Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности
статья (подготовительная группа)

Бондарева Татьяна Николаевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.vosp_.doshk_._cherez_igry_ekolog._napravlennosti.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности»

                                                                                                                                                                               

  Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происходят количественные и качественные  изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.

  • Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности
  • Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
  • Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.
  •  Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
  • Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

      Согласно требованиям ФГТ, предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

    Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

      Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание  уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.   По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Для повышения интереса детей к дидактической игре и природным объектам вводится элемент соревнования или проблемной ситуации.

Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.  Создаётся положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.

Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»

Игра – это  способ осмысления  окружающего мира и своего места  в  нём, освоения, соответствующих  различным ситуациям,  моделей  поведения....

Экологическое воспитание дошкольников через игру

В статье представлены игры для ознакомления дошкольников с миром природы....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через игру»

В современном  мире  проблемы  экологической  среды приобрели первостепенное  значение, поэтому  особо  остро  встала  задача  более  широкого...

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников через подвижные экологические игры

В последние годы остро встал  вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть своего дня. Дошкольники еще малы и не могут без ...

«Экологическое воспитание дошкольников через игру»

Игра – это  способ осмысления  окружающего мира и своего места  в  нём, освоения, соответствующих...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...