Мастер-класс для педагогов по созданию интеллект-карт «Помогите им обняться»
материал

Правдюкова Людмила Евгеньевна

Мастер-класс для педагогов по созданию интеллект-карт «Помогите им обняться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_intellekt_karty.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по созданию интеллект-карт «Помогите им обняться»

Автор: Правдюкова.Л.Е воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» г. Нефтеюганска

Цель: познакомить участников с правилами создания интеллект-карт, вариантами использования интеллект –карт в жизни и в педагогической деятельности.

Оборудование:

Листы А3 с нарисованным кругом в центре – 6 штук, цветные маркеры, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши,

Ход мастер-класса:

Мастер: Приветствую вас, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер-классе, тема которого «Помогите им обняться!».

1. Речь идет о нейронах нашего мозга, «обнимающих» другие нейроны. Один известный психолог назвал их самыми великими любителями обниматься во всей известной нам Вселенной? Каждый нейрон в любой момент времени в состоянии образовывать связи с 10 000 ближайших нейронов, обнимая их своими дендритами. И чем больше информации обрабатывает наш мозг, тем больше связей образуют нейроны.

В современном мире на нас обрушивается огромный поток информации. Порой бывает сложно с ним        справиться, структурировать ее, разложить по полочкам. определить какая необходима в первую очередь, а какая может пригодиться в будущем.

Согласны со мной?

2.        Прочитав        книгу        британского        психолога        Тони        Бьюзена «Супермышление», который раскрыл безграничные возможности нашего мозга, назвав его супербиокомпьютером, я сделала для себя открытие, что возможности нашего мозга действительно удивительно безграничны. Я нашла способ структурировать информацию. Считаю, что это интересно и необходимо освоить каждому.

Хотите узнать об этом побольше?

3. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза, предложу вам слово и прошу вас назвать все ассоциации, которые вызовет мое слово.

Итак, прошу закрыть глаза. Это слово МАНДАРИН (пауза 5 сек) Откройте, пожалуйста, глаза.

Как быстро ваш мозг выдал ассоциацию? Какой была первая ассоциация?

Потом ваш мозг стал работать активнее, какие еще ассоциации у вас возникли?

Вывод: То есть кто-то из вас увидел картинку, цвет, другой почувствовал вкус, запах, текстуру, третий увидел место. Это демонстрирует уникальные возможности нашего мозга, ведь у каждого        из вас за это короткое время возникло множество разных ассоциаций.

Интересно? Хотите продолжить?

4. Тогда нам понадобится: • большой лист белой бумаги,

• набор цветных карандашей, фломастеров, маркеров 5. Итак, возьмите в одну руку фломастеры. Предлагаю вам тему, переверните лист бумаги. Это слово ПРАЗДНИК.

6. Обратите внимание, слово расположено в центре листа, написано большими печатными буквами, обведено.

7.        Выберите фломастер любого цвета и нарисуйте толстую ветвь от центрального образа. Эта ветвь обозначает ваше первое слово-ассоциацию. Подпишете ветвь этим словом.

8. А теперь за 1 минуту, напишите и расположите таким образом вокруг центрального изображения еще 7-10 ассоциаций. У каждой ветви свой цвет.

Ветка такой же длины, как слово.

9. Вам понятна задача? Есть вопросы? Тогда прошу приступить к поиску ассоциаций к этому слову

Время пошло (отсчет 1 мин при помощи песочных часов) 10. Дописываем последнее слово, откладываем фломастеры. Какие ассоциации возникли у вас?

Участники называют ассоциации на слово «праздник».

Мастер: Вы обратили внимание, как мало одинаковых слов вы назвали. Насколько разные у вас всех ассоциации. Это означает, что мышление каждого человека индивидуально и уникально, а возможности мозга безграничны! Согласны со мной?

Если бы я дала вам больше времени, у вас было бы больше ассоциаций? Предлагаю продолжить.

11. К каждой ассоциации добавьте новые слова и разместите их на ветках потоньше. Вы можете задавать себе вопрос Что? Кому? Почему? Когда? Зачем?, Для каждой ветки и ее веточек используйте те же цвета.

Для выполнения этого задания у вас 5 минут. (песочные часы)

12. А теперь обведите каждую основную ветку с ее ответвлениями, то есть отделите каждую часть вашей схемы друг от друга.

Поздравляю вы создали свою первую интеллект-карту. Кто позволит показать свое творение?

13. Давайте попробуем предположить, что думал человек, который работал с этим словом? (выслушать ответы) Назовите, пожалуйста, свой вариант.

Обращаю внимание, что карты у участников разные. Это еще раз доказывает уникальность мышления каждого человека.

14. Эта карта может помочь вам ответить на некоторые вопросы и определить какие-то связи между ее частями.

Предлагаю свои варианты вопросов и связей.

15. Итак, вы создали интеллект -карту. Эту удивительную интеллект-карту разработал Тони Бьюзен в 1965 году. Он предположил, что благодаря своей разветвленной        структуре,        подобные        карты        способны        раскрывать интеллектуальный потенциал человека, способствуют развитию обоих полушарий мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа. В свою очередь это чрезвычайно важно для становления и развития

творческой личности, структурирования огромного потока информации в современном мире.

Радиантная        (многомерная)        структура        карт        отражает        реальное мышление человека, именно поэтому информация, представленная в виде подобной схемы, лучше усваивается человеком.

Тони Бьюзен предлагает 99 областей ее применения. (на слайде) Скажите, где и когда вы можете использовать интеллект-карту? Ответы участников.

Мастер: А теперь предлагаю самые оригинальные варианты применения от Тони Бьюзена. (на слайде) Захотелось ли вам использовать интеллект-карту?

Но для того, чтобы ее правильно составлять, нужно соблюдать определённые правила. Эти правила очень простые, но при этом весьма эффективные. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте разберем правила на примере готовой интеллект карты.

1. Лист бумаги располагается горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радианной структуры и позволяет расширять и модернизировать ее.

2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится основная идея (мысль, предмет, тема).

3. От центра исходят толстые основные ветви — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4. Каждая ветка подписывается, либо иллюстрируется символом, рисунком, обозначающим для вас то или иное понятие.        Слова пишутся печатными буквами.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Чем больше ярких изображений, символов, на интеллект-карте, тем лучше. 6. Располагайте ветви по кругу от центрального изображения.

7. Делайте ветви такой же длины, как слово или изображение на них.

8. Используйте цвета при работе над интеллект-картой, создайте собственный цветовой код для ветвей.

9. Используйте выделение, стрелки и соединительные линии, чтобы показать ассоциации между разными связанными темами.

10. помните, что пустые места между записями не менее важны, чем сами записи.

Интеллект-карту можно создать не только на бумаге. Существуют специальные интернет-ресурсы для создания интеллект-карт как в онлайн формате, так программы, которые можно установить на компьютер, например, программа simplemap.

По словам американской поэтессы Мэри Оливер, нам дана «единственная, рискованная и бесценная жизнь». Если ваша жизнь кажется вам сплошной чередой бесконечных дел, интеллект-карта поможет найти время на себя и понять, чем вы на самом деле хотите заниматься в эти моменты.

Их применение позволяет создавать рабочие планы, планировать события, намечать цели, мотивировать и т.д. При помощи карт проще запомнить учебный материал, систематизировать полученные знания, применить их в решении жизненных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"

В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...

Конспект ООД по конструированию в старшей группе с помощью Тико – конструктора и созданию интеллект-карты «Наш друг Снеговик».

Цель: Посредством конструктора ТИКО моделировать плоскостную конструкцию снеговика и создать интеллект-карту.Задачи:Обучающие:-Продолжать учить решать проблемные задачи, ориентироваться на плоскости и...

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на ...