Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.
материал (подготовительная группа)

Любовская Екатерина Алексеевна

Взаимодействие воспитателя и учителя логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в работе

по преодолению тяжелых нарушений речи с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

В последнее время практическая деятельность воспитателя и учителя-логопеда имеет много точек соприкосновения в связи с участившимися случаями работы с детьми, которые страдают проблемами речевого развития. Актуальность рассмотрения данного вопроса не вызывает сомнений, так как важен не только процесс понимания причин нарушения речи различного происхождения и разной степени выраженности, но и пути коррекционного обучения, в том числе в условиях логопункта. Стоит отметить, что превалирующая роль в тандеме «воспитатель» и «учитель-логопед» принадлежит логопеду, который определяет задачи обучающего процесса коррекции, ставит цель, наполняет содержанием данный процесс и фиксирует происходящие изменения познавательной активности ребенка. Воспитатель на занятиях закрепляет результаты, полученные воспитанником на логопедических занятиях. Кроме того, немаловажен факт тесного сотрудничества с родителями детей, имеющих дефекты речи. Это необходимо для того, чтобы провести успешную диагностику на определение причины аномального развития речи ребенка, а в дальнейшем иметь хорошую успеваемость в школе. Стоит отметить, что основными факторами речевых нарушений являются ухудшающаяся экологическая обстановка региона и дефицит таких микроэлементов как йод и фтор, внутриутробные патологии, в том числе родовые травмы, инфекционные заболевания мамы и плода, ослабление детского организма заболеваниями.

Родители должны быть информированы, что ребенок воспринимает речь окружающих его людей, как образец для подражания. Но, к большому сожалению, констатация факта такова, что наблюдается снижение языковой культуры в целом. Не только неправильно оформленная речь изобилует при диалоге родителя и ребенка, но порой, в открытом доступе слышны сленговые слова и фразы. Одновременно дети часто подражают героям мультипликационных фильмов, которые не всегда несут в себе положительный образ, а привлекают либо неординарностью поступков, яркостью декораций и общего антуража. Нарушение звуковой культуры речи, если не работать над искоренением дефектов, может повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речевого взаимодействия. В первую очередь в образовательном учреждении важно создать оптимальные и комфортные условия, в которых предстоит работать специалистам с детьми для устранения тяжелых нарушений речи.

Одним из вариантов может быть создание специализированного места, так называемый логопедический пункт, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.  Надо отметить, что в логопункты берут не всех детей, а только самых нуждающихся. Так, например, в нашем детском саду успешно функционирует такой логопункт, куда мы отобрали детей с тяжелыми нарушениями речи. Особое внимание уделяем детям подготовительной группы, так как им предстоит в скором будущем окунуться в школьную жизнь, где они будут вынуждены активно общаться, уметь выражать свои мысли при этом, чтобы чувствовали себя комфортно в школьном социуме.

В нашем логопункте наибольший эффект мы можем фиксировать на индивидуальных занятиях, так как учитываются такие факторы как сложность степени нарушения речи, возрастные и психофизические особенности ребенка. По длительности занятия не превышают 25 минут. Особый упор делается на коррекцию звукопроизношения и развитие фонетико-фонематических процессов. Как показывает практика, для отдельных детей временный диапазон занятий может быть достаточно длительным от полугода до года. По мере выхода ребенка из логопункта, зачисляется следующий ребенок, нуждающийся в коррекции речи.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя направлена на успешное исправление речи детей. Проведение ими консультаций для родителей, рекомендации по четкому выполнению домашних заданий и исправлению речевых ошибок, приведет к получению хорошего результата совместного труда. На наш взгляд, рассмотрение данного вопроса необходимо подкрепить теоретическим обоснованием. Так, например, отечественный ученый Р.Е. Левина, считает, что «задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения». В связи с этим заметим, что очень важен выбор форм и методов работы. По нашему мнению эффективным средством обучения можно считать организацию предметных ситуаций, сочетаемую с подбором наглядно-дидактического, игрового и иллюстративного материала. Совокупное использование этих элементов способствует развитию словарного запаса, вовлечению в речевую активность. Образовательная деятельность детского сада позволяет детям с нарушением речи на занятиях, таких как рисование, лепка, изобразительная и музыкальная деятельность, способствовать формированию связи между словом и образом. А выполнение различных действий, которые производятся детьми по словесному указанию воспитателя, формируют речевые умения. Развитие мелкой моторики, через аппликации, несложные поделки, способствует введению в речь слов сравнительной степени.

Для эффективности работы с детьми и достижения положительного результата на занятиях в логопункте, применяем целый ряд игровых моментов – это могут быть лото, карточки, использование которых позволяет не только проговаривать слова, правильно строить фразы и предложения, но и описывать предметы, указывать их отдельные признаки. Очень любят дети, когда к ним в гости приходит, кукла Маша или Петрушка. Учитывая актуальность реализации программ по погружению детей дошкольного возраста в изучение родного края, на занятиях используем, такой персонаж как кукла Белогорочка, и тогда ребенок учится строить диалог с ней, либо воспроизводим какую-либо определенную ситуацию. Накопление средств разговорной речи с использованием измененных форм слова может происходить при использовании вопросно-ответной формы и беседа, построенная на знакомых предметах или ситуативных моментах, расширит возможность речевого общения.  

Представляя свою совместную работу учителя-логопеда и воспитателя, нельзя не сказать о таких моментах образовательной деятельности как прогулки и экскурсии. Тяжелые нарушения речи детей нуждаются в постоянном и систематическом исправлении. Жизненные явления, наблюдаемые детьми, соотношение явлений и предметов, объектов окружающей жизни, способствуют постижению происходящих вокруг него процессов, через дифференциацию предметов окружающего мира, тем самым формируя мировоззренческую позицию. Применение данного метода не должно ограничиваться передачей готовых знаний, а требует размышлений, анализа и синтеза предметов, выделения общего и частного. Стоит обратить особое внимание на то, что ребенок должен осмысленно понимать само явление, действие и их словесные обозначение, а затем последовательно подойти к организации устной речевой практики, которая позволит закрепить словесные выражения, относящиеся к происходящему.

Немаловажным моментом работы с ребенком, страдающим тяжелым расстройством речи, привести его к пониманию и выстраиванию логических связей. Данный вид работы направлен не только на развитие словарного запаса, но и постижению временных рамок, признаков, явлений, выделение причинно-следственных связей, чтобы слова усваивались не изолированно друг от друга, а в определенной логической последовательности.

Логопедическая работа с детьми невозможна без применения методов, способствующих решению проблем артикулирования звуков и осознанного анализа звукового состава речи. В педагогическом процессе на этот вид деятельности может уходить достаточно большой объем времени. Используя специальные упражнения, чередуем усвоение звуков определенных фонетических групп. Однако, чтобы приблизиться к получению относительной четкости и чистоты звуков, необходимо старание ребенка по выполнению тренировочных упражнений, направленных на уточнение артикуляции, начиная от наиболее легких для произношения звуков и подходя к постановке более сложных. В этой связи целесообразно применять артикуляционную гимнастику, например, «Румяные щечки».

Таким образом, решение проблемы тяжелого нарушения речи у детей дошкольного возраста нуждается в системном подходе, применении многообразных форм работы и партнерскому отношению воспитателя и учителя-логопеда.

                                                     Литература:

  1. Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. – М. – 1969.
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., Просвещение, 1967.
  3. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005.
  4. Филичева т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»

Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...

Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...

Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время  образование детей с ограниченными возможностями здоровья –   одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...