Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Бутько Ольга Зиатдиновна

 

 

Конкурсная номинация №3

 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.

Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное – дерево мудрое”».

 

Бутько Ольга Зиатдиновна, воспитатель младше – средней группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Осинскиий муниципальный район.

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Приморский детский сад»

Конкурсная номинация №3

 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.

Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Бутько Ольга Зиатдиновна, воспитатель младше – средней группы.

2022 г.

Содержание

1.Дидактическое пособие «Чудо чудное – дерево мудрое»……………………………..3

2.Аналитическая записка…………………………………………………………………..9

Дидактическое пособие «Чудо чудное – дерево мудрое»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

 когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

 фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

        На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим я задалась вопросом, как построить предметно-пространственную среду так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

            В такой среде идет развитие детей через различные познавательные игры. Для эффективности использования пространственной среды мною было разработано многофункциональное, развивающее дидактическое пособие «Чудо чудное – дерево мудрое».

        Целью данного пособия является развитие познавательно-речевых способностей детей, ознакомление с миром природы, становления сознания; развитие любознательности и познавательной мотивации через игровую деятельность, через дидактические игры.

        Задачи:

1. Формировать:

  • умение считать на основе наглядности;
  • уравнивать неравные группы двумя способами: добавляя к меньшей группе или убавляя из большей группы предмет.
  • представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
  • элементарные представления о сезонных изменениях в природе, о признаках времен года.
  • навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе.

           2. Способствовать:

  • развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти,                        познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации.

          3. Совершенствовать:

  • умение ориентироваться в пространстве;
  • понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом, около;
  • умение классифицировать предметы по общему признаку, выделять   обобщающее слово;

         4. Побуждать составлять творческие рассказы;

         5. Воспитывать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

        

        Пособие в соответствии с ФГОС дошкольного образования отвечает следующим требованиям:

  • Доступность;
  • Мобильность;
  • Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
  • Трансформируемость;
  • Безопасность;
  • Возможность замены учебного материала;
  • Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.

        Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки с сезонными явлениями и признаками.

Процесс изготовления

Для работы понадобился картон, цветной картон, цветная бумага, клей (клей ПВА), ножницы, фанера. (Фото1)

Дидактическое  пособие представлено в виде дерева. Дерево состоит из 4 секторов. Рисуем на картоне шаблон будущего дерева. Вырезаем 4 одинаковых детали и склеиваем между собой. Обклеиваем белой бумагой. Макет нашего дерева готов. (Фото 2)

Каждый сектор отвечает за определенное время года: весна, лето, осень, зима. Оклеиваем цветной бумагой, каждый сектор в свой цвет. Зима – голубым цветом, весна – голубым цветом, лето – зеленым цветом, осень – оранжевым цветом. (Фото 3 а, б, в, г)

Украшаем наше дерево в соответствии с сезонными отличиями. Украшения сделаны своими руками. (Фото 4 а, б, в, г)

В секторе зима: на ветвях лежит снег из ваты, снежинки вырезанные из бумаги, изготовлена кормушка для птиц из картона, ветка рябины – картинка, картонные птицы.Под деревом снег из белой, голубой пряжи; снеговик из пенопласта, домик из ватных палочек, нарядная елочка из атласных лент, бусы из фольги. (Фото 5)

Сектор весна: маленькие зеленые листочки, бело-розовые цветы сделаны из бумаги в стиле оригами, скворечник из картонной коробки, птицы :скворец, дятел - из бумаги (все крепится на липучках). Под деревом: рыси, олененок – резиновые игрушки; трава сделана из зеленой пряжи, цветы – первоцветы из бумаги. (Фото 6)

Сектор лето:из цветного картона изготовлены листья, фрукты. Насекомые: бабочки изготовлены из бумаги и покрыты лаком. Под деревом: трава из зеленой пряжи, летние цветы.  (Фото 7)

Сектор осень:листья из цветного тонкого картона. Под деревом: трава из желтой и оранжевой пряжи; корзинка с грибами, заяц, листья клена, отдельно стоящие грибы – из цветного картона (Фото 8)

Использование пособия в работе с детьми (Фото 9 а, б, в, г, д)

Дополнительный материал к дидактическое пособию «Чудо чудное – дерево мудрое»

(Фото 10 а,б,в)

Дидактические игры

1. Дидактическая игра: «С какой ветки эти детки?»

Цель: закреплять умение детей зрительно находить реальные изображения листьев и плодов, соотносить их с контурным и силуэтным изображением. Развивать целостное восприятие.

Материал: картинки с изображением листьев.

Содержание игры:

На листе бумаги изображены силуэты осенних листьев. Предложить детям подобрать к силуэтам реальные изображения листьев.

2. Дидактическая игра: «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Закреплять умение обобщать понятие фрукты. Учить классифицировать косточковые и семечковые фрукты.

Содержание игры:

Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Посмотрите внимательно на дерево и скажите, какая часть дерева обозначает лето.

Почему так думаете?

Что за плоды созрели на нем?

Растут ли они на дереве одном?

Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Предложить детям внимательно рассмотреть плоды, назвать их одним словом (фрукты) затем все перечислить (яблоко, груша, вишня, абрикос).

Ответить на поставленные вопросы. Исправить ошибки.

На дереве выросли яблоки, как называется дерево? (яблоня)

Если на дереве выросли груши, то дерево называется? (груша) и т. д.

Затем предложить детям собрать в одну корзинку косточковые фрукты, а в другую семечковые фрукты.

3. Дидактическая игра : «Что где?»

Цель: Упражнять в умении правильно ориентироваться в микропространстве, дифференцировать понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развивать умение рассуждать, аргументировать свои ответы.

Содержание игры:

1. Ведущий показывает картинку с изображением предмета, ребенок рассказывает, где на дереве находится этот предмет, относительно себя.

2. Предложить ребенку назвать все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).

4. Дидактическая игра: «Составь рассказ».

Цель: побуждать детей к составлению рассказа о временах года. Учить детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Содержание игры:

Предложить детям выбрать на дереве игровое поле с одним из времен года. Подобрать к данному времени года картинки и предметы, отражающие сезонные изменения в природе, разложить и развесить их на дереве. Предложить детям с помощью опорных картинок выстроить мнемодорожки на магнитной доске. И затем уже составить рассказ – описание по данному времени года.

5. Дидактическая игра :«Узнай по описанию».

Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

Материал: 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.

Содержание игры:

День сегодня необычный, удивить хочу я вас.

В приключение большое мы отправимся сейчас.

Как у наших у ворот чудо-дерево растет.

Дети все на свете знают, что каким у нас бывает.

Перед началом игры можно обговорить о каком времени года пойдет речь, или же ведущий (воспитатель или ребенок) сам называет время года, а затем уже дает описание предмета, не упоминая его, остальные дети, молча на листочке бумаги рисуют отгадку. Кто первый правильно отгадал и схематично нарисовал загаданный предмет, находит его в коробке, вешает (кладет) на игровое поле и становится ведущим.

6. Дидактическая игра : «Когда – это бывает?»

Цель: закрепить представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Формировать умение находить картинки с изображением признаков времени года. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, быстроту мышления.

Содержание игры: картинки с изображением соответствующих признаков времени года.

 Воспитатель дает короткое описание времени года в прозе, стихах или загадках, дети их отгадывают, и выбирают картинки, и предметы с изображением соответствующих признаков времени года развешивают или раскладывают их на игровое поле.

7. Игра «Какие, птицы прилетают на участок».

Цель: знакомство с зимующими птицами.

Материал: картинки с изображениями птиц.

На прогулку мы пошли

Вон и голуби, смотри

Воробей, синица

А это, что за птица?

8. Игра «Какая погода?»

Цель: расширять представления детей, о природных явлениях.

Материал: картинки с изображением природных явлений.

9. Игра «Один – много».

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного

Был один, а станет много

Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки – сорок

Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон

Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов

10. Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем

Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Материал: картинки с изображением птиц.

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел, сорока)

11. Игра «Какая снежинка – теплая или холодная?»

Цель: развитие представлений о превращении льда в воду.

Материал: лед, стакан.

12. Игра «Путаница».

Цель: закрепление характерных особенностей времен года.

Материал: картинки.

Разместить признаки времен года, но среди них должны быть такие, которые не относятся к данному времени года. Детям предлагается найти ошибки.

13. Игра «Назови цвет»

Цель. Формировать умение детей подбирать предметные картинки по цвету. Закрепить знания детей о цвете. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения.

Материал: картинки

Ведущий раздаёт поровну всем игрокам предметные картинки. Затем поочерёдно показывает цветную карту, а дети находят свои предметные картинки совпадающие с цветом карты и называют их. Кто ни разу не ошибётся, тот является победителем.

14. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: развивать зрительное внимание и его концентрирование на картинке, восприятие и мышление.

Материал: игровое поле с изображением и пустыми клетками, карточки для заполнения пустых клеток.

Ход игры: необходимо заполнить пустые клетки, подобрав недостающую картинку.

По рисункам на картинках можно составить маленькие рассказы, обсудить с детьми какую одежду носить в то или иное время года, когда улетают птицы?Очень много нового и интересного можно сделать с помощью этой простой игры.

15. Игра «Покажи ствол дерева»и т. п.

Включение методического пособия «Чудо чудное – дерево мудрое» в содержание непосредственно-образовательной деятельности помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал. Непосредственное рассматривание помогает закрепить части дерева и уточнить такие понятия, как «ствол», «ветви», «крона», «макушка». Сидящие на ветках плоскостные изображения птиц, насекомых, листья, фрукты, могут быть использованы в качестве зрительного ряда по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Грибы», «Листья», а так же для закрепления количественного и порядкового счета.

Использование пособия в индивидуальной работе также принесет результат. Такие понятия, как «слева», «справа», «выше», «ниже» лучше усваиваются детьми, они практически выполняют действия ( «Посади на верхнюю ветку справа 2 птички, на ветку ниже слева 3 птички»).Наличие дополнительных деталей в виде цветов, листьев, снежинок и т.д., позволяет использовать в качестве определения времен года.

Само по себе пособие выглядит очень эстетично и является украшением группы.

Аналитическая записка

Осинскиий муниципальный район.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Приморский детский сад»,

Бутько Ольга Зиатдиновна, воспитатель младше – средней группы.

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.

Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное – дерево мудрое”»

        1.При организации образовательного процесса для каждого педагога  и в том числе для меня, актуален вопрос: каким образом повысить эффективность образовательных достижений дошкольников и подобрать методы, приемы, средства организации образовательного процесса, с одной стороны, стимулирующие самостоятельность, познавательный интерес, творческую активность дошкольников, с другой, позволяющие им применять на практике уже имеющийся у них опыт.

            Учитывая, что основой взаимодействия с дошкольниками является игра и деятельностный подход, я поняла, что мне необходим некий «профессиональный инструмент» который совместит в себе элемент игры-загадки и позволит внести в предметно-развивающую среду моей группы разнообразные материалы, стимулирующие детей к различным видам деятельности. Таким «профессиональным инструментом» стало изготовленное мной пособия «Чудо чудное – дерево мудрое».

         2.Пособие изготовлено в соответствии с ФГОС дошкольного образования отвечает следующим требованиям:

  • Доступность;
  • Мобильность;
  • Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
  • Трансформируемость;
  • Безопасность;
  • Возможность замены учебного материала;
  • Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.

Целью данного пособия является развитие познавательно-речевых способностей детей, ознакомление с миром природы, становления сознания; развитие любознательности и познавательной мотивации, через игровую деятельность, через дидактические игры.

        Задачи:

  1. Формировать:
  • умение считать на основе наглядности;
  • уравнивать неравные группы двумя способами: добавляя к меньшей группе или убавляя из большей группы предмет.
  • представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
  • элементарные представления о сезонных изменениях в природе, о признаках времен года.
  • навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе.
  1. Способствовать:
  • развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти,                        познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации.
  1. Совершенствовать:
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом, около;
  • умение классифицировать предметы по общему признаку, выделять   обобщающее слово;
  1. Побуждать составлять творческие рассказы;
  2. Воспитывать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

3. Данное пособие «Чудо чудное - дерево мудрое» я использую:

  • при организации режимных моментов в группе, а также для определения эмоционального фона детей (настроения);
  • при организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в любом из ее этапов (мотивационном, поисковом, практическом);
  • для индивидуализации образования и получения информации об уровне индивидуального развития ребенка;
  • в организации досуговой деятельности детей.

Пособие исключает принуждение ребенка к обучению, он просто играет (выполняет обыденные, с его точки зрения, действия). На одной стороне дерева могут работать сразу несколько детей, что обеспечивает взаимодействие дошкольников, позволяет ребенку выбирать партнеров. Дерево позволяет изменять среду в соответствии с замыслом ребенка (его можно использовать в игре, можно разграничить пространство, можно разместить на нем дидактический материал и т.п.).

             4.Дидактическое пособие состоит из 4 секторов. Каждый сектор отвечает за определенное время года: весна, лето, осень, зима.

        Также дидактическое пособие «Чудо чудное – дерево мудрое» используется в непосредственно-образовательной деятельности помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал. Непосредственное рассматривание помогает закрепить части дерева и уточнить такие понятия, как «ствол», «ветви», «крона», «макушка». Сидящие на ветках плоскостные изображения птиц, насекомых, листья, фрукты, могут быть использованы в качестве зрительного ряда по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Грибы», «Листья», а так же для закрепления количественного и порядкового счета.

           Дидактическое пособие содержит оптимальный подбор дидактических игр: «С какой ветки эти детки?», «Так бывает или нет?», «Что где?», «Составь рассказ», «Узнай по описанию», «Когда – это бывает?», «Какие, птицы прилетают на участок», «Какая погода?», «Один – много», «Веселый счет», «Путаница», «Назови цвет», «Чего не хватает?», «Покажи ствол дерева»  и т.п.

            Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки с сезонными явлениями и признаками: «Деревья нашей местности», «Луговые цветы», «Дикие животные наших лесов», «Расскажите детям о грибах», «Расскажите детям о птицах», «Расскажите детям о насекомых» и т.д.

        

Методические рекомендации по использованию пособия

«Чудо чудное – дерево мудрое».

          Данное пособие применимо в области элементарной математики для подготовки  к пониманию сущности арифметического действия сложения и вычитания (решение задач на вычитание и сложение в подготовительной группе). Использование пособия в индивидуальной работе также принесет результат. Такие понятия как «слева», «справа», «выше», «ниже» лучше усваиваются детьми, они практически выполняют действия ( «Посади на верхнюю ветку справа 2 птички, на ветку ниже слева 3 птички»). Наличие дополнительных деталей в виде цветов, листьев, снежинок и т.д., позволяет использовать в качестве определения времен года. Яблоки, листья, снежинки, птицы, цветы, животные в этом пособии – многофункциональные. В зависимости от поставленной цели их можно использовать во многих дидактических играх для решения конкретных задач.

        Пособие может использоваться как форма реализации образовательной программы  в плане организации образовательной ситуации (игровой, проблемной, практической ситуации по интересам); может использоваться как демонстрационное средство. (Т.е. на самом дереве может быть размещен демонстрационный материал), инициирующий детей к определенной деятельности.

        Дидактическое пособие «Чудо чудное – дерево мудрое» использую в разных видах деятельности:

  • двигательной (пальчиковые, дидактические и подвижные игры);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, картины, образно-символический материал и т.п.);
  • продуктивной (материалы для лепки, рисования, аппликации, конструирования);
  • музыкально-художественной (детские песни, танцы, дидактический материал);
  • чтения художественной литературы и фольклора (книги, аудио-видео диски, иллюстративный материал, пальчиковый и др. театры и т.п.).

        А если сказать в общем, то в результате использования данного пособия:

  • стимулируется детская инициатива, интерес и активность;
  • дети приобретают  навыки самостоятельной работы с различным материалом;
  • формируется навык коллективной деятельности (когда детям надо решить собрать разрезанные части в единое целое и т.п.);
  • развивается коммуникативная деятельность (умение высказывать мнение, отстаивать его, слушать собеседника, находить компромисс);
  • развивается мелкая моторика руки.

          

        Вывод:

            Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоил в детском саду прочно останется у него навсегда.

        Данное методическое пособие изготовлено из доступных материалов и творчески работающий педагог может изготовить его для работы с детьми разного возраста.

Список литературы:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, М:2022г.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. 2020г.

3. С.Н.Николаева  Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе, М – 2016г.

4. М.П. Костюченко  Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт.-сост.

, 2018г.

5. З.А.Ефанова. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа. 2017г.

6. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений.  Средняя группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018г.

7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2019г.

8. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие"Чудо-дерево"

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»Данное пособие используется в качестве выносного материала во время прогулки, а также в помещении во время НОД в любое время года.Цель: Развитие дв...

наглядно-дидактическое пособие "Чудо-дерево"

Многофункциональное дидактическое пособие...

дидактическое пособие "Чудо дерево"

Представляет собой дерево , на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от заданий работы с ним....

Методические рекомендации к развивающему дидактическому пособию «Чудо-сетка».

Известно, что любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании  предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зри...

Методические рекомендации к использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-дерево»

Данное пособи можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей,  в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой матевац...

Авторское дидактическое пособие "Чудо-теремок"

Пособие по развитию речи детей старшего возраста с использованием техники "Синквейн"...

Авторское дидактическое пособие "Чудо-дерево"

Описание авторского дидактического пособия "Чудо-дерево", варианты игр и упражнений...