Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей » Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста Подготовила: Манкевич О.Н.

Слайд 2

Читательская (языковая) грамотность дошкольника – способность демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства в личных, общественных, обучающих ситуациях общения; – способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе уважения к человеческому достоинству.

Слайд 3

СТОРИТЕЛЛИНГ – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй» Техника сторителлинг , которая лежит в основе игры « Кубики историй » открывает уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запомнить сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

Слайд 4

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КУБИК БЛУМА» ✅Назови. Если выпадает эта сторона, то детям предлагают обозначить предметы или явления. Например, назвать главных героев сказки. ✅Почему. Здесь задаются вопросы, которые показывают причину тех или иных явлений. Например, почему в сказке «Гадкий утенок» был так не любим всеми? ✅Объясни. Здесь идет уточнение тех проблем, которые возникают в теме. Например, Как ты думаешь, обитатели двора были справедливы к гадкому утенку? ✅Предложи. Ребенок может предложить свою версию сказки. ✅Придумай. Проявляется фантазия ребенка. Можно придумать, например, друзей утенку. ✅Поделись. В данном вопросе дети делятся своими эмоциями по поводу пройденного произведения, выражают свою точку зрения.

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГ — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Разновидности скрайбинга . Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов: 1. Рисованный. Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. 2. Аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн - сервисы.

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ - это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом. Работа с текстом до чтения. Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом во время чтения. Главная задача взрослого - обеспечить восприятие текста. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. Работа с текстом после чтения. Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ» («ПЛЮС, МИНУС»). При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) утверждений. ПРИЕМ « ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ. • Тонкие вопросы требуют односложного ответа и задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как зовут? • А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…? ГОРЯЧИЙ СТУЛ Это прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то детей. Затем задают вопросы по тексту, на которые ребенок, сидящий, должен будет давать развернутые ответы.

Слайд 9

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» Например, после прочтения сказки можно попросить детей составить логическую цепочку, которая покажет как развивался сюжет в произведении. ПРИЕМ «ЧТО НАПУТАЛ ХУДОЖНИК» ПРИЕМ «УГОЛКИ». По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть описывает положительные стороны героя, другая часть отрицательные. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ ИЛИ ПРОБЕЛАМИ». Необходимо вставить пропущенные слова.

Слайд 10

ПРИЕМ «ЗХУ» (ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ) ПРИЁМ «ПЕРЕМЕШАННЫЕ СОБЫТИЯ» Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок ПРИЁМ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ (ОС) Это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью знаков: ключевых слов, фраз; забавных рисунков; символов; схем. ПРИЕМ «ПИРАМИДА ПРЕДСКАЗАНИЙ» Цель: научить детей формулировке и построению гипотез. Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел. 1. Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а бабочка (крокодил, кузнечик)? 2. Что было бы, если бы …. все люди настали ходить на руках, вверх ногами? 3. Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и светило солнце?

Слайд 11

Творческие приёмы: -Создай рекламную брошюру…. -Предложи картинку – иллюстрацию к тексту, не рисуя её, а просто опиши, что там будет словами. -Подбери пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации. -Дай совет герою, запиши (нарисуй) его. -Перескажи текст от лица разных персонажей. -«Мим – театр»: покажи героев произведения при помощи мимики. -Придумай вопросы для викторины, кроссворда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

 Современные дети — это больше «зрители»,  которые хотят  воспринимать    «красивую картинку». Чтение уходит на второй  пл...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Читательская (литературная) грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать. тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с соц...