку, что можно смастерить дома для обыгрывания сказки, что можно нарисовать совместно с ребенком. Такая совместная работа с родителями будет очень эффективна (Слайд №14).

Дети узнают много новых сказок, у них появляется интерес к ним, они с удовольствием проговаривают диалоги сказочных персонажей. Дети учатся слушать и понимать содержание сказки, у них развивается эмоциональная выразительная речь, наиболее успешно происходит развитие всех психических процессов, развивается мелкая моторика рук. Дети откликаются на добрые чувства сверстников и взрослых.

Спасибо за внимание! (Слайд №15).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста "Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи." В. А. Сухомлинский Подготовила старший воспитатель Кидрячева О.Н..

Слайд 2

Выставка сказок «Сказочная страна»

Слайд 3

«Умница, Катенька, ест кашу сладенькую, вкусную, пушистую, манную, душистую, вкусную, нежную. очень полезную…»

Слайд 4

Модель сказки «Репка» Выросла репка- какая? – большая, желтая, круглая… У репки сверху листики какие? - маленькие, зеленые…

Слайд 5

В настоящее время существует большое количество ярко и красочно иллюстрированных сказок.

Слайд 6

Для лучшего восприятия сказки важен принцип наглядности .

Слайд 7

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА- одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек.

Слайд 8

В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни.

Слайд 9

Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной.

Слайд 10

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, для этого так же подойдет ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР.

Слайд 11

Показ на «столике сказки»

Слайд 12

Показ в «окошке сказочного домика»

Слайд 13

Показ за "ширмой" с "перчаточными" куклами .

Слайд 15

С пасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние сенсомоторики на  развитие речи детей раннего возраста.                                    ...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества - фольклора....

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи у детей+ игровые упражнения...

Сообщение по теме: "Влияние сказки на развитие речи детей раннего возраста".

В рамках раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокомувоспр...

Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка иформирование его представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и та...

Выступление на РМО для педагогов « Влияние игротерапии на развитие речи детей раннего возраста»

Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я&r...